Карабахский раннехристианский монастырь Урекаванк и его хачкары. ФОТОРЕПОРТАЖ

Согласно сведениям историка Мовсеса Каганкатваци, монастырь Урекаванк (Глхо) относится к V веку и находится на склоне лесистой горы за селом Талиш Мартакертского района Нагорного Карабаха.

Подобно сотням других монастырей края Урек, монастырь Урекаванк неоднократно подвергался опустошительны нападениям иноземных поработителей. Но, как свидетельствуют нарративные источники и эпиграфические надписи, монастырь не раз перестраивался и восстанавливался.

Комплекс состоит из церкви, притвора, колокольни, обширного кладбища и др. Церковь и притвор имеют простое и скромное архитектурное решение. Стены возведены из колотых блоков известняка, лишь входы и окна окаймлены из тёсаного камня. Церковь представляет собой однонефную залу со сводчатым перекрытием, опирающимся непосредственно на стены, и покрыта двускатной крышей. Прямоугольная молельня имеет весьма архаичную и необычную форму, поскольку квадратная апсида-бема, в глубине которой находится древний склеп, уже и выше залы. Фактически церковь была восстановлена с сохранением уцелевших частей апсиды-бемы V века.

На тимпане портала в виде полуарки имеется надпись, в которой упоминаются строители, точнее восстановители, Ованнес и священник Степанос. Церковь была восстановлена в 1279 году. Тот же Ованес, согласно надписи, в 1284 году построил и притвор, представляющий собой почти квадратную залу (7 х 7,5 м.), перекинутые арки свода которой, как и во многих аналогичных памятниках Армении, опираются на стены. Притвор одновременно служил усыпальницей епископов, вардапетов и дьяконов монастыря. Надгробные плиты обработаны с большим художественным вкусом, покрыты орнаментами и надписями. Колокольня была построена в XVII веке.

В стены церкви  и притвора вставлены многочисленные хачкары, некоторые из них использованы в качестве перемычек оконных проёмов. Кроме этого,  более десятка хачкаров с надписями XIII века и последующих веков разбросаны в северной части монастырского двора. На обширном кладбище монастыря сохранился разрушенный склеп, где расположены две большие плоские плиты. На монастырском кладбище находятся надгробия участников национально-освободительного движения, в частности, Сарухан-бека, мелика Овсепа, мелика Бегляра, храброго Тер-Мкртича, генерала Шамир-хана. Шамир-хан был начальником штаба русской армии Ермолова, а впоследствии – секретарём и переводчиком Грибоедова в Персии. Также он был участником составления и подписания Гюлистанского договора 1813 года.

Монастырь Урек или Глхо обведён крепостными стенами, где сохранилось множество целых и полуразрушенных зданий, известных в народе как «Патерин так» («Под стенами»  – прим. АВ).

Альберт ВОСКАНЯН

Фото автора

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.