АЛЕКСАНДР ЛИСТЕНГОРТ: ТРИ ДНЯ ВО СЛАВЕ АРЦАХА. ЧАСТЬ I

Об Александре Листенгорте

Александр Листенгорт, родился в Москве в 1993 году. С ранних лет у него проявились различные способности. Писать он начал уже в 14 лет. Работу над своей первой книгой "Новый этап пробуждения" начал в 18 лет. Александр обучался на факультете журналистики в Московском государственном лингвистическом университете (бывший Институт иностранных языков имени Мориса Тореза). Между прочим этот ВУЗ в своё время также окончили дед и прадед Александра, Юрий и Михаил Розенштехеры.

Кроме литературного творчества и журналистики, Листенгорт профессионально занимается лингвистикой, преподаванием, а также  практикой в сфере международных отношений. Основная тематика его произведений - эзотерика, философия, психология, саморазвитие, рейки, лингвистика. Институт он окончил в 2015 году и получил специальность преподавателя иностранных языков.

Листенгорт хорошо владеет 8-ю языками, на которых пишет стихотворения. Помимо русского - это иврит, английский, испанский, немецкий, французский, турецкий. Во время учёбы в лингвистическом университете Александр выучил и армянский язык. А разговорный усовершенствовал во время практики в посольстве Армении в России.

В 2014 году Александр Листенгорт побывал в Армении и Арцахе. После этого он буквально влюбился в эти чудесные страны. Результатом этого путешествия стало написание философского эссе "Три дня во славе Арцаха".

Отлично освоив армянский язык, Листенгорт взялся за переводы на русский язык самых известных песен знаменитого армянского барда Рубена Ахвердяна "Старая цыганка", "Семейная фотография", "Осень нашей любви", "Если бы ты знал", "Я помню", "Ереванские Ночи".

С 2011 по 2014 год Александр написал цикл стихов на армянском языке. А в 2014 году на русском им было написано тёплое стихотворение "Я люблю вас, мои армяне".

В Москве Александр Листенгорт принимал активное участие в деятельности Армянского культурно-просветительского общества "Арарат". И даже стал одним из заместителей председателя Совета этого общества.

Листенгорт в 2016 году написал цикл статей "Армяне и евреи снова вместе", в которых обосновывал уникальную близость этих народов. Рассказал про источники, сообщающие об общих исторических предках евреев и армян, отметил определённое сходство армянского языка и иврита. Также он обратил внимание на современное состояние армянской и еврейской диаспор и проекты, требующие совместного воплощения.

Движимый патриотическим долгом, в 2016 году он добровольцем отправился служить в Армию Обороны Израиля - ЦАХАЛ. Но даже находясь на военной службе, Александр не забывал об Армении. В свободное от службы время посещал армянские места Иерусалима и других мест, встречался с местными армянами, писал письма и отправлял фотографии своим армянским друзьям в России и Армении.

И что самое интересное, в одной руке он держал израильский автомат, в другой - армянский дудук. Он научился здорово играть на дудуке и присылал в Москву в 2017 году свои музыкальные видеозаписи. По словам сержанта израильской армии Листенгорта в его комнате на столе стоят флаги Армении и Израиля.

В январе 2018 года Александр приезжал в отпуск в Москву и по этому поводу в Московском доме национальностей общество "Арарат" устроило встречу с ним. Александр Листенгорт поприветствовал собравшихся старых знакомых и исполнил на дудуке свою авторскую мелодию "Среди средиземноморских гор". По просьбе гостей Александр рассказал о своей службе в Армии обороны Израиля. Кроме этого он рассказал о тысячелетней армяно-еврейской дружбе и древнем армянском квартале Иерусалима. Он прочёл для гостей свой перевод на русский язык армянский песни "Хайи ачкер" ("Армянские глаза").

В прошлом году Александр Листенгорт осуществил важный перевод с западноармянского языка на русский статьи об армянине из Бейрута, младшем лейтенанте Жозефе Артити, воевавшем добровольцем в годы Первой мировой войны в Палестине против турок и немцев под флагами Франции и Британии в составе Армянского легиона. И ещё в 2018 году Александр опубликовал новые стихи на армянскую тему "Татев", "Вайоц дзор", "Гегард".

Александр Ерканян

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

А сбоку Армения ‒ божья любовь,
в горах сораспятая с Богом,
где боль Его плещет в травинке любой,
где малое помнит о многом.
(Борис Чичибабин, Первый псалом об Армении)

Вроде бы очень просто, вроде бы  банально.  Молодой человек, москвич, впервые едет в Армению, впервые посещает Арцах. И, конечно, с восторгом рассказывает о своих впечатлениях.

У большинства молодых (да и не только) путешественников все впечатления могут быть резюмированы в нескольких словах или, в лучшем случае, фразах.

Но в Армению едет московский студент, остро ощущающий свое еврейство и в силу этого хорошо знающий и понимающий наши армянские проблемы.

Он едет в Армению духовно подготовленным.

Одаренный молодой человек, он пишет стихи, в том числе и об Армении и армянах, на русском, иврите и армянском.

И у этого эрудированного, творческого человека,  человека с литературным дарованием, склонного к глубокому и сочувственному анализу увиденного, услышанного, прочувствованного, получается… замечательное произведение, нечто среднее между путевыми заметками и эссе.

Скорее всего, это поэтическое произведение в прозе, где автор выступает очень опытным, очень не по годам взрослым человеком, с трепетом душевным прикасающимся к тому сокровенному, что для нашего народа является Арцах-победитель, Арцах-созидатель, Арцах-творец.

И, действительно, молодой автор написал неординарный,   одухотворенный рассказ не о своем пребывании, нет,  а об Арцахе: от его камней, гор, рек, лесов и  до самого главного сокровища Арцаха, о его людях.

Он воспринимает Арцах как действительно молодой при всей своей седине край.

В долгие годы советской власти лучшие представители советской, в том числе и еврейской творческой интеллигенции ездили в Армению, как на землю обетованную, где меньше чувствовалось удушающее объятие социалистического реализма, метко названного Рафаелом Ишханяном «ложью века».

Эти люди были и остаются друзьями Армении.
Александр Листенгорт, по моему мнению – уже в этой почетной категории.
Впереди нас ждет его творческий отчет, как он обещает, о «волшебстве Еревана».

Эмануил Долбакян

 

ТРИ ДНЯ ВО СЛАВЕ АРЦАХА / АЛЕКСАНДР ЛИСТЕНГОРТ: ЧАСТЬ I

В конце марта я решил поехать на майские… в Грузию. Уже закачал осетинских песен, добавил ещё грузинских, хотя их и так было достаточно много. Но за неделю до мая выяснилось, что не будет Грузии в этот раз. Поучаствовал в лотерее РЖД, подучил грузинский – в общем, всё, как всегда, хорошо. Но только одно было не совсем хорошо: мне казалось, на майские я должен быть где-то, но не здесь. Не потому что, как у истинного москвича, у меня с середины апреля недели на три появляется потребность в капельках и противоаллергических средствах. А потому что собрался ведь уже ехать! Что там у нас вокруг Грузии? Нет, в атлас не тыкал. 22 апреля состоялась первая в истории армяно-еврейско-русская встреча, посвящённая Дню Памяти. И тех, и других. Все читали стихи, выступали, общались, знакомились, восхищали и восхищались. Армения?...

Это была действительно важная поездка: впервые полностью на свои, и без всяких сомнений. Ну вы знаете: когда много своих, никаких сомнений быть не может. Да, посчитать можно, цены глянуть, всё такое - но чисто для интереса. Чисто для интереса. Никаких сомнений. Ну и в общем как всегда: берутся билеты, до вылета несколько дней. Апрель подходит к концу, а нас ждёт что-то новое, какое-то удивительное время. Естественно! Едем в Армению! А как именно оно воплотилось в пространстве, можно узнать из маленькой, но милой книжки о моём путешествии. А пока – отдельный материал о путешествии в Арцах в рамках той поездки. Ещё бы: Арцах заслуживает многих и многих отдельных слов. Кто уже был на арцахской земле, кто ещё не был – все испытывают какое-то восхищение при разговоре о нём. Здесь мы попытались передать восхищение в слова. Но главное – это энергия! Как радости, славы, величия, так и всей духовности этой поездки – духовности, присущей народу, воздуху, атмосфере, природе Карабаха.

Поехал я в Армению один. Да, один! Многие потом удивлялись, спрашивали. Не, ну а с кем ещё? Отвечали: с друзьями. Ну так друзья в Ереване все. Кто-то говорил, с девушкой. Там примерно та же ситуация. Хотя, как я понял, в Ереван мужчина едет не за девушкой, а за женой. Пока не привёз. Места в чемодане мало было. В общем, в любом случае, ехать туда с девушкой отсюда было бы не очень. Зачем распыляться? Если только эта была бы прямо-таки любовь какая-нибудь, ну, как бывает у поэтов. Хотя и это – всё в Ереване. Поэтому и один. И да, самое главное: потому что это была очень важная поездка, очень духовное это дело, в достаточной степени личное и чудесное. Это было ясно сразу. Потому и сам. Да и не сам ли по себе, на самом деле, человек в жизни? Приходит и уходит сам, живёт, действует, мыслит, развивается – всё только сам. Всё, что есть у человека – это его «Я». Вечное, переходящее из опыта в опыт, рождённое в божественном источнике и совершающего туда возвращение через жизнь…

Числа 3-го, или 4-го, или 5-го – в волшебстве Еревана числа растворялись как снег на вершине Арагаца, мы, что называется, случайно, хотя, конечно, как говорится, патахакан воч ми бан чи линум, встретились с Хайком, которому здесь и сейчас же, с этих страниц, я передаю свою искреннюю благодарность и признательность. Сидел у фонтанов на Площади, загорал по-московски. Подошёл Хайк. Не то что бы удивились… Всё было как следует, как будто, так и надо. Поговорили, обо всём договорились, и каждый пошёл дальше. Что называется, судьбоносная встреча!

ДЕНЬ I: 08.05.2014

Почти очередное ереванское утро. Пора выезжать в Карабах. Вдруг. С таксистом ахперакан договорились на 1,500 драм – а ведь от «Авана» до «Новых Черёмушек» не так уж и близко. Из Подмосковья в Подмосковье. Путь был долгий, было много таксистских разговоров. Этот водитель был из тех немногих (их было около 20% из всех таксистов), который вообще не обращал внимания, кто с ним говорит по-армянски и почему. Он просто начал говорить на своём божественном ереванском, рассказывал то, что считал нужным и внимательно слушал каждый ответ. Хотя за пару мгновений до прибытия в место назначения успел узнать, что я не армянин, но хайерен всё ж как бы очень таки да. Пришло время рассчитываться… В Ереване в такси это всегда особый момент. Никогда не знаешь наверняка, сколько останется в кошельке после поездки. Так этот добряк взял, набрал мелочи и больше половины, в итоге, отдал. Не то что бы я заработал на этой поездке. Хотя как сказать. Но это был искапес патмутян меч арачин анкам, им патмутян, ихарке, когда таксист взял меньше, чем ему давали. Учись, говорит, дорогой, харазат-джан, будь молодцом! Всяческие хаджохи и пожелания.

Договорились с Хайком встретиться у аптеки – а их там было пять, из них три пустых. В общем, встретились. Познакомился с его чудесной семьёй. Ну, вернее, встретился впервые – познакомились потом. Дети… Как говорил какой-то мусульманский мудрец, может быть даже об этом говорилось в Коране – дети являются живым воплощением божественного присутствия! 4000 лет назад в Торе, 2000 в Новом Завете об этом Всевышний сообщить не успел – но через 500 лет после предыдущего переданного своего Откровения Сообщил. В общем, подъехала машина… Началась дорога до Карабаха. Было интересно уезжать из Еревана вообще в другое место, зная, что через 4 дня мне предстоит почти также уезжать из Еревана на родину. Ну, в Москву, я имею в виду. Снова чудесная природа, та же дорога, что и к Хор Вирапу, мимо города Арарат. Сам Арарат выглядел совершенно иначе, нежели пять дней назад. Он вроде бы и больше показался, но вроде бы и не показался. В общем, пищи для философии и поэзии было предостаточно. И это главное. Приближаемся к границе Армении (хотя где она, эта граница) – и удивительно, как природа меняется! Из циранагуйн, она расцветает и распускается тысячами цветов: из чудесной пустыни всюду возникают прекраснейшие деревья, камни на ярко-зелёной траве, солнце благословляет всё это своими лучами… Говорили, мол, Армения – страна камней. Ну да, но камней здесь было не больше положеного. Нормально. Вообще, конечно, дорога была очень долгой. Но она была восхитительной. Не то что бы «о, она того стоила», не то что бы «о, какая красота вокруг» – что там ещё принято говорить, чтоб всё правильно было. Это выше, лучше, сильнее! Это, конечно, что-то духовное, что-то священное. Весь путь, и обе точки, между которыми он проходил. Так и в человеческой жизни: важно и рождение человека, и его уход, и то, что происходило между этими вселенскими событиями. И всякому его духовному стремлению, всякой, самой высокой идее, необходимо материальное воплощение, чтоб оно имело свой эффект, чтоб божественное присутствие воплотилось в этом мире. Так, душа одевает костюм человека, дух – материи, а Бог одевается во всё на свете и живёт в нём энергией...

Арарат был уже относительно далеко, и нужно было смириться с тем, что на смену Арарату на ближайшие три-четыре дня придут совершенно другие горы и чудеса. Весь этот путь, из Еревана в Степанакерт – это настоящая медитация. Медитацию, правда, каждый понимает по-своему. А тем более, армяне и евреи. Так по-своему, что медитация у одних будет гжаноцем у других. Через медитацию человек обретает длительный, божественный покой, а не временный, связанный с удовлетворением текущих земных потребностей и задач. Испытать подобное блаженство божественного покоя хотя бы минуту с утра – значит одарить весь день данной благодатью. При развитой технике Дыхания и мощной работе мысли, человек может в считанные мгновения достигать результатов длительной медитации, пробуждая и проявляя Блаженство, Счастье, Удовлетворённость, Творчество и Спокойствие. Человек осознанно Вдыхает Божественную Энергию и выдыхает всё лишнее, что в нём скопилось, Очищаясь и Впуская в себя, с новым Вдохом, Благодать и любовь. Человек нуждается в медитации, так как хочет раскрыть себя в свете. Это самопробуждение человека и самоотдача Бога. Когда два этих потока встречаются, человек становится пробуждённым во внутреннем мире, а Бог – проявленным во внешнем мире. Медитация требует сознательного усилия: умиротворения ума. Когда голова человека не забита суетой мыслей, он становится как бы сосудом, который наполняют вечная энергия, божественный свет, высшее вдохновение. Медитация – как язык Бога. Медитация, Творчество, Молитва, Мышление – элементы этого Божественного Языка. Каждый день - есть как минимум один урок: быть по-настоящему счастливым. И этой науке человек может выделить ежедневно определенное время, которое будет принадлежать только ему и его внутреннему существу, его Высшему Я, а также благодатной, божественной, исцеляющей энергии света, вселенской жизненной силе, которая будет Насыщать его, Наполнять и Даровать новый Свет и раскрывать Божественного Гения Творца в его Существе. В Путь! К свету в своей душе. Корень духовного прогресса – вновь обрести в себе бесконечный духовный мир, насыщенный чудесами, успехом и счастьем, истиной  энергией творца.

Вы всё ещё здесь? Так вот, этот Путь – Медитация… Просто смотришь и молчишь, и даже не то чтобы восхищаешься, или наслаждаешься. А просто, как-то вот так всё удивительно. И даже не то чтобы благоговеешь. Просто такая красота, такой праздник красоты, такое величие этого праздника! А земля везде всё круче и круче, и мы поднимаемся всё выше и выше! Так высоко, что прямо совсем-совсем высоко. До самой границы с Карабахом. А какая дорога, какой мастер водитель… Не на этой ли трассе местное ГИБДД принимает экзамены у будущих водителей? Вот пройдена граница. Она, конечно, довольно символическая. Ну, так между братьями и должно быть. Армения – старший брат Арцаха… Но, теперь мы скажем, что это Арцах – младший брат Армении. Армения и Арцах  - именно Братья, а не друзья. Друзья меняются, а Брат – навсегда.

И вот, великолепие этой природы. Эти горы. Эти облака ниже дороги, тень облаков прямо на земле. Как будто мы сами плывём в облаках.  Это солнце в горах, закат среди облаков и божественные лучи. И палпалак по дороге ещё. Божественная, горная, ледяная вода. К ней приходят люди, как ребёнок идёт к матери. Неужели надо здесь всё это описывать? Или достаточно будет просто сказать, что это один из самых-самых путей в мире, в Карабах, со всеми этими горами, этими городками в самой низине, окружёнными крутыми холмами, всеми этими горными речками, камнями, хачкарами, с этим солнцем, которое золотом озаряло горы вокруг, где всё, совершенно всё, наливалось золотом, и облака тоже. В общем, Степанакерт… если сказать, что до него надо спуститься - то это ещё ничего не сказать. Грузины наверху строят, поближе к небу, а армяне больше постарались, ну или кто из них там больше старался, не знаю. В общем, город окружен горами самым естественным образом. Чудеса… Похоже на Армению, да, но что-то здесь есть совершенно своё. Очень интересно. Тоже девушки симпатичные, но не такие как в Ереване. И не такие как в Армении. Люди сами по себе тоже чуть другие. А так… всё супер! Крутые магазины и так далее. Что удивляет? Все друг друга знают, все приветствуют друг друга. И это было ещё не 9 мая, а только преддверие великого праздника. Великого, конечно, для жителей Карабаха по своим причинам.

Видно, что люди своим трудом, все эти годы, последние 20 лет, создавали этот город. Они создавали его своими руками, своим умом, наводили всю эту красоту. Это новая страна, новая республика и её древний, но новый народ.

Здесь есть университеты, школы, торговые центры – есть всё, и каждый новорожденный ребёнок имеет здесь будущее и все возможности для развития и образования. Люди находятся на самообеспечении. Всё добывается, всё привозится. Очень заметно, что страна очень молодая, но очень гордая, амбициозная и очень красивая! Как её молодёжь, как горы, охраняющие столицу. Всё очень свежее, новое - это так интересно! Столько возможностей и перспектив на будущее! На Израиль тут не похоже, разве что на тот, который был первое время: возрождённый Эрец-Исраэль в пятидесятых годах двадцатого века. Тут ощущается больше Кавказ. Но Израиль всё равно очень вспомнился. И песни тут не причём. А вспомнился именно потому, что и в нём, которому три дня назад исполнилось 64 года, каждое дерево бы посажено своими руками, народом, который живёт теперь на древней земле своих предков, там, где он пользуется благами, созданными им же самим. Пусть это будет хорошим примером для карабахского народа! А для армян, судя по всему, так оно и есть – Израиль это их мечта. И столица Карабаха, Степанакерт - это горный цветок, расположенный и защищённый со всех сторон великой красоты природой, такой зеленой, горной, дикой и величественной породы, тоже возводился камень за камнем буквально на глазах, и видно с какой любовью строили этот дом и как умело его развивают дальше. Развивают так, что не только его обитатели, но и гости теперь приезжают, чтобы восхититься им и нести это знание о красоте его дальше. Скамейки с надписью Ереван и Степанакерт теми же золотыми армянскими буквами, тот же цветной фонтан с душевной музыкой, где собираются все те же прекрасные парочки, милейшие дети, и девочки. В Карабахе действительно ощущается больше свободы. Невероятно много свободы! Казалось бы, почему ей не ощущаться во всяком другом месте. Да и свобода ведь – это дело духа, дело каждой отдельной личности. Но бывает в мире такое, что во внешнем мире проявляется так сильно, что влияет на человека изнутри. И именно такова Арцахская свобода! Наверно, она так ощутима, потому что её здесь добились. Да, это и горы, и воздух, но это и дух самого народа, который добился для себя своей свободы и теперь добивается её во всём мире. Это самодостаточный народ, и он идёт в верном направлении. То, что здесь происходило, уверен, сделает каждого настоящим человеком, это закалило их на всю жизнь. Им самим приложить свои усилия - и у них будет действительно хорошее будущее. Это всегда мудрое решение: не обращая внимания ни на кого, делать своё дело и делать его хорошо, как следует. Потом, когда дело сделано, никто уже и слово не скажет, а лучше – извинится и восхитится по-новому, уже приняв сделанное и созданное.

Весь вечер гуляли по городу. Он очень интересно устроен. Не очень понятно как именно, но кажется довольно завершённым и очень красивым. Вот, длиннющая улица, с красотою по обеим сторонам, в одном её конце – площадь с парком, фонтанами и аттракционами, в другом – поворот на Сасунци Давида. Там улица круто поднимается вверх, и, кажется, будто всё начинается сначала. Воздух, город – да, всё божественно. Вечер. Музыка. Парк. Ещё можно за эту центральную улицу зайти, там начинается посёлок городского типа, с домами, мелкими магазинчиками с мясом и лавашом, с кошками и гнёздами. Играют дети, обсуждаются какие-то вещи… Ну, на карабахском – поэтому какие-то. Вообще, этот народ не так чтобы очень разговорчивый. Но, наверно, лучше так – меньше говорить и больше делать, чем наоборот. Ереванцы ребята очень горцовые, но чем они занимаются на самом деле, я за две недели так и не узнал, оставалось только догадываться.

После прогулки, как-то легко и понятно дошли домой, хотя первый раз были в городе.  Детишки… Божественные дети! Сколько требуется остроумия и всего, чтобы работать с детьми. А сколько так называемым взрослым нужно мудрости, чтобы закрыть компьютер и пойти за ребёнком, когда он зовет играть? Для ребенка кровать - это судно, вокруг море, может пойти снег, он включает свет в комнате (прося помочь ему дотянуться как бы) и наступает день, и мы снова отправляемся в мореплавание, принцессы и всё-всё. О, этот мир мечты. Все их желания исполняются, потому что этот мир у них в голове. Исполняются, потому что иначе и быть не может! Сила воображения огромна. В какой-то момент дети забывают об этом, потому что начинают задумываться. Они не спрашивают о Боге и ангелах, потому что знают их в лицо и потому что живут с ними, пребывают в них. Но потом начинают искать их - и тогда появляются вопросы. Это ирония до слёз: они начинают всю жизнь искать то, чего никогда не теряли и с что как никогда имели уже первые годы своей текущей жизни. Но так нужно. И блажен тот, кто нашёл Снова – в этом и смысл! Хотя как можно найти то, что никогда не было потеряно?.. Пробуждение! Об этом в соответствующей книжке, которую тоже сейчас готовим. Так и Карабах и Степанакерт… Это символ силы чисто человеческого духа. Город был в руинах, а теперь сверкает всеми огнями и красками и великолепием, и не как Ереван, или что - по-своему, и это восхитительно. Символ пробуждения. Кажется, что он всегда такой был и что это никогда не было потеряно, просто нужно было дать пробудиться этому городу. Так во всём. Человек может впасть в отчаяние, прежде чем обрести великое вдохновение и истинное счастье.

Да, язык… Это вообще отдельная тема в нашей жизни. А тут – сам Бог велел. На улице, не последовав совету Хайка обращаться к гражданам по-русски, говорил с ними на гракане. Соединяя всевозможные диалекты Армении, граждане отвечали на вполне симпатичном армянском! «Давай, учи их армянскому», говорил Хайк. После двухдневного глубокого знакомства с карабахским языком, не то что бы там литературный армянский, и даже не ереванский – иджеванский армянский казался мне языком богов! Но также как ичеванцам «апер, ес ко ичеванци хаерен вабще чем хасканум» тут говорить уже не приходилось. Карабахский язык – это какой-то лингвистический феномен! И главное, тут тоже очень всё хитро: если захочешь его подучить, наберёшь в поиске, мол, карабахский, как, что – скажут, что это арцахский диалект армянского, так что учи армянский, а там уж как пойдёт, брат. Карабахский язык очень жёсткий и упрямый, как карабахские ослы, как карабахский народ. Когда по телевизору на гракане обсуждали какие-то очень важные вещи, меня спрашивали «ай тха, понимаешь, что они говорят?». Мне так и хотелось ответить: «А вы?». Но я и так везде представлялся евреем. Испытывал реакцию местной публики на путешественников вдвойне. А ведь в Арцах просто так не забредёшь. Это надо иметь какую-то особую цель, или благодать.

Казалось, что Карабах – это такой новый, чудесный проект. Он совсем новый. Он очень перспективный. В нём нужно столько ещё продумать, столько сделать. Это райская земля. Совершенно неважно, какие именно великие или святые благословляли эту землю своим присутствием. Потому что на такой божественной земле человек встречается с самим собой. Обретает себя. А когда он обретает себя, ему уже не нужны ни вера, ни святые, ни Бог. Потому что вместе с собою он обретает и веру, и святость, и Бога.

Люди Арцаха… В отличие от армянских армян, карабахские армяне показались мне людьми более серьёзными. Такими же жизнерадостными, но эту радость они держали где-то в глубине. Они очень доброжелательны. Это не чаша весов, где что-то перевешивает: или у человека проблемы, или он радуется. У карабахцев есть и то, и другое. Но какие это проблемы? Когда студент принимает на себя ответственность и пытается сам зарабатывать, сам снимать квартиру – можно ли сказать, что у него проблемы? Важнее то, что он рад. Рад всё делать самостоятельно, рад своим личным маленьким победам, которые для его духовного и личностного роста не такие уж и маленькие, а очень даже значительные. Так и карабахский народ. Это студент, начавший самостоятельную жизнь. Ему нужна поддержка? Да. Его не всегда понимают? Да. Его вообще часто не принимают всерьёз. У него не такой большой опыт работы. Но он образован, он полон энтузиазма и сил. Вот это народ Карабаха. Как ни странно, карабахцы меньше удивлялись иностранцам, по крайней мере, открыто не выражали удивление уж точно, как это делали ереванцы. Внешне карабахцы отличаются от основной массы жителей Армении. Чуть повыше, может быть. Чуть более строгие черты лица у них. Не знаю, может это что-то более горское, более кавказское. Более армянское. Не знаю. Но красиво. Девочки там сильно отличаются от ереванских. Тоже красивые очень. Но другие. Прекрасно, есть с чем сравнивать. Есть разнообразие, которое всё, так или иначе, упирается в чистую красоту. Это мечта! И это реальность.

Скамейки, где написано Ереван-Степанакерт. По-армянски… Хорошо, что карабахцы не изобрели ещё свою письменность. Связать грузинский и тайский – что-то вроде того получилось бы. Это было довольно трогательно, эти скамеечки. Точно такие же в Ереване, но конечно без упоминания арцахской столицы. И тут такие же. Но вместе. Прекрасно!

Фонтаны… Арцах – как младший брат Армении. И эти фонтаны на площади в Степанакерте – как младшенькие фонтанов на площади в Ереване.

Снова вечер на армянской земле. Снова творим наши книжки! Роман (Возвращение), Книгу (Новый Этап Пробуждения), Стихотворения (Ocean of Divinity) и про Путешествие (вот это). Играет Музыка… Это Музыка Бога, Гор, Ангелов, Духа и Армении. Восхитительное чувство, когда все языки ясны, легки, свободны, понятны! Звучали песни на самых разных идиомах. Естественно, армянский, иврит, английский, испанский, немецкий, санскрит и русский. Но также и французский, осетинский, турецкий, португальский, чеченский, итальянский, идиш, польский, грузинский и ладино! И каждый из них – родной, каждый из них в определённой, какой-то божественной и восхитительной степени, понятен: они вдохновляют, хочется писать, говорить, петь на них всех, а мы это и делаем! А ещё – Дудук… Это музыка без слов, но именно её понять труднее всего.

АЛЕКСАНДР ЛИСТЕНГОРТ

Продолжение следует…

АЛЕКСАНДР ЛИСТЕНГОРТ: ТРИ ДНЯ ВО СЛАВЕ АРЦАХА. ЧАСТЬ II

http://russia-artsakh.ru/node/1852

АЛЕКСАНДР ЛИСТЕНГОРТ: ТРИ ДНЯ ВО СЛАВЕ АРЦАХА. ЧАСТЬ III

http://russia-artsakh.ru/node/1853

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.