Библиотека

Наша рубрика «Библиотека» призвана ознакомить читателя с монографиями, документами и мемуарами, посвященными Нагорному Карабаху, вехам его истории, наиболее важным событиям в жизни края.

Читатель откроет для себя архивные документы — камеральные описания, списки лицам привилегированного сословия столицы края города Шуши XIX века. 

«Пламя давних пожаров» Павла Шехтмана — документальный рассказ о драматических событиях 1905-1906 гг. в Закавказье.

Событиям 1918-1920 гг. в Арцахе посвящены «Записки карабахского солдата», единственные написанные и изданные на русском языке воспоминания участника и очевидца трагических событий, породивших карабахский вопрос, коренного шушинца Зарэ Мелик-Шахназарова.

Особое место в «Библиотеке» принадлежит началу и истории Арцахского освободительного движения 1988-91 гг. Здесь читатель найдёт мемуары одного из лидеров Карабахского движения Семёна Бабаяна, в этот период занимавшего пост Председателя Облисполкома НКАО, а в 1992 году ставшего первым мэром освобождённой Шуши. Записки сотрудника милиции НКАО Бориса Григоряна рассказывают о самоотверженной борьбе в одиночку в захваченном противником степанакертском аэропорту.

Сборник «Арцах: долгий путь к свободе» представляет читателю  статьи многочисленных разных авторов, посвященные различным этапам Арцахского освободительного движения.

Монографии Арсена Мелик-Шахназарова «Нагорный Карабах: факты против лжи» и «Владетели Варанды на службе империи» являются наиболее полными описаниями столетней истории Карабахского вопроса с момента его возникновения в 1918 году, и историей меликского рода карабахской Варанды.

История Шуши также представлена в библиотеке рядом работ.

Монография Юрия Пирумяна рассказывает о жизни и боевом пути героя Армении, карабахца Даниел-бека Пирумова, родного деда автора книги.

Представлены и материалы времён второй карабахской, освободительной войны 1991-94 гг., в том числе и видеозаписи с первых прямых переговоров между Нагорным Карабахом и Азербайджаном на линии фронта 28 июля 1993 года.

И многое другое.

-

СВЕДЕНИЯ ОБ АРМЯНАХ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ СОСЛОВИЙ ИЗ КАМЕРАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ ГОРОДА ШУШИ 1886 г.: СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Настоящий материал дает расположенную в алфавитном порядке сводку фактических сведений о составе семей, возрасте, сословном, конфессиональном и имущественном положении, образовании и служебной деятельности армян Шуши, принадлежащих к привилегированным сословиям из камерального описания города 1886 г.

ПАВЕЛ ШЕХТМАН: ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ. ШУШИ - 1905 Г. ЧАСТЬ IV

1 августа 1905 года был наконец опубликован указ Николая II о возвращении церковных имуществ и об открытии армянских школ. В армянских церквах празднично звонили колокола, происходили торжественные богослужения. “Недолго же вам радоваться!” - бросали, проходя мимо, иные татары («Тифлисский  листок» 4.9.1905).
Местные власти и полиция, состоявшие в основном из татар (так, в администрации Шушинского уезда был только один не-татарин - уездный начальник Пивоваров - «СПб ведомости», 19.7.1905): открыто готовились к резне. Татар собирали в шайки и усиленно вооружали. Очевидно, для “усиления кадров” Такайшвили назначил стражником в Казах известного разбойника Кязыма, недавно убившего двух русских стражников («Сын Отечества», 8.9.1905, 2-й вып.).

КРОВАВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОСНОВАТЕЛЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНА В ЯНВАРЕ 1918 Г. ПРОТИВ ТЫСЯЧ РУССКИХ СОЛДАТ И ОФИЦЕРОВ

В столетней истории продолжающегося формирования азербайджанского народа январь 1918 года — переломный. Лидеры, основатели и будущие власти искусственного государства Азербайджан в январе 1918 года спланировали (вместе с некоторыми лидерами Грузии) и совершили массовые дикие преступления, убив тысячи русских солдат, возвращавшихся с Кавказского фронта против Турции. Перед этим преступления, проявления пантюркистской идеологии, русофобии, армянофобии, фобии к коренным народам были относительно скрытны, латентны, эпизодичны. Январь 1918 года — точка невозврата, начало цепной реакции, первая метастаза раковой опухоли сформировавшейся геноцидогенной культуры Азербайджана. (см. статью А. Манасяна «Азербайджан: внешние факторы в формировании геноцидогенной политической культуры Азербайджана»)

15 СЕНТЯБРЯ. ОТ ЗАМАЛЧИВАНИЯ И ПОЛУПРАВДЫ — К КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ И СУДУ НАД ПРЕСТУПНИКАМИ И ФАЛЬСИФИКАТОРАМИ

15 сентября 2020 г. Сто два года назад в этот день турецко-большевистским сговором через кровь десятков тысяч мирных армян была де факто захвачена и установлена пантюркистская власть в Баку. Самопровозглашение Азербайджанской «Республики» было в конце мая, но основные пантюркисты находились тогда в Гандзаке (Гяндже, позже во время Советского Союза названного Кировабадом). В Баку основную часть населения составляли армяне и русские. Закавказские турки (татары) жили по окраинам и за городом, в сельской местности.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЛИ «ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ» АРМЯН?

Известно, что азербайджанская пропаганда голословно развивала и развивает две взаимоисключающие версии. Во-первых, что армяне переселились в Нагорный Карабах после 1828 года. Во-вторых, что армяне, жившие до того периода в Карабахе, были не армянами, а «албанцами»-христианами и представляли меньшинство.

ПАВЕЛ ШЕХТМАН: ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ. НАХИЧЕВАНЬ. МАЙ - III ЧАСТЬ

Бакинская резня вызвала сильное возбуждение на Кавказе. “Армяне режут правоверных!” — таков был клич, брошенный по всему Закавказью. Этот клич с удовольствием подхватили турецкие панисламистские агитаторы, невозбранно действовавшие под видом дервишей. Главным центром этой агитации стал Ордубад, бывший, по выражению пристава Филиппова, “фабрикой панисламистских прокламаций” («Сын отечества», 2.10.1905. второй вып.; в дальнейшем - «С.О.»). Именно там писались листки, призывавшие правоверных к резне армян.