ТРИ ДНЯ ВО СЛАВЕ АРЦАХА: АЛЕКСАНДР ЛИСТЕНГОРТ. ЧАСТЬ III

ДЕНЬ ТРЕТИЙ: 10.05.2014

Этот Шаббат мы справляли уже самостоятельно. Но, как и неделю назад, в Ереване – снова в синагоге! Потому что Арцах весь - сам как синагога. Где Бог, там и синагога. Тут как с храмом. Оставалось только найти 10 евреев в Арцахе.

Утро в деревне! Петушки, курицы, цыплята, коровы, ослы, гуси, уточки, барашки, овечки. Да-да, после 20-и лет в Москве это всё достаточно удивительно! Поехали в «Цовин Кар». Накрапывал местный дождик, скромный, но гордый. Настроение было довольно серьёзное. В распоряжении было ещё часов пять, затем – маршрутка до столицы Арцаха, оттуда – в столицу Армении. Так и прошёл весь день. Очень к месту пришлась прогулка по дикому лесу, такому сочному и немного одинокому. Познакомились с главным менеджером «Морского Камня». Он тоже ереванский (тоже как я), но переехал работать в Ванк. Говорит, жена, дети, работа здесь, чудесная природа -  всё есть, а что ещё надо человеку? Снова джингялов хац и красное домашнее вино. Почти домашнее. Часа два говорили обо всём, знакомились с новыми людьми, встречали ветеранов карабахской войны, которые тоже рассказывали массу всего интересного. Было множество иностранцев из самых разных уголков мира: из Азии, из Центральной Европы, из Северной Америки, из самой Армении, конечно, а вот русских там, вроде как, почти не бывает. Вообще, всё было довольно весело и живо, да и дождик уже прекращался.

Настало время потихоньку приближаться к остановке маршрутки. Перед этим появилась возможность заглянуть в местный зоопарк. Оказывается, половину этих животных поймали в местном же лесу. Это и волки, и медведи, и горные козлы, и гиены, и какие-то удивительные дикие кошки. В отдельном вольере гордо и спокойно восседали лев и его львица. Или львица, и его лев. Не знаю, как у них там. Если выйти из зоопарка, садишься там на такой мостик и смотришь вдаль – там высокая гора, а на ней маленький, гордый, вечный Гандзасар. Тоже, знаете ли, картина. У кого тут нет «копеечки», тот, видимо, ездит за продуктами на лошадях. Всё время мимо проносились люди на конях, то с пакетами, то без. Мы тоже пошли за покупками. Взяли «Киликии». Взяли у пацана – за стойкой на кассе стоял мальчик лет семи. Все вежливо ждали, пока он сам всё посчитает, сам даст сдачу, сам всё запишет. Сам я смотрел на него свысока, потому что начал продавать в четыре года, и это была моя собственная лавка, а ней чей-то магазин, пусть даже и родственников.

Из-за облаков показалось арцахское Солнце. Показалось так сильно и уверенно, что таки-можно уже было начинать загорать, но и ехать была пора. Маршрутка уже ждала и была почти забита. Хотелось побольше постоять на улице, но все говорили, мол, садись, садись, места уже заняты. Дождался сигнала отправления и тогда уже сел – конечно, местному народу можно было уже и посидеть в маршрутке, а мне каждая минута под этим Солнцем была дорога. Опять представили как журналиста, все сразу – «о, Первый канал, всё расскажет, покажет про нас!» Водитель по имени Майор… Это отдельный персонаж, тоже местный герой. Всю дорогу пел карабахские песни. Просил передать привет Послу. Не взял денег за проезд. Действительно, очень хороший человек. Жаль, в этот раз наше с ним общение длилось ровно столько, сколько длится дорога из Ванка в Степанакерт, плюс 15 минут стоянки.

В Степанакерте времени уже не было, предстояло найти достойный транспорт до Еревана. Минут за десять, кажется, узнали почти всех таксистов города. Особенно после реакции одного из них. Сначала он кричал: о, смотрите, рус, рус, говорит по-армянски! А говорю – я не рус, апер. Кто? – спрашивает. Хреа, говорю. И он как закричал – «Оооо, хреа - да он хитрее нас! Осторожно». Вот тогда уже и собрался весь город. Но мы уже, к счастью, машину нашли и готовы были отправляться. Вообще, если человек ищет в других хитрость – должно быть, он сам очень хитрый.

Обратная дорога из Степанакерта в Ереван была прекрасна… Если приезжали мы как раз к вечеру, то теперь – отъехали почти вечером и приезжали вечером поздним. То есть, карабахскую природу успели рассмотреть в самое разное время суток. Потому что в разное время дня природа Арцаха – это разные истории и разные книги, которые можно об этом писать. А надо ли? Да, надо! В машине подобралась очень хорошая компания. Все очень разные, но все интересные, все имели рассказать прекрасные истории. Не задавали лишних вопросов, общение шло свободно и, в общем, по делу, а главное – полезно и своевременно. В общем, отличные ребята! И впервые за всё время смогли убедить, что евреи-таки сплочённее армян. Потому что евреи помогают друг другу в мирное и спокойное время. Таким образом, мирное время продолжается и расцветает. А армяне объединяются тогда, когда это можно было сделать чуточку раньше. Местные ребята спрашивали, что символизирует российский флаг, почему именно эти цвета. Азатутюн, еркире, арьюн… Похоже на армянский! Только вместо Азатутюна там Циранагуйн. Удивительно, да? Ребята также говорили, что очень любят русский язык, очень он им нравится. Мне кажется, в России не всегда по достоинству оценивают любовь и уважение армян по отношению к русскому языку. Также обсуждали национальный вопрос в США и в России. Что, хотя Россия – самая многонациональная страна в мире, в России не принято всех считать россиянами – это только на бумажке так. Часто, в принципе, людям есть дело до того, кто ты и откуда. А вот в США этого нет в принципе. Американец, и всё. Без истории, зато совершенно свободный и равный.

Когда выезжали из Карабаха хотелось, в Москву. Когда уже были близ Арарата, хотелось поспать. Как только въехали в Ереван - ну как можно отсюда уезжать! Проблема не то что бы в свободе. В свободе остаться здесь насколько хочешь, не торопиться на учёбу с утра пораньше в метро с казахами и пенсионерами на следующий после прилёта день. Дело просто во времени. Ещё пару недель здесь, и я бы наверняка сам уже стремился в свой Университет. Мне в нём очень нравится. Заканчивается 4-й курс. Раньше не так чтобы прямо очень нравилось, а теперь очень нравится. Ну, к старшим курсам так, вероятно, и должно быть. Хотя другим студентам как-то наоборот. Но вот эти ещё пару недель… Да, я тут всё, в общем, посмотрел. Не посетил только Эребуни и ереванское сообщество Рейки, а также большинство столичных Музеев. Хотя для этого теоретически было ещё полдня завтра. Но зачем торопиться? Это ведь самые близкие места. А куда мы успели доехать! Хор Вирап, Гарни, Гегард, Севан, Эчмиадзин, Гандзасар! А эту свободу, может быть, ещё надо заслужить. Да не, всё-таки в самый раз всё. Есть спокойное, здоровое желание вернуться  и какая-то неземная уверенность в триумфе будущего возвращения сюда. Всё тут уже известно, понятно, уже проще будет потом, больше и лучше! Сколько что стоит, я имею ввиду, где что находится, вообще, как и что. Да: когда выезжали из Карабаха, успели созвониться с Хайком, пока местная сим-карта ещё функционировала. Не забуду слова Хайка: «мы хотим подарить тебе возможность самому здесь всё посмотреть, понаблюдать, как люди живут, а ты уже сам делай выводы». Что ж, посмотрел, понаблюдал. Вот теперь, терпите, читайте. Огромная признательность и благодарность Хайку и всей его семье за эту возможность!

Но вот снова едем в Аван, мимо памятника того на шоссе… Чудесный парень, таксист, 21 год, очень похож на самого первого друга, которого я тут встретил. И музыка в такси, наконец, играет чудесная, «патахакан чи линум воч ми бан». Так приятно под неё ехать! Впервые в такси играла подобная музыка. Слушаешь её тут в наушниках в Москве, а тут - любимый подъем домой в Ереване, вечер, огни, честный таксист и эта песенка о Любви… И общение на ереванском. О, как же я скучал по нему, мой милый ереванский армянский, хамаря граканчик мой! Армянский язык для меня самого уже стал как бальзам на душу, в этом я полностью солидарен с армянами. Один из попутчиков в Ереван, молодой бизнесмен, рассказывал, что для мужчины деньги – это самое главное. Есть деньги – есть всё остальное. Заработай денег, потом делай что хочешь. А этот таксист, молодой парень, ведёт какие-то вечера и выступает на свадьбах, вдруг стал рассказывать о том, что мардкутюнэ авели каревор а, что деньги – это хасарак бан, невечное, что есть такой жоховурдакан асацвацк в Армении: мардэс мард лини. Что важны честь, человечность, готовность помочь, кто бы ни попросил, а деньги – это так, они сами по себе ничего не значат. Ну вот! Казалось, вечером всё будет ясно, деньги важны – значит, важны. А тут этот парень своей второй точкой зрения поставил на этом большущий знак вопроса. Ну и кому в этом разбираться теперь, что каревор а, а что чэ? Только самому. Хотя, судя по всему, и тот и другой мудрецы были всё-таки при деньгах.

Тогда не очень понятно было, всё-таки, каким образом определять Карабах и Армению: называть их одним и тем же, или всё-таки различать. Называть ли армянами народ Карабаха. Всё-таки, раз две разные страны – значит, две разные страны. Два разных народа. Иначе, если народ один – почему живёт в двух разных странах. Это, наверное, пища для размышлений и для самих армян. Но если назвать его Арцах, как, в общем-то, и следует – то нет никаких вопросов: это Армения, самая настоящая, обыкновенная необыкновенная божественная Армения.

Перед поездкой в Карабах, мне сказали сразу: мы даём тебе возможность посмотреть, как тут живут люди. Есть разные люди, разные места. Посмотри и сам делай выводы. И за всё время нигде никто не пытался выглядеть лучше, чем он есть, или изобразить свою молодую страну в лучших тонах. Всё как есть. Никто ничего не доказывал. Это тоже мудрость, древняя. Знать, кто ты есть, и жить с этим. Из-за этой древней мудрости армянам иногда доставляют неприятности более молодые и нетерпеливые народы. Их мудрость и знание – их счастье и беда. Их прямота и честность. «Брат» - это здесь почти библейское имя. Здесь поддержка, помощь и сочувствие – естественные стремления мудрого сердца.

Армянская церковь – это отдельное чудо света. Кажется, что она стоит на этом месте лично для тебя, она ждала тебя. Будто она знает все твои пути-дороги, как ты добирался сюда, чего ожидал, на что надеешься. Ты объединяешься с ней в молитве, в песне своего сердца, и она благословляет тебя на все пути будущие, на дела грядущие. Армянская церковь обычно пуста, она вся для тебя. Каждая буква из священных текстов на грапаре, каждое окошко, так высоко, каждый камень, и этот неповторимый запах этих прохладных камней и древности. Многие православные мечтают о таких церквях, ведь именно этого не хватает им в церквях православных: этой простоты и этого непосредственного общения с высшим. Там нет никакой суеты, и не может быть. Ты просто пришёл к Богу. Очень здорово, что всякая церковь расположена так, что до неё ещё надо добраться, дойти. Тоже символично. Особенно – Гандзасар… Это – тысячелетний символ Арцаха, а по возрасту он - почти как Москва.

Май-Июнь 2014

АЛЕКСАНДР ЛИСТЕНГОРТ: ТРИ ДНЯ ВО СЛАВЕ АРЦАХА. ЧАСТЬ I

http://russia-artsakh.ru/node/1851

АЛЕКСАНДР ЛИСТЕНГОРТ: ТРИ ДНЯ ВО СЛАВЕ АРЦАХА. ЧАСТЬ II

http://russia-artsakh.ru/node/1852

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.