В Турции прошли очень важные выборы. Реджеп Тайип Эрдоган был переизбран президентом. Оппозиция, успешно сосредоточившаяся перед выборами, не смогла с таким же успехом проследить за результатами выборов. Информационное агентство Anadolu, работающее как пропагандистский канал Эрдогана, представило результаты, используя привычную тактику, согласно которой Эрдоган «победил». Эти выборы принесут перемены для Турции. Отныне ПСР полностью поглотит, расколет и разгонит оппозицию. До настоящего времени в результате различных интриг судебная система, полиция и армия были лишены своих полномочий.
Эти выборы в то же время были и голосованием за режим. На самом деле оппозиция нацелилась на Эрдогана. Поэтому всесторонняя критика режима не была темой выборов. Однако в конечном итоге страна попала в поток полноценного режима.
Безусловно, выборы не были честными и свободными, так же, как и не были демократическими. Серьезные вопросы, связанные с подсчетом голосов, а также систематические проблемы в ходе избирательной кампании и процесса голосования показали во всей красе, что выборы не были честными и свободными. Это был избирательный процесс, в ходе которого СМИ, Высший избирательный совет, Информационное агентство Anadolu, судебная система, чиновничий аппарат, правоохранительные органы и разведка функционировали как части единого механизма режима и работали на сохранение этого режима. Гибридный турецкий режим, характеризуемый как конкурирующая авторитарная система, использовал все классические для этого режима тактики манипулирования выборами и объявил себя победителем. Оппозиция допустила очень серьезную стратегическую ошибку, когда не заявила о непризнании результатов выборов по итогам первого тура.
Инсценировка в первом туре выборов, когда один из четырех кандидатов Синан Оган набрал 5% голосов, помогла Эрдогану победить, поскольку это выглядело довольно демократично. Почему Кемаль Кылычдароглу и лидеры шести оппозиционных партий Национального альянса согласились с результатами выборов? Полагаю, что этот вопрос останется сложным для понимания с логической точки зрения, равно как и переворот 15 июля 2016 года, как и подчинение тому же дискурсу режима на площади Йеникапы, как и разделение жертв режима по кланам и районам.
Политические деятели Турции и, следовательно, народ, разделились. В частности, на этих выборах открыто проявилась главная линия разлома политики, вопрос локализации курдов, тянущийся с момента создания государства под названием Турция. Действительно, курды проголосовали за кандидата, изображенного в бюллетенях напротив Эрдогана, продемонстрировав высокую явку и политическое сознание. Но при этом они не шли на выборы с настроем, что «все будет прекрасно». Перед ними был злодей, и они хотели его отстранить.
Большинство общества составляет довольно многочисленная прослойка, наделяющая турок превосходством, и называющая совершенно справедливые и разумные требования курдов «сепаратизмом» и «терроризмом». Это большинство не ограничивается Народным альянсом, образовавшимся вокруг Эрдогана, присутствуя и среди оппозиции. Например, оппозиционная «Хорошая партия» с самого начала выступала против ДПН и Курдского политического движения.
Здесь мне бы хотелось обратить внимание на простую реальность Турции, социологические линии разлома. Самым глубоким из них, безусловно, является табу в отношении курдов. Я группирую турецкую политику по турецким партиям и курдскому политическому движению. Несмотря на то, что турецкие партии вышли на выборы с двумя разными альянсами, в конечном итоге их реакции в отношении курдов очень схожи. Режим получает серьезную власть благодаря такой ситуации. Конечно, не осознающие этого, составляют большинство общества, что также идет режиму на пользу.
Другой вопрос, что турецкая политика основана на идеологическом фоне, абсолютно оторванном от мира. Категории, которые мы используем для классификации политических направлений в мире, как например, правые-левые, социалисты, консерваторы, либералы, зеленые, в Турции почему-то растворяются, словно акварельные краски, перенесенные кистью на мокрую бумагу, и теряют форму.
К примеру, РНП, которая позиционирует себя как левая партия, на самом деле таковой не является. В самом начале, во времена Ататюрка, миссией РНП было строительство национального государства. Она выбрала сделать это не по географическому принципу, а по расовому. В этой связи государство также не признало геноцид армян, геноцид греков и геноцид ассирийцев.
Думаю, мне не нужно здесь упоминать уравнение: РНП равно государство. Другие партии также формируются на основе двух идеологий: тюркизме и исламизме. Вот что представляет из себя увязший в трясине ограниченный политико-идеологический фон.
Одним из главных вопросов было светское государство. Самым выдающимся проектом Ататюрка было создание светского государства из общества, большинство которого составляли мусульмане. Конечно, такая жесткая и проблематичная с точки зрения прав человека практика, выглядевшая как попытки внедрения этого секуляризма в общество, будет подвергнута сомнению и должна быть подвергнута сомнению. Однако здесь необходимо отметить, насколько прав был основатель государства в своем стремлении к светскому государству с точки зрения самой идеи. Использование ислама в качестве инструмента в политике является самым серьезным препятствием для турецкой политики после курдского вопроса. Это было самым ценным опытом, который Турция могла бы преподнести современному миру в политическом контексте. А именно, создание и успешное развитие светского государства обществом, большинство которого составляют мусульмане. В конечном итоге самым крупным проигравшим на этих выборах, после курдов и жертв режима, является идея светского государства.
Честно говоря, я не понимаю российскую прессу и российскую политическую элиту, восхвалявших Эрдогана перед выборами. Для меня это похоже на расчеты по спасению положения. В долгосрочной перспективе Эрдоган и его режим плохо закончат. Они проиграют. Хочу это здесь зафиксировать. Сложившиеся условия не смогут привести правление к стабильности.
Добавить комментарий