Недавно премьер министр Армении Никола Пашинян сделал знаковое заявление, которое не осталось без внимания руководства РФ. В интервью американской телекомпании CNN он заявил, что Армения «не является союзником России в конфликте на Украине». Комментируя это заявление, представитель президента РФ Дмитрий Песков, отметил: «Мы принимаем его к сведению. Это важное заявление. Мы знаем, что есть определенные нюансы в подходах Армении к конфликту вокруг Украины, мы их учитываем, мы их знаем. Но, безусловно, мы продолжаем развитие наших союзнических отношений с Арменией».
Сразу же после заявления Пескова многочисленные официальные политологи, а также журналисты из группы поддержки Азербайджана обрушились на Пашиняна с критикой, обвиняя его в предательстве, причём иногда замалчивая тот факт, что Пашинян говорил только об одном узком направлении союзнических отношений с Россией, а именно об СВО на Украине.
В связи с этим встает вопрос, а почему собственно претензии выдвигаются только Пашиняну? Кто из союзников России по ОДКБ поддержал ее в конфликте на Украине, да и вообще в противостоянии с Западом? Может Казахстан? Помнится, в прошлом году на форуме в Санкт-Петербурге президент Токаев прямо сказал, что не одобряет СВО на Украине. И надо заметить, что это произошло после того, как Россия спасла Токаева от государственного переворота, направив в Казахстан свои войска по решению ОДКБ. И как на слова Токаева отреагировал Песков и вся когорта официальных пропагандистов, которые сейчас набросились на Пашиняна? А никак.
Или, может быть, мы слышали слова поддержки СВО от Киргизии и Таджикистана? Они прямо на эту тему не высказывались, но по косвенным признакам можно судить, что они против СВО. В Киргизии и Таджикистане, например, запретили своим гражданам записываться добровольцами для участия в СВО вместо того, чтобы, наоборот, поддержать союзника и направить в зону СВО своих добровольцев. Пашинян по крайней мере поступил честно, прямо изложил свою позиции по СВО. В то время как другие молчат и увиливают, но на деле держат фигу в кармане.
Из всех членов ОДКБ только Белоруссия оказала России реальную помощь. Но здесь стоит заметить, что позиция Белоруссии по Донбассу изменилась только после августа 2020 года, когда Запад поддержал попытку «оранжевой революции» для свержения Лукашенко, а затем ввел жесткие экономические санкции. А до этого Лукашенко называл донбассцев «сепаратистами» и подвергал судебному преследованию тех белорусов, которые помогали донбасским ополченцам бороться против киевского режима. То есть полноценным союзником России Лукашенко стал только после того как Запад его серьезно прижал, а до этого как и другие «союзники» РФ проводил многовекторную политику.
Теперь давайте пройдемся по «союзникам» и «стратегическим партнерам» РФ за пределами ОДКБ. Кто из них поддерживает СВО? Может Узбекистан, Сербия, Иран? Нет, эти страны выступают за территориальную целостность Украины. Китай и Индия также придерживаются нейтралитета. Такой союзник МИД РФ как Азербайджан (назвать его «союзником России» язык не поворачивается) не только не поддерживает СВО, выступает за территориальную целостность Украины, но и оказывает киевскому режиму реальную помощь, прежде всего, дипломатическую, но также и материальную. Даже были сообщения в СМИ о поставках азербайджанского оружия Украине.
На этом фоне Армения, как союзник России, смотрится намного приличнее других. Так, официальный Ереван никак не препятствует участию своих граждан в СВО. Армянские депутаты парламента не наведываются в Киев и не возлагают цветы погибшим в ходе СВО военнослужащим Украины. Они не голосуют на международных площадках за резолюции, призывающие создать трибунал для суда над Путиным и Лукашенко. В Ереване нет досок почета армянам, погибшим за киевский режим. Армения не оказывает Киеву никакой дипломатической или материальной помощи. То есть Армения, в отличие от других, придерживается благожелательного к России нейтралитета.
И это при том, что у Армении есть гораздо больше оснований, чем у других «союзников» РФ, обижаться на Москву. Ведь Ереван в ходе войны 2020 года рассчитывал на военную поддержку Москвы, но не получил ее. Конечно, формально Россия не брала на себя обязательств защищать Нагорный Карабах в случае азербайджанской агрессии. Союзнические гарантии России затрагивали только коренную территорию самой Армении. Но в таком случае и у Армении не было обязательств оказывать России помощь в проведении СВО, так как в данном случае Россия защищала Донбасс, а не свою коренную территорию. Зеркальная аналогия с Нагорным Карабахом. Вы нам не помогли, а почему мы должны вам в таком случае помогать?
Но это далеко не все претензии, которые Ереван мог бы предъявить Москве по невыполнению союзнических обязательств. Можно, например, вспомнить крупный контракт на поставку современных вооружений Азербайджану, включавший танки, артиллерию, РСЗО и огнеметные системы. И это при том, что агрессивные намерения Азербайджана в отношении Армении были хорошо известны и было понятно, что это оружие рано или поздно будет использовано против армян. И оно было использовано и в 2016-ом и в 2020-х годах.
Но главное даже не это, а то как отреагировала Москва на агрессию Азербайджана уже против самой Армении в 2021-ом и 2022-ом годах, когда бакинскому режиму удалось захватить кусок приграничной армянской территории. На просьбу Еревана оказать военную помощь тогда последовал довольно странный ответ. Мол, у российской стороны нет четкого понимания, ведутся ли боевые действия на армянской или на азербайджанской территории, так как граница между Арменией и Азербайджаном не демаркирована. А, следовательно, оказание военной помощи в данной ситуации невозможно. Видимо, Армении надо сначала с врагом договориться о линии прохождения границы и только тогда Россия окажет помощь, если враг решит эту уже согласованную линию перейти.
Смехотворность данной позиции очевидна. Ведь именно Москва предложила консультационную помощь Еревану и Баку в проведении линии границы. Причем сделать это предлагается на основе топографических карт Генштаба СССР образца 1975 года. То есть, именно Москва лучше других осведомлена, где реально проходит граница между Арменией и Азербайджаном. И вместо того, чтобы четко заявить Азербайджану, что он нарушил границу Армении и должен отвести свои войска, российское руководство стало юлить и, грубо говоря, прикидываться чайником.
Одним словом, свои союзнические обязательства Москва не выполнила. А позиция МИД РФ о том, что, мол, стороны сами должны договориться, где пройдет армяно-азербайджанская граница, вообще граничит с абсурдом. В этом случае получается, что если завтра Баку заявит, что граница Азербайджана простирается до Нахичевани, то МИД РФ объявит это вполне обоснованной заявкой, которую надо всерьёз обсуждать на переговорах. А если нет, то и гарантии безопасности России на эту территорию не распространяются.
И как на все это должны реагировать в Ереване? Конечно, там будут недовольны. И реакцию Пашиняна в этих условиях можно даже назвать весьма сдержанной. А Пескову и другим критикам армянской позиции по ОДКБ хочу напомнить известное изречение из басни Крылова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».
Михаил Александров
Эксперт по военно-политическим вопросам
Доктор политических наук
Добавить комментарий