Ведущий аналитик Фонда Карнеги Том де Ваал написал статью на сайте фонда, в котором коснулся возможности возобновления боевых действий между Арменией и Азербайджаном в 2024 году.
Как в Украине, так и на Южном Кавказе 2024 год будет критическим и одновременно станет испытанием для европейских политиков.
Встает вопрос об Азербайджане и Армении и о том, будет ли это год войны или мира. Переговоры по двустороннему мирному соглашению, которое нормализует отношения между двумя странами после тридцати лет конфликта, продолжаются, но все еще существует угроза насилия на юге Армении и вокруг него – в регионе под названием Сюник, исторически известном как Зангезур.
13 февраля армянские военные сообщили, что двое военнослужащих погибли в результате обстрела с азербайджанской стороны в районе села Неркин Ханд в Сюнике. Это территория, близкая к Азербайджану, куда российские пограничники ранее не допускали наблюдателей мониторинговой миссии ЕС.
Большинство козырей по-прежнему в руках у Азербайджана. Президент Ильхам Алиев был переизбран на пятый срок на пост президента 7 февраля. Никогда еще он не выглядел таким уверенным. Алиев обрел новую легитимность в глазах общественности благодаря своей военной победе в сентябре прошлого года, когда его войска молниеносной операцией захватили Нагорный Карабах, вынудив все армянское население бежать и разрешив конфликт, длившийся десятилетиями, насилием.
Карабахская операция ускорила охлаждение отношений между Азербайджаном и Западом, который до последнего момента пытался добиться мирного разрешения конфликта. Это связано с тем, что отношения между Арменией и Россией находятся в процессе впечатляющего разрыва, а ЕС активизирует свое сотрудничество с Арменией.
И наоборот, уверенность Алиева исходит из двойной страховки с двумя его большими соседями: тесного союза с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и взаимовыгодного партнерства с президентом России Владимиром Путиным. Акцент скорее делается на двух лидерах, а не на их странах— это очень личные связи между людьми, говорящими на одном мачо-языке власти и денег.
Переговоры при содействии Запада в Брюсселе и Вашингтоне были приостановлены с лета прошлого года. Остается двусторонний процесс, возглавляемый советниками по национальной безопасности Армении и Азербайджана, работающими над текстом мирного соглашения.
Это серьезный процесс, который дал хорошие результаты 7 декабря, когда армянские пленные были освобождены в обмен на то, что Армения сняла вето на проведение Азербайджаном климатического саммита COP-29 в Баку в конце 2024 года.
Двусторонний мирный процесс без посредников имеет то преимущество, что никакие иностранные программы или эгоизм не могут помешать заключению сделки. Но армянская сторона также опасается, что в асимметричной ситуации Баку может навязать свою повестку, требуя уступок и одновременно угрожая применить силу.
Сообщается, что в достижении соглашения есть три основных камня преткновения. Одним из них является демаркация границы между Арменией и Азербайджаном, где многочисленные карты из разных периодов советской эпохи дают разные интерпретации того, где следует проводить линии.
Второй вопрос заключается в том, какие международные гарантии и механизм разрешения споров будут необходимы для обеспечения устойчивости соглашения. Армяне хотят как можно большей международной поддержки, в то время как азербайджанцы хотят минимум вовлеченности.
Третий вопрос – это весьма спорный вопрос об открытии давно закрытого коридора или транзитного маршрута через 43 километра территории Армении, соединяющего основную часть Азербайджана с его эксклавом Нахиджеваном, граничащим с Турцией. Азербайджан заинтересован в воссоединении маршрута между двумя частями своей территории, которые будут иметь как можно меньше контроля со стороны Армении. Армения не желает уступать суверенитет и безопасность своей стратегически важной южной приграничной территории.
Существует сильный стратегический интерес Запада ко второму пункту, и тем более к третьему – вопросу так называемому Зангезурскому коридору. Что касается безопасности, Азербайджан настаивает на том, чтобы пограничники Федеральной службы безопасности России (ФСБ) охраняли железнодорожное и автомобильное сообщение. Они цитируют трехстороннее армяно-азербайджано-российское заявление о прекращении огня ноября 2020 года, в котором открыто упоминается об этом, несмотря на то, что остальная часть этого соглашения в настоящее время утратила силу. В январе министр иностранных дел России Сергей Лавров вновь заявил, что эта часть соглашения должна быть выполнена.
Со своей стороны, армянская сторона работает над тем, чтобы избавиться от российского влияния, в том числе от пограничников, дислоцированных там после распада Советского Союза. Если бы русские остались по воле Азербайджана, это было бы серьезным стратегическим ударом.
В Армении есть предположение в том, что между Баку и Москвой существует соглашение, на которое Анкара дала согласие. Есть по крайней мере косвенные доказательства, подтверждающие это. Для россиян контроль над транзитным маршрутом стал бы большим успехом. Им будет официально передан контроль над участком железной дороги, связывающим Россию и Иран и ведущим к Персидскому заливу, впервые за десятилетия. Это будет основной железнодорожный маршрут с севера на юг, по которому Россия сможет восстановить свои связи с Ближним Востоком, поскольку война с Украиной и противостояние с Западом будут длиться еще долго.
Тревожный сценарий заключается в том, что мирное соглашение не будет подписано до тех пор, пока Азербайджан не получит то, что он хочет, на юге Армении. Другими словами, в 2024 году Армения, скорее всего, окажется под сильным давлением со стороны Баку и Москвы, которые используя разные методы, будут добиваться осуществления плана по Зангезурскому коридору, который не устраивает ни Ереван, ни западные державы.
Именно поэтому за местными инцидентами насилия, такими как инцидент возле Неркин Ханда, необходимо очень внимательно следить. Небольшие столкновения, подобные этому, могут привести к новому конфликту и роковым последствиям для всего региона.
Добавить комментарий