Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Императив международно-правовой обязанности признания Республики Арцах

Республика Арцах стала субъектом международного права в силу факта своего появления в качестве суверенного государства. Суверенность нации есть принцип права большинства государств мира.

Иррациональное преступное затягивание окончательного признания Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики), продиктованное откровенно конъюнктурными соображениями и игнорирующее международное право, реальности международной жизни, стало фактором кризиса и девальвации международных норм, полностью дестабилизировало международную безопасность в результате продолжающейся безнаказанности террористической агрессии Тройственного союза Турция-Азербайджан-«ИГ», «Аль-Каеда» (организации запрещены в России) против Республики Арцах осенью 2020 г. и нынешней азербайджанской террористической блокады Республики Арцах.

Ничем не объяснима и не оправдана политика затягивания, потому что краеугольным камнем урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является признание неотъемлемого права на жизнь и свободу народа Арцаха, то есть окончательное признание независимости Республики Арцах, народ которой подвергается геноциду и находится под неоднократно объявленной властями Азербайджана угрозой очередного окончательного геноцида.

Попытки кем-либо не признавать независимость Республики Арцах также нелепы, как и заключение группы британских юристов в октябре 2011 г. признать Декларацию независимости США 4 июля 1776 г. незаконной, а независимость США нелегитимной (http://lenta.ru/news/2011/10/20/declaration/).

В мире распространено заблуждение, что признание целиком зависит от желания признающего государства. Вместе с тем, согласно международному праву, у международного сообщества государств существует именно обязанность признать новое государство, если оно удовлетворяет необходимым требованиям.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, которая принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г. зафиксирован следующий принцип: «Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом. Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях».

Там же констатирован «Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом. Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права». (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles).

Таким образом, принцип «Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом» налагает императивные обязательства по признанию Республики Арцах, а затягивание этого и непризнание нового возрожденного государства является нарушением данного принципа, а также такого положения, как «принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом». В юридической обязанности признания Республики Арцах не может быть никакого двойного толкования. Подписав Хельсинкский Заключительный акт в 1975 г., государства-участники также обязались добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.

Затягивание признания Республики Арцах противоречит Уставу ООН. В Уставе ООН, в Главе I: цели и принципы, Статья 1 гласит: «Организация Объединенных Наций преследует Цели: 1.Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;». (http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html). Из содержания Устава ООН вытекает обязанность государств уважать и признавать самоопределение Республики Арцах.

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. в статье 1, пункт 3 подчеркивает: «Все участвующие в настоящем Пакте Государства (…) должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».(http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol)

Обязанность признания, вытекающая из принципа сотрудничества государств, констатируется рядом авторитетных юристов-международников. (Кофман Б.И., Курдюков Г.И., Мингазов Л.Х., Фельдман Д.И.). Доктор юридических наук Д.И. Фельдман подчеркивал: «Нельзя говорить о государствах законных и незаконных. Все государства, вышедшие на международную арену в результате осуществления принципа самоопределения, законны с точки зрения международного права». (Фельдман Д.И. О некоторых формах и способах международно-правового признания новых государств // Советский ежегодник международного права. 1963. М., 1965. С. 130).

Видный юрист-международник Чен (Ti-chiang Chen) пишет об обязанности признания новых государств. (Chen, Ti-chiang «The international law of recognition, with special reference to practice in Great Britain and the United States». New York. 1951. (https://archive.org/details/cu31924016945770)

Авторитетный юрист-международник, ведущий научный сотрудник СОПС Министерства экономического развития Российской Федерации Джантаев Х.М. свидетельствует: «Новое государство, с момента своего появления на международной арене, имеет право на полное и окончательное признание (признание де-юре)». (Формы и виды признания в современном международном праве // Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2011, № 4. С.157).

В США в 1792 г. была сформулирована доктрина первого государственного секретаря США Томаса Джефферсона, суть которой состоит в том, что если государство создано в соответствии с «волей нации» (то есть, говоря современным языком, на основе референдума), то оно должно получить признание Соединенных Штатов. Это принцип провозглашался в качестве «самоочевидной истины». Критерий Джефферсона исключал какие-либо конъюнктурные соображения, которые могли бы тормозить признание вновь возникших государств. Согласно этой доктрине были признаны страны Латинской Америки.

Республика Арцах образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Арцахе 10 декабря 1991 г., в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР. В Республике Арцах уже прошли три референдума: о независимости 1991 г. и конституционные референдумы 2006 г. и 2017 г., которые подтвердили независимость Арцаха. Проведение референдумов в Республике Арцах имеет необратимые международно-правовые последствия. Право народа Арцаха на самоопределение, воля нации, выраженная на трех референдумах о независимости, должна быть уважаема и не подлежит обсуждению.

Президент России В.Путин, объясняя решение по Крыму 9 марта 2015 г. констатировал: «Мы результаты референдума знаем. И мы поступили так, как обязаны были поступить». (Фильм «Крым. Возвращение на Родину». https://smotrim.ru/brand/59195).

11 марта 1999 г. в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху, в которой отмечалось, что «в сентябре 1991 года НКАО декларировала свою независимость после развала СССР и аналогичных деклараций бывших Союзных Республик». (21 июня 1999 года. Официальный журнал Европейских Сообществ, C175/251. http://www.mfa.am/u_files/file/nk-rus_2014.pdf). Тем самым была признана международно-правовая обоснованность провозглашения карабахской независимости, аналогичная другим союзным республикам. У Республики Арцах есть все достаточные основания для членства в ООН.

В международной практике есть прецеденты обязывающих решений СБ ООН по признанию других государств. Так в резолюции №833 от 27 мая 1993 г. Совет Безопасности потребовал, чтобы Ирак уважал нерушимость международной границы с Кувейтом, то есть признал независимость Кувейта, которую он ранее не признал. (https://undocs.org/ru/S/RES/833(1993)). Багдад официально признал резолюцию №833 в 1994 году.  22 сентября 2003 г. действующий председатель Временного управляющего совета Ирака Ахмед Чаляби заявил, что Ирак признает международные границы, проведенные в соответствии с резолюцией СБ ООН номер №833 от 1993 г., и признает Государство Кувейт (https://ria.ru/politics/20030922/437344.html)

Определение статуса - исключительное право народа Республики Арцах. Современное нормативное содержание принципа самоопределения включает в себя как права народов, так и соответствующие ему право добиваться поддержки от других государств в осуществлении этого принципа и юридическую обязанность государств не только уважать это право, но и содействовать ему. Право народа Арцаха на самоопределение следует назвать в качестве примера нормы jus cogens международного права. Императивной нормой (jus cogens) международного права является норма, которая стоит в иерархическом отношении выше других норм международного права, как норма, отклонение от которой недопустимо. Универсальный принцип самоопределения народа Арцаха не противоречит понятию территориальной целостности государств, так как они применяются к разным сферам международных отношений и юридически не противопоставимы.

Свободный Арцах — это консолидирующая идея для всех нормальных людей, чётко представляющих противозаконность затягивания неизбежного признания Республики Арцах. Продолжающаяся безнаказанность террористической агрессии Тройственного союза Турция-Азербайджан-«ИГ», «Аль-Каеда» (организации запрещены в России) против Республики Арцах осенью 2020 г. наглядно продемонстрировала как уязвима современная цивилизация перед очевидной растущей экзистенциальной угрозой.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется повышением институционального уровня организованности террористической преступности.  Террористический Тройственный союз Турция-Азербайджан-«Аль-Каида» и «Исламское государство» (организации запрещены в России) создал страшный и опасный для всего мира прецедент того, что путем терроризма, агрессии, геноцида, военных преступлений, отрицания Устава ООН и международного права, растаптывания международных договоров можно добиться своих преступных террористических целей и не быть незамедлительно осужденным и привлеченным к ответственности.

Неизменно и закономерно возникает вопрос, понимает ли международное сообщество, что оно безответственно натворило своим противоправным затягиванием признания Республики Арцах, политикой умиротворения турецко-азербайджанских террористов и немыслимой безнаказанностью агрессии Азербайджана, какой грех оно совершило, сколько людей погибло, какие страшные последствия это уже имеет для человечества?

Во многих странах мира (Франция, Бельгия, Нидерланды, Британия, Швейцария, Уругвай, Италия, Австралия, Люксембург, Испании, Чили, Организация американских государств, Европейский парламент и др.) приняты официальные документы, в которых четко и недвусмысленно осуждают агрессию Азербайджана и Турции против Республики Арцах, призывают к признанию Республики Арцах, к выводу азербайджанских войск и турецких наемников-террористов из оккупированных районов Арцаха, указывают на необходимость возврата к территориальному статус-кво на 26 сентября 2020 г. и соблюдению бессрочного Соглашения о полном прекращение огня и военных действий от 12 мая 1994 г., требуют расследовать военные преступлений Азербайджана для суда и наказания виновных, незамедлительного прекращения азербайджанской блокады Республики Арцах.

Следует применить в отношении бакинского режима конкретные адекватные механизмы принуждения. Миру важно устранить преступные, немыслимые в XXI веке результаты агрессии террористического Тройственного союза Турция-Азербайджан-«ИГ» и «Аль-Каида» (организации запрещены в России) против Республики Арцах и цивилизации и военного преступления Азербайджана - блокады Арцаха.

Во-первых, осудить террористический Тройственный союз Турция-Азербайджан «ИГ» и «Аль-Каида» (организации запрещены в России), который попрал международное право, Устав ООН и совершил преступную агрессию против Республики Арцах и цивилизации (с 1918 г. Четвертая азербайджано-карабахская война), оккупировал 80% территории суверенной страны. Это стало и продолжает оставаться прямым экзистенциональным вызовом международной безопасности, цивилизационной и геополитической катастрофой XXI века.

Во-вторых, необходимо обязательное по международному праву окончательное признание Республики Арцах и восстановление ее территориальной целостности. Очевидно, что попытка ставить под сомнение независимость Республики Арцах преступна.

Азербайджан, то есть государство-правонарушитель бессрочных международных договоров - Соглашений 1994, 1995 гг., обязан восстановить Status quo ante bellum, то есть «ситуацию, которая существовала до войны». Должна быть восстановлена территориальная целостность Республики Арцах в полном объеме. По международному праву никакие территориальные приобретения оккупационного режима Азербайджана в результате применения силы и срыва международных договоров, нарушения Устава ООН не должны признаваться законными.

В третьих, необходимо применение в отношении Азербайджана санкций, заморозки активов, в том числе индивидуального характера против официальных лиц, ответственных за преступную террористическую блокаду Арцаха, являющуюся прямым продолжением террористической агрессии против Республики Арцах 2020 года.

Исполнение императивной обязанности мирового сообщества признать государственную независимость Республики Арцах, выразить безусловную поддержку суверенитету, независимости и территориальной целостности Республики Арцах даст возможность возродить международное право, эффективность ООН, остановить терроризм и геноцид, восстановить высшую справедливость.

Рубен Заргарян, кандидат исторических

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.