Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж

Армяне издавна селились на Северном Кавказе. Причём они появилась тут задолго до прихода в этот регион Российской Империи. Армяне из этнической группы черкесогаев начали селиться в районе будущего Пятигорска ещё в XII - XIII веках. Первое армянское поселение Армянский аул располагалось у нынешней станицы Горячеводской. Однако, основная волна армянского переселения в район Пятигорска началась в XVIII столетии.
Датой основания города Пятигорска считается 1780 год. Тогда между горами Бештау и Машук русскими войсками была воздвигнута Константиногорская крепость, названная так в честь внука Екатерины II Константина Павловича. Это было одним из укреплений Азово-Моздокской оборонительной линии. Следует отметить, что важная роль в создании этой крепости принадлежит Александру Васильевичу Суворову.
А история Пятигорска как города-курорта начинается 24 апреля 1803 года, когда был подписан знаменитый Рескрипт Александра I «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства». С момента основания города одними из первых здесь поселились армянские купцы, ремесленники, строители и офицеры, воздвигавшие свои дома на берегу реки Подкумок.
Для того, чтобы ускорить строительство города и способствовать развитию экономической жизни в городе, российское правительство специально приглашало сюда из других мест армян, известных своим талантом, энергией и работоспособностью. Известно, что с 1814 года тут вели дела армянские купцы из Нахичевана-на-Дону. Сюда переселились и армяне из Георгиевска. В XIX столетии армянская община Пятигорска, насчитывавшая уже несколько тысяч человек, играла в жизни родного города весьма активную роль.
Упомяну лишь нескольких знаменитых армян, связанных с Пятигорском. Михаил Юрьевич Лермонтов в своём знаменитом романе «Герой нашего времени» рассказывает о шикарном магазине ковров купца Никиты Челахова, куда съезжались за покупками знатные люди со всего Пятигорска. Именно в магазине Челахова в романе состоялась первая встреча Печорина и княжны Мери. Дом генерала русской армии, героя войны с турками Акима Хастатова, женатого на родной сестре бабушки Лермонтова, во второй половине XIX столетия стал центром светской жизни Кавминвод.
Огромный вклад в развитие Пятигорска внёс выдающийся российский государственный деятель Михаил Лорис-Меликов, добившийся для города статуса административного центра Пятигорского отдела Терской области. Визитными карточками Пятигорска являются красивейшие дома богатого купца и известного кондитера Аршака Гукасова - Кофейня Гукасова и Дача «Эльза». В Пятигорске, наряду с другими городами Кавминвод, строил свои великолепные здания замечательный архитектор Эммануил Ходжаев, который в 1900 - 1902 годах был главным архитектором Пятигорска, а потом стал главным архитектором Кисловодска.
Армяне занимали посты в городской Управе, были предводителями дворянства города, возглавляли лечебные и образовательные учреждения города, вели успешную торговую деятельность. Торговые заведения армянских купцов были известны далеко за пределами Кавминвод. Армянам принадлежали крупные магазины, рынки и особняки. Торговый оборот армянских купцов в Пятигорске в начале ХIХ века достигал почти 3 миллионов рублей, что составляло половину всех оборотных средств города. Значительную часть своей прибыли армянская община Пятигорска вложила в строительство заводов и фабрик. Большие средства направлялись на благотворительные цели.
К началу XX столетия Пятигорск стал одним из важных мест армянской жизни. Здесь были открыты армянские школы, мастерские, храмы. Здесь устраивали театральные представления на армянском языке. Армяне построили в городе гостиницы и рестораны, торговые заведения и общественные учреждения, поныне украшающие Пятигорск. Многие армяне бежали в эти края после Геноцида армян в Турции в 1915 году. Ну и, наконец, армянская община Пятигорска значительно увеличилась в конце XX столетия после развала СССР. Так что без преувеличения можно сказать, что вся история Пятигорска неразрывно связана с историей его армянской общины.
Ныне в Пятигорске проживает около 150 тысяч жителей. Больше всего, разумеется, русских - примерно 105 тысяч (70%). А армяне идут вторыми, причём с большим отрывом от остальных. Их численность превышает 20 тысяч человек, это примерно 14% от всего населения города. В Пятигорске находится самая многочисленная армянская община Ставропольского края, даже чуть больше, чем в самом краевом центре - Ставрополе, где живёт около 20 тысяч армян. В Пятигорске армян можно встретить везде. Они широко представлены здесь практически во всех сферах жизни - от бизнеса до высшего образования и медицины.
В советское время в Пятигорске было несколько армянских школ. К сожалению сегодня армянских школ в Пятигорске нет, но есть школы, где 95% учеников составляют армяне. И в школьную программу входит обучение армянскому языку. Продолжая традиции, заложенные именитыми предками, армянская община Пятигорска сегодня принимает активное участие в социально-экономической и культурной жизни города.
В Пятигорске действуют Армянская Апостольская церковь и различные армянские организации. Открыта Национально-культурная автономия, создано Пятигорское Армянское общество культуры имени Ваана Терьяна, а также молодёжные и спортивные организации. С 2007 года в Пятигорском Государственном Университете действует Центр армянского языка и культуры. Там изучают армянский язык, историю и культуру армянского народа, а также армянские песни и танцы. В городе широко отмечаются армянские праздники.
Глава армянской общины Пятигорска Артур Погосян и настоятель церкви Сурб Саргис Пятигорска Тер Арам Унанян совместно создали армянскую общину с целью объединить церковь и местных армян в одно целое. Армянскую общину в Городской думе Пятигорска представляют 3 депутата, которые продуктивно работают на благо города. Армяне многое делают во славу развития и процветания Пятигорска. И их тут по достоинству ценят и уважают.
Пятигорск поддерживает тесные связи с Арменией. В 2018 году произошло знаменательное событие. В результате визита представителей Городской Думы и администрации Пятигорска в Дилижан было подписано соглашение об установлении побратимских отношений. Таким образом два известных курортных города, один в России, другой в Армении, стали побратимами. Высокопоставленные армянские лица - тут частые гости. В Пятигорск приезжали Католикос всех армян, Посол Армении в России, Президент Союза армян России и другие.
В Пятигорске есть 3 улицы, носящие имена наших соотечественников: Суворовский проезд - носит имя величайшего русского полководца генералиссимуса Александра Суворова, армянина по матери. Улица Акопянца - названа в 1977 году в честь уроженца Пятигорска, родившегося в семье карабахцев, Героя Советского Союза Георгия (Геворка) Акопянца. Этого высокого звания он был удостоен за героизм и смекалку, проявленные при форсировании Днепра и освобождении Херсона Согласно распоряжению главы города Пятигорска имя Героя было высечено на памятной доске в Аллее героев. Улица Григория Атаянца - названа в 2015 году в честь уроженца столицы Нагорного Карабаха Степанакерта, отважного воина, жившего и освобождавшего родной Пятигорск от фашистов в январе 1943 года. В 2014 году фронтовик был зачислен почётным часовым мемориала павшим в боях за Пятигорск.
Там, где компактно живут армяне, обязательно должна появиться и армянская церковь. Прибывшие в Пятигорск армяне также озаботились этим вопросом. Ещё в 1860-х годах община подняла вопрос о своей церкви в Пятигорске. И в 1869 году было получено разрешение на строительство храма на отведённом обширном участке, на котором с 1824 году находился казённый Деловой двор. Участок занимал угол улиц Царской (ныне проспект Кирова) и Базарной (ныне улица Крайнего). Первоначально здесь была сооружена небольшая часовня, а в частном доме на противоположном углу Царской и Базарной улиц была устроена временная домовая церковь.
Но сбор пожертвований и сооружение нового храма на месте часовни затянулись на долгие годы. Лишь в 1885 году было завершено строительство первой армянской церкви в Пятигорске и она была освящена во имя Святых переводчиков Саака и Месропа (Сурб Таргманчац). Вскоре была надстроена колокольня над входом в храм. Церковь была окружена оградой и деревьями.
В 1891 году молодой архитектор-армянин Эммануил Ходжаев, ставший позднее выдающимся зодчим, построил рядом с храмом двухэтажный церковно-приходской дом. Здесь размещалось армянское церковно-приходское училище, в котором учились армянские дети из малоимущих семей. В соседних домах располагались типография Садовникова-Нагорова и местное отделение Кавказского Армянского Благотворительного Общества. А рядом находился дом, где проживали служители церкви. Таким образом, сложился целый комплекс. В 1917 году приход пятигорской армянской церкви насчитывал более 2 тысяч человек.
Но в 1920 году церковь Сурб Таргманчац была закрыта большевиками, а перестроенное здание передано под музей революции. С начала 20-х годов в церковных домах размещалась городская поликлиника имени 1-го Мая. В период Великой Отечественной войны церковь короткий промежуток времени вновь действовала. А после войны там открылся спортивный зал. В 1956 году церковь разрушили и вскоре на её месте построили здание института «Промстройпроект» (в настоящее время Факультет управления и сервиса ПГТУ). До наших дней сохранилось лишь здание церковно-приходского училища, построенного в 1890-х годах. В нём сейчас размещается станция переливания крови.
Нынешнее поколение пятигорских армян, помня рассказы старших, решила возродить армянский церковный комплекс и в первую очередь построить армянский храм. Началось с того, что в 1992 году на холме в районе Гора-Пост была построена небольшая армянская часовня, которая сейчас находится на территории храма. И вскоре армянская община Пятигорска при поддержке армянских общин Ставропольского края и Москвы принялась возводить основное здание церкви.
Почему для возведения армянского церковного комплекса был выбран именно этот район объясняется тем, что Гора-Пост является армянанаселённым районом города и здесь можно было получить большой участок для строительства. Сооружение новой армянской церкви началось в 1997 году.
В мае 1997 года в Пятигорск прибыл будущий Католикос, а в то время викарий патриаршей Араратской епархии архиепископ Гарегин Нерсисян, который освятил фундамент, положив тем самым начало строительства храма. А в конце августа 1997 года в Кавминводы прибыл Верховный Патриарх Католикос Всех Армян Гарегин I, пожелавший своими глазами увидеть церковное возрождение на Юге России.
В 2003 году строительство храма Сурб Саркис (Святого Сергия) было завершено. Церковь построена в традиционном национальном армянском стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 года Католикосом всех армян Гарегином Вторым. «Церковь построена исключительно на народные деньги» - сказал настоятель церкви Сурб Саргис Пятигорска Тер Арам Унанян. Эта церковь относится к Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви. Церковный комплекс располагается в Пятигорске в Шахтинском переулке, 2.
Армянская церковь Сурб Саркис отлично вписалась в архитектуру Пятигорска и хорошо дополняет исторический и культурный облик этого курортного города. Благодаря своим очертаниям и знаменитому армянскому красно-бурому туфу она легко узнаваема и её не спутать ни с чем. Внутренняя стена, вокруг территории церкви так же отделана тем же туфом. На стене справа от храма размещены барельефы на тему истории Армении с изображениями великих сынов армянского народа.
А слева от храма установлено несколько красивых хачкаров. Они посвящены трагическим событиям, таким как Геноцид армян, погибшим в 4-х дневной войне в Карабахе в апреле 2016 года героям, памяти ушедших родителей. А самый крупный и красивый памятник-хачкар посвящён памяти погибших армян Шаумянского района Арцаха (Нагорного Карабаха).
На территории церковного комплекса расположено крупное 3-х этажное здание армянского общественного и культурно-просветительного центра. Там собирается местная армянская община. Тут действуют кружки для детворы, тут взрослые проводят свои мероприятия. Рядом находится ещё одно двухэтажное церковное здание из красного туфа. И ещё здесь стоит армянская часовня, о которой говорилось выше.
Итак, комплекс храма Сурб Саркис со всеми великолепными архитектурными сооружениями и уютным сквером производит неизгладимое впечатление. Он поражает и своей красотой, и размером. Получился действительно масштабный и значимый проект. Армянский церковный комплекс стал одним из важнейших мест на карте Пятигорска, его подлинным украшением. Он является притягательным местом не только для армян, но и для всех остальных жителей города. Сюда же с удовольствием приходят и многочисленные отдыхающие и гости прекрасного города-курорта Пятигорска. И местные армяне по праву гордятся своим церковным комплексом!

Александр Ерканян

Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж

 

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.