Как известно, 4 сентября 2023 г. в Сочи прошли переговоры президентов России и Турции В. Путина и Р. Эрдогана. Последний прибыл в РФ с представительной группой сопровождающих лиц (министры иностранных дел, обороны, торговли, глава центробанка и т.п.). По итогам личной встречи и переговоров в расширенном формате лидеры провели совместную пресс-конференцию. Как и ожидалось, никаких документов подписано не было, встреча была больше похожа на обмен мнениями по актуальным проблемам и как бы на «сверку часов». Положительным моментом явилось обоюдное стремление сторон сохранять и развивать тесные партнерские отношения, несмотря на появившиеся расхождения во взглядах на ряд конкретных вопросов.
Лидеры с удовлетворением отметили рост годового товарооборота между странами, который достиг 69,8 млрд долларов, из которых 60,5 млрд (рост на 128%) составил российский экспорт и 9,3 млрд (рост на 43%) — турецкий импорт в РФ. И, хотя поставки российского газа в Турцию в этом году заметно снизились, потери удалось компенсировать за счет поставки других товаров (уголь, зерно и т.п.). Актуальным остается и проект создания в Турции газового хаба, через который Россия могла бы выйти на мировой рынок. Р. Эрдоган высказал ожидания турецкой стороны уже в ближайшие годы достигнуть товарооборота с РФ в 100 млрд долл. и больше.
Стороны подтвердили заинтересованность в завершении строительства АЭС «Аккую», где работает 25 тысяч российских специалистов, и начале строительства второй АЭС в г. Синопе при условии предоставления Россией выгодного кредита. Дело в том, что финансово-экономическое положение Турции переживает далеко не лучшие времена. Годовая инфляция достигает уровня 60 %, курс лиры по отношению к основным мировым валютам катастрофически падает. Отрицательно на экономике страны сказались пандемия коронавируса, разрушительное землетрясение, масштабные пожары, наличие свыше 3,5 млн сирийских беженцев. Цены непродовольственных товаров выросли на 138%, в то время как цены на продукты питания - на 93% по сравнению с прошлым годом, а цены на транспорт выросли на 123,3%. На этом фоне идея перехода на взаиморасчеты в национальных валютах между Россией и Турцией трудно реализуема. Турецкие лиры могут оказаться невостребованными российскими импортерами, как это имеет место в расчетах с Индией, когда количество рупий в банках РФ достигло уже несколько десятков миллиардов единиц.
Одним из центральных вопросов в повестке дня оказалась зерновая сделка, из которой Россия вынуждена была выйти 17 июля 2023 г. ввиду игнорирования ее законных интересов. Уже тогда В. Путин озвучил условия возврата нашей страны в это четырехсторонне соглашение (РФ, Турция, ООН, Украина):
- вывести из-под санкций поставки российского зерна и удобрений на мировые рынки;
- снять все препятствия для российских банков и финансовых институтов, которые обслуживают поставки продовольствия на мировой рынок, в том числе требуется их незамедлительное подключение к расчетам SWIFT;
- возобновить поставки в Россию запчастей, комплектующих для сельхозтехники и отрасли производства удобрений;
- решить вопросы с фрахтом судов и страхованием российских экспортных поставок продовольствия, обеспечить логистику продовольственных поставок;
- восстановить работу аммиакопровода Тольятти – Одесса, который "был взорван, уничтожен по заказу киевского режима";
- разблокировать российские активы, связанные с сельхозотраслью.
Обещанные ранее Анкарой и ООН «встречные шаги» со стороны коллективного Запада так и не последовали. Россия неоднократно продлевала это соглашение в надежде на изменение позиции Запада.
Безусловно, Эрдогану хотелось бы поддержать турецкие мукомольные предприятия, получавшие дешевое украинское зерно и обеспечивавшие стране первое место в мире по выработке муки. Важна и выгода Турции от интенсивного морского судоходство в проливе Босфор. Также Эрдоган хотел бы и дальше играть роль посредника в украинском кризисе. Несмотря на крах зерновой сделки, турецкий лидер пытается реанимировать ее за счет новых инициатив, в частности, обещает 19-26 сентября поднять эти вопросы на ГА ООН и провести ряд встреч с лидерами западных стран в кулуарах заседаний сессии. Россия, в свою очередь, ищет пути продолжения экспорта своего зерна на мировой рынок, в том числе за счет преференций Турции в ценах на зерно и при финансовой поддержки Катара в поставках муки и зерна в Африку.
Что касается предложений Эрдогана по посредничеству в украинском кризисе, то В. Путин заявил, что Москва не отказывается от любых посреднических услуг по Украине, в том числе и от турецких. И хотя официально сообщалось, что тема возвращения Киеву интернированных в Турцию главарей «Азова» (признана террористической организацией в РФ) не затрагивалась, не исключено, что в закрытой части бесед могло прозвучать пожелание России впредь от подобных шагов воздержаться, да и военное и военно-техническое сотрудничество Анкары с Киевом, как и поддержка всех антироссийских резолюций по Украине на ГА ООН, вряд ли могут способствовать посредническим усилиям Эрдогана. Вообще-то весьма странным выглядят поставки турецких беспилотников и вооружения к ним Киеву, начало строительства на Украине завода по производству боевых БПЛА и предложение Эрдогана по посредничеству в украинско-российском конфликте. Посредник должен быть равноудален от участников конфликта и подчеркнуто нейтрален, примерно, как в статусе судьи в ходе спортивного соревнования. Ведь было бы абсурдом приглашать Анкару на роль посредника в урегулировании карабахского конфликта, когда общеизвестна провокационная роль Турции в разжигании розни между азербайджанцами и армянами и подталкивании руководства Азербайджана к силовому решению карабахской проблемы.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук
Эрдоган и Путин. Фото из открытых источников сети Интернета (Яндекс - картинки)
Добавить комментарий