Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

HRW: Этнические чистки в Арцахе. Побег из Нагорного Карабаха – людьми двигал страх

В сентябре этого года Азербайджан восстановил контроль над всем Нагорным Карабахом, который де-факто контролировался в течение 30 лет его этническим армянским населением. Этнические армянские силы сдались Азербайджану после одного дня боев, и почти все из 120 000 этнических армян региона бежали. Среди них была Агнесса и ее семья. Власти Азербайджана неоднократно заявляли, что права каждого человека в Нагорном Карабахе будут защищены, однако такие заверения трудно принять за чистую монету после десятилетий конфликта, безнаказанности за предполагаемые преступления, в том числе против гражданского населения во время боевых действий, общего ухудшения ситуации с правами человека со стороны правительства Азербайджана и недавней девятимесячной де-факто блокаде региона, навязанной Азербайджаном, в результате которой армянское население осталось без еды, лекарств и топлива, пишет HRW.

В сентябре этого года Азербайджан восстановил контроль над всем Нагорным Карабахом, который де-факто контролировался в течение 30 лет его этническим армянским населением.-2

«Агнесса Аванесян, 22-летняя девушка в черной футболке с блестящей надписью «Будь счастлива», застенчиво улыбается в Татеве, горном селе на юге Армении. Она, ее родители, дедушка и четверо братьев и сестер прибыли сюда из Нагорного Карабаха 28 сентября. Они остановились у родственников, пока все живут в небольшом сельский дом – обездоленные и все еще дезориентированные после тяжелого трехдневного путешествия.  Как и десятки тысяч других этнических армян, они бежали из Нагорного Карабаха.

Ими двигал страх.

Агнесса и ее 18-летняя сестра Аманда жили в Степанакерте. Агнесса, недавняя выпускница университета, преподавала там в школе,  в сентябре Аманда начала свой первый год обучения в университете. Днем 19 сентября, когда азербайджанские силы атаковали, в городе отключилось электричество и перестали работать телефоны. Сестры были в смятении и не знали, что делать: вся их семья находилась в селе в 24 километрах от города. Ночь они провели в подвальном помещении больницы, содрогаясь от звуков взрывов.

В 6 часов утра следующего дня сестры направились в деревню пешком, отчаянно пытаясь воссоединиться со своими близкими. Часть пути они проехали автостопом, последние пять километров пешком. «Мы не думали, что выживем», — говорит Агнесса. «Обстрел был так близко, что земля, казалось, тряслась… но когда мы наконец добрались туда, нас ждала не только наша семья, вся деревня. Они думали, что мы исчезли или умерли. Нашим сестричкам всего 11 и 12 лет, они так плакали…»

25 сентября, после того как азербайджанские силы открыли «Лачинский коридор» – дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с Арменией – жители села начали покидать регион. Глава местной де-факто администрации предупредил, что азербайджанские солдаты могут прийти в любой момент. У семьи Агнессы не было машины, поэтому они разделились, разбившись на три разные машины соседей. Агнесса и Аманда сидели на заднем сиденье, поверх наспех упакованных вещей семьи из четырех человек, которые втиснулись на два передних сиденья. Машина была настолько битком набита, что сестры не смогли взять с собой ничего из своих вещей, кроме небольшого количества хлеба и воды. Не было места.

В машине почти не было бензина. После фактической блокады Нагорного Карабаха Азербайджаном бензин стал редкостью. Они услышали, что на складе бензина возле трассы Степанакерт-Аскеран, по дороге в Степанакерт есть бензин. И действительно, там был огромный бензобак, открытый для всех. В отчаянии люди буквально штурмовали его, никто не контролировал раздачу топлива, и произошла трагедия.

«Мы простояли в очереди два часа, прежде чем наконец заправились и поехали дальше. А еще через час, когда там был наш дядя и тоже ждал бензина, все это просто взорвалось. И наш дядя сильно пострадал... Его эвакуировали в больницу в Армении, но он до сих пор в очень плохом состоянии... Там же пострадали более десятка наших соседей. Нам повезло, что мы уехали оттуда чуть раньше», — вздыхает Агнесса. Позже де-факто власти Нагорного Карабаха сообщили, что в результате взрыва, причина которого неизвестна, погибли 220 человек.

Дорога в Армению была настолько забита – легковые, грузовые, тракторы, строительная техника и так далее – что крошечный путь от села до Степанакерта занял три часа, не считая времени в очереди за бензином. Дорога до Гориса на армянской стороне границы, которая при обычных обстоятельствах занимает менее 90 минут, заняла еще 42 часа. Агнесса понятия не имела, где находятся машины с остальными членами ее семьи. В колоссальной стоячей пробке на извилистой горной дороге никого не было.

«Но страх был самым худшим», — сказала она. «Увидев всех этих азербайджанских солдат на дороге… Все, о чем мы думали, это уйти».

Агнесса описывает многочисленные травмы в дороге, начиная с первой, холодной и дождливой ночи: «Теплая одежда, которую мы вязли  была в тракторе, на котором ехал дедушка. Мы всю ночь дрожали от холода, потому что машина двигалась со скоростью полметра в час. Рядом с нами в грузовике умер старик - слишком больной, слишком немощный... Многие машины ломались в дороге, тормоза не работали, были аварии...

Строительный кран, в котором ехали три человека, упал на машину, полную людей, но, к счастью, никто не погиб.   Были и люди, которые вообще бросили свои машины. Наш хлеб и вода закончились еще до наступления темноты. Мы голодали и очень хотели пить. У дедушки действительно в тракторе была вода и немного еды, но мы не могли добраться до него, и он не мог нас найти в этом безумии. Холод, голод, жажда, мы были полумертвые к тому времени, как добрались до границы».

Сегодня в Армении Агнесса и ее сестры рассказывают о своем родном селе, о своем погребе, полном картофеля и других продуктов, о своих курах, утках и гусях. В отличие от своих друзей в Степанакерте, им никогда не приходилось голодать во время блокады. Но их семья оставила все позади. «Я не знаю, что мы собираемся делать», — говорит Агнесса. «Если бы мы только могли вернуться и забрать свои вещи, нашу домашнюю птицу... Но как нам это сделать? Кто гарантирует нашу безопасность? Если бы нам там было безопасно, мы бы никогда не покинули свой дом».

В сентябре этого года Азербайджан восстановил контроль над всем Нагорным Карабахом, который де-факто контролировался в течение 30 лет его этническим армянским населением.-3

В сентябре этого года Азербайджан восстановил контроль над всем Нагорным Карабахом, который де-факто контролировался в течение 30 лет его этническим армянским населением.-4

В сентябре этого года Азербайджан восстановил контроль над всем Нагорным Карабахом, который де-факто контролировался в течение 30 лет его этническим армянским населением.-5

ИСТОЧНИК: https://news.am/rus/news/787573.html

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.