Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

«Сделанное Эрдоганом в Баку заявление о фейковом «Зангезурском коридоре» должно больше обеспокоить власти Ирана и Армении»: Саак Шахмурадян

Интересы Ирана и Армении в сфере безопасности совпадают, и обе страны должны разработать совместную и независимую политику безопасности, чтобы нейтрализовать турецко-азербайджанское давление.

Собеседник «Аравот» — ирано-армянский политический обозреватель Саак Шахмурадян.

— Господин Шахмурадян, президент Турции Эрдоган сказал: «Вопрос Зангезурского коридора связан с Ираном, позиция Ирана в этом вопросе огорчает и Азербайджан, и нас». Какова позиция Ирана по этому вопросу, какие события происходят, почему обеспокоены Турция и Азербайджан?

— В течение последнего месяца наблюдается значительный поворот в области геоэкономической политики Ирана, в плане ориентации на восточные сверхдержавы. Как известно, Иран пытается наращивать экономическое, политическое и коммуникационное сотрудничество с Китаем и Россией. Уже известно, что Россия и Иран находятся в сложной ситуации в плане международных санкций, что привело к развитию сотрудничества Ирана со странами-членами ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества, и почему бы и нет, и с Индией тоже. И Иран надеется, что либерализация торговли с ЕАЭС, Россией, Китаем и странами-членами «БРИКС» может способствовать расширению региональных торговых отношений Ирана.

С другой стороны, в регионе есть такая сила, как Турция, которая имеет большие амбиции — стать экономически и политически доминирующей державой в упомянутых организациях, особенно в турецко-российском союзе и в регионах Центральной Азии и Евразии. Более того, с многосторонним соглашением о сотрудничестве в области экономики, транспорта, банковского дела, финансов, судоходства, безопасности, науки, закупок оружия и промышленности, подписанным между Тегераном и Москвой, а также между Ираном и Китаем, Иран станет транзитным узлом для товаров, зерна, энергоносителей и морских и сухопутных путей. И завершение проекта коридора Север-Юг сыграет важную роль в сотрудничестве трех держав в этом вопросе.

Несомненно, коридор Север-Юг, который уже был в центре внимания в связи с началом войны в Украине и ситуацией, созданной блокадой российских портов в Черном море со стороны Запада, приобрел более важное значение благодаря энергетическому кризису и кризису транзита зерна и энергоносителей, вызванных украинской войной. Россия пытается любой ценой сделать свои товары на международных рынках доступными по разным направлениям, которые заинтересованы и покупают российское сырье, нефть и газ, оружие и зерно. Иран находится в такой же ситуации с некоторыми отличиями, поэтому транзитный маршрут Север-Юг представляет интерес как для Ирана, так и для России, но его важность и критерии несколько отличаются друг от друга. Иран заинтересован в снятии коммуникационной блокады Армении и Азербайджана и установлении стабильности и мира в Кавказском регионе, чтобы использовать все коммуникационные возможности в направлении Евразийского экономического союза, региона Центральной Азии, ЕС, России и Черного моря для экспорта своих энергоносителей, и товаров. Здесь интересы Армении и Ирана совпадают, но в чем-то пересекаются с интересами других держав — России и Турции. У Анкары и России свое, так сказать, особое и независимое восприятие коридоров Север-Юг и Восток-Запад. Эти государства в евразийском и кавказском регионах преследуют лишь обеспечение своих экономических, политических и односторонних интересов в сфере безопасности. Однако есть и другой вариант, и конкурентный фактор, особенно в кавказском регионе, и это вариант фейкового «Зангезурского коридора», тезис которого выдвигают то Турция, то ее давний друг Россия.

Большую роль здесь, в частности, должна сыграть Россия, которая хочет реализовать проект коридоров Север-Юг и Восток-Запад по плану продвижения своих собственных интересов. Россия разработала свои планы по открытию транзитной дороги через территорию Азербайджана в Иран, Персидский залив, Индию, а также транзитной дороги Восток-Запад, а дорога, соединяющая Прикаспий со Средней Азией и Китаем, снова пройдет через территории Азербайджана и Армении, от Сюникского марза до Турции. В последнем случае интересы Турции, Азербайджана и России совпадают между собой, но не с Ираном. Отсюда можно понять смысл и содержание последнего заявления Эрдогана, то есть Турция пытается любой ценой, согласовывая свои интересы с интересами России и противодействуя своему сопернику по силе Ирану, реализовать план фейкового «Зангезурского коридора», оставив на заднем плане интересы Ирана и Армении. Таким образом, делается попытка получить преимущество в регионах Кавказа и Средней Азии. На мой взгляд, сделанное Эрдоганом в Баку заявление о «Зангезурском коридоре» должно обеспокоить власти Ирана и Армении больше, чем власти Азербайджана, потому что Азербайджан в этом вопросе находится на стороне Турции и Израиля и явно выступает против Ирана.

— Много говорят о том, что Армения должна сформировать политический союз и союз в сфере безопасности с Ираном. Какие есть возможности в этом направлении?

— На данный момент, на мой взгляд, возможности нет. Во-первых, Армения является членом различных российских военно-политических, экономических, силовых, финансовых и многих других ограничительных соглашений и союзов, таких как ЕАЭС, ОДКБ, СНГ. Тогда как Иран не является членом этих организаций и ведет самостоятельную политику как на международной, так и на региональной аренах. С другой стороны, Иран не готов формировать альянс по безопасности, экономический и политический союз ни с Арменией, ни с Азербайджаном, ни даже с каким-либо другим государством. В конституции Ирана четко прописано, что Иран проводит независимую политику в глобальном масштабе, но готов сотрудничать со всеми дружественными странами мира, не угрожающими его безопасности. А с другой стороны, у Армении тоже нет четкой политики в отношении сотрудничества с Ираном, потому что понятно, что оно имеет ограничения, и сверхдержавы оказывают давление на Ереван, чтобы он был более сдержан в политических и экономических отношениях с Ираном, хотя Иран в плане расширения не имеет таких ограничений на сотрудничество с Арменией.

Более того, в последнее время отмечаются новые проявления стремления Ирана разрядить натянутые отношения с Азербайджаном. На днях в ходе еженедельной пресс-конференции официальный представитель МИД Ирана Нассер Канани заявил, что с целью разрядки напряженности между главами МИД Ирана и Азербайджана проведены переговоры. На последнем этапе переговоров были достигнуты определенные договоренности по урегулированию отношений. Обмен техническими и специализированными делегациями между двумя странами является частью договоренности, достигнутой между сторонами.

Канани добавил: «Сейчас мы ведем переговоры о переходе из фазы напряженности в новую фазу и возобновлении деятельности Азербайджана в Иране». Это означает, что Иран пытается сотрудничать с Азербайджаном для реализации проекта транзитной дороги Север-Юг с учетом интересов России, а также ради своих экономических интересов и интересов безопасности, для ослабления политической напряженности с Азербайджаном, перейти к этапу политики экономического и транспортного сотрудничества.

— Насколько иранский фактор сегодня сдерживает Азербайджан и Турцию? С другой стороны, понятно, что у Ирана есть свои интересы, какие шаги должна предпринять Армения, чтобы противостоять турецко-азербайджанскому давлению?

— Иран и Россия имеют двусторонние стратегические интересы в различных областях, особенно в экономических, военных отношениях и отношениях в области безопасности, а также в региональных и международных вопросах, таких как борьба с интервенционистской политикой США и Запада. И это стало одной из главных причин тесного сотрудничества между двумя странами в последние годы. Однако у Ирана и России есть своя независимая региональная политика. У Ирана нет подходящих условий и факторов влияния в регионе Южного Кавказа, это очевидно хотя бы по Армении, и Иран только вышел на политическое поле Армении, которая традиционно считается верным союзником России, поэтому со многими оговорками относится к территориально-пограничным, и почему бы и нет, к вопросам урегулирования экономического и геополитического конфликта. Такой же подход у Армении к Ирану. Очевидно, что у Ирана есть свои опасения в сфере региональной и внутренней безопасности, начиная от определенных конфликтов в сфере безопасности с США, Израилем и странами Запада и заканчивая вмешательством региональных соперничающих стран, таких как Турция и Саудовская Аравия, во внутренние дела Ирана.

Иран оказался под давлением различных политических, экономических и военных угроз со стороны международных и региональных сил, которые усугубились угрозами Азербайджана, спровоцированными Израилем. Иран понимает, что Израиль через Азербайджан пытается поймать Иран в ловушку и сжать круг давления, созданный вокруг Ирана. Здесь интересы безопасности Ирана и Армении совпадают, и обе страны должны сформулировать совместную и независимую политику безопасности, чтобы нейтрализовать турецко-азербайджанское давление. У Ирана есть рычаги антиисламского и антииранского давления на Азербайджан и значительные преимущества в сфере пропаганды и гибридной войны, которыми должна воспользоваться и Армения.

Армения должна продолжать ежедневно углублять свои экономические, культурные и политические отношения с Ираном и расширять многостороннее и тесное сотрудничество с Ираном в области пропаганды, информации и сотрудничества в области средств массовой информации.

Роза ОВАННИСЯН

Газета «Аравот»

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.