МИД РФ усиленно пытается навязать международному сообществу представление о том, что Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года продолжает действовать
На брифинге 9 ноября пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова затронула инициативу Армении «Перекресток мира», выдвинутую на форуме «Шелковый путь», который недавно прошел в Грузии. По ее словам, эта инициатива «во многом созвучна проектам, которые обсуждаются на протяжении последних лет в рамках Трехсторонней рабочей группы», которая «занимается разблокированием экономических и транспортных связей в регионе». «По нашему твердому убеждению, этот процесс играет важнейшую роль в нормализации отношений между Баку и Ереваном и способствует стабилизации и раскрытию транзитно-логистического потенциала всего Южного Кавказа», - подчеркнула Захарова.
Но привлекло внимание не это. Комментируя вопрос относительно создания в структуре Службы национальной безопасности Армении спецподразделения по охране коммуникаций, Захарова заметила, что «в соответствии с упомянутыми трехсторонними договоренностями контроль за транспортным сообщением между Азербайджаном и Нахичеванской Автономной Республикой призваны осуществлять органы Пограничной службы ФСБ России».
То есть Захарова напрямую сослалась на Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года, где в частности, говорилось: «Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России».
Из этого видно, что МИД РФ усиленно пытается навязать российской и армянской общественности, а также международному сообществу представление о том, что Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года продолжает действовать. И это при том, что Азербайджан нарушил все имеющиеся положения данного соглашения, изгнал из Нагорного Карабаха армянское население, захватил 150 кв. км территории самой Армении. А российская сторона не выполнила своей миротворческой миссии и не остановила азербайджанскую агрессию против Нагорного Карабаха. Но если послушать МИД РФ, то Армения должна все пункты этого соглашения, касающиеся интересов Азербайджана, скрупулёзно выполнять. Видимо, пора официальному Еревану прямо заявить, что он рассматривает Трехстороннее заявление, как документ, утративший свою силу, иначе в МИД РФ не поймут.
Вот, что я писал по этому поводу в статье «Мегринский маршрут» не нужен Армении» от 13 октября сего года: «Вообще «Мегринский маршрут» был частью пакетной договоренности в соответствии с Трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года. Азербайджан соглашался на Лачинский коридор, а Армения в ответ соглашалась на «Мегринский маршрут». После этнической чистки в Нагорном Карабахе актуальность Лачинского коридора для Армении испарилась. Поэтому власти в Ереване вполне могут сказать, что Трёхстороннее заявление, после его нарушения Азербайджаном, перестало действовать и никаких обязательств у Армении в отношении «Мегринского маршрута» больше нет».
Я также подчеркнул, что самой Армении «Мегринский маршрут» не нужен, так как торговать с внешним миром Армения прекрасно может через Грузию. «Более того, «Мегринский маршрут» несет серьезную угрозу армянской государственности и территориальной целостности. Азербайджан уже показал, что ему достаточно дать палец и он откусит всю руку. Нет никаких гарантий того, что получив доступ к данному маршруту по соглашению с Арменией, азербайджанская сторона не начнет выдвигать дополнительные требования и устраивать провокации, пока не получит экстерриториальный коридор. А попытки пресечь эти аппетиты приведут к военному вторжению, но уже под благовидным предлогом «реализации достигнутых договоренностей»», - отмечалось в статье. (https://dzen.ru/a/ZSknhGest2rIS8t2?referrer_clid=1400&).
Любой юрист-международник подтвердит, что соглашение, нарушенное одной из сторон, прекращает свое действие. Но Мария Захарова усиленно продолжает использовать ссылки на Трехстороннее заявление, чтобы подыграть интересам Азербайджана.
Примечательно, что не так давно схожие мысли высказывал заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Галузин. В интервью РБК 9 октября сего года он поставил вопрос о Зангезурском коридоре в числе нерешенных на первое место. По его словам, «сохраняет актуальность комплекс трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении». «Речь идет о достижении договоренностей по таким важнейшим компонентам, как разблокирование транспортных коммуникаций и экономических связей между Арменией и Азербайджаном».
То есть – не обеспечение прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, изгнанных со своей земли; не деоккупация Азербайджаном захваченных районов самой Армении; не вызволение из азербайджанских тюрем карабахцев, незаконно арестованных азербайджанскими спецслужбами – а именно «Зангезурский коридор». Правда, Галузин ради политкорректности предложил называть этот коридор «Мегринским маршрутом» и высказался за то, что все «должно делаться в рамках международного права».
Теперь понятно, что ссылка на «международное право» была сделана с явным прицелом придать «Зангезурскому коридору» экстерриториальный характер. Данный тезис вполне перекликается с заявлением Захаровой о контроле над коридором со стороны ФСБ России. И это при том, что правительство Армении уже не раз заявляло, что все коммуникации через территорию Армении будут осуществляться на основе внутреннего законодательства. Но МИД РФ как будто этого не заметил.
Что же происходит? Российская дипломатия оказался на подпевках у режима Алиева? Сам Азербайджан сейчас не рискует напрямую выдвигать претензии на «Зангезурский коридор», поскольку это вызвало бы резкое неприятие международного сообщества, для которого такие действия выглядели бы как прямая агрессия против суверенной страны. В поддержку территориальной целостности Армении высказались США и другие страны Запада, а также Иран, который даже пригрозил военной акцией, в случае вторжения Азербайджана в Зангезурский район.
Похоже, сейчас только МИД РФ (помимо Азербайджана и Турции) не признает территориальную целостность Армении, так как, якобы, не знает, где проходит армяно-азербайджанская граница. И услуги российский дипломатов по муссированию темы «Зангезурского коридора» очень полезны для Баку. Ведь это, по сути, легитимирует новые территориальные претензии Азербайджана к Армении.
Но не получится ли так, что МИД РФ своими непродуманными заявлениями окажет ФСБ России медвежью услугу? В конце концов, российские пограничники до сих пор присутствуют в Армении и, в частности, охраняют границу Армении с Турцией и Ираном. Однако неуместные претензии МИД РФ могут вызвать сильное раздражение не только властей Армении, но и всего армянского общества. А это в свою очередь может привести к разрыву «Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования» и соответственно к выводу наших пограничников с территории Армении.
Кстати говоря, в этом договоре имеется важное положение, в котором говорится: «Свои действия по охране государственной границы Республики Армения Пограничные войска Российской Федерации согласовывают с Президентом и Правительством Республики Армения». Там также отмечается, что «пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории Республики Армения, уважают суверенитет Республики Армения, соблюдают местное законодательство и не допускают вмешательства во внутренние дела Республики Армения».
В свете этого положения вчерашнее заявление Марии Захаровой является прямым нарушением данного договора, так как содержит покушение на суверенитет Армении. Ну а как еще понимать претензии на контроль коммуникаций на территории Армении со стороны ФСБ России без согласия армянской стороны?
МИД РФ уже добился того, что вместо миссии ОДКБ границу Армении с Азербайджаном мониторит миссия Евросоюза; что вооруженные силы Армении участвует не в учениях ОДКБ, а в учениях с США; что оружие Ереван закупает уже не в России, а в Индии и Франции. Ну, что ж – еще одно «высокопрофессиональное» усилие российских дипломатов и еще одна важная область военно-политического сотрудничества между Россией и Арменией будет разрушена.
Все эти завихрения на южно-кавказском направлении, создаваемые МИД РФ, вызваны желанием продолжать делать хорошую мину при плохой игре, затушевать свою бездарную политику в этом регионе. Эта политика не только не принесла мира в Закавказье, но привела к тяжелейшим последствиям – этнической чистке армян Нагорного Карабаха. К тому же, «высокопрофессиональными» действиями МИД РФ разрушается российско-армянский оборонный союз, который должен был обеспечить надежное военное присутствие России в регионе на годы вперед. Теперь только вопрос времени, когда Россия будет выдавлена из региона и ее место займет Турция и НАТО.
Такие действия, если их рассматривать с точки зрения национальных интересов России, сильно напоминают вредительство. Здесь надо отметить, что многие высокопоставленные чиновники МИД РФ выдвинулись как раз в эпоху Шеварднадзе-Козырева. Их дипломатический менталитет формировался в условиях тотального капитулянтства властей, сдачи стратегических позиций СССР, а затем России. Не это ли является причиной провальной политики МИД РФ на постсоветском пространстве и особенно в Закавказье? Представляется, что без серьезных кадровых перестановок в МИД РФ изменить ситуацию в лучшую сторону не получится.
Эксперт по военно-политическим вопросам, доктор политических наук Михаил Александров
Михаил Александров
Эксперт по военно-политическим вопросам,
доктор политических наук
Добавить комментарий