ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КАРАБАХСКОГО И ЗАНГЕЗУРСКОГО ЗЕМЛЯЧЕСТВА ДИПЛОМАТИЧЕСКОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ В ГРУЗИИ ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ КАРАБАХЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
10 ноября
В дополнение к данным мною Информационному бюро при Дипломатической миссии Республики Армении в Грузии сведениям докладываю о тяжелом и бедственном положении Карабаха и покорно прошу Вас ходатайствовать пред правительством Республики Армении об оказании возможной помощи материальной и моральной исстрадавшемуся армянскому населению Карабаха. Карабах вплоть до последних дней представляет из себя район, находящийся в осадном положении в буквальном смысле этого слова. Отсутствие всяких путей сообщения, оторванность от всего мира, отсутствие всякого рода продовольственных предметов, полное отсутствие денежных знаков и, благодаря всему этому, ужасающая анархия в стране; отсутствие каких бы то ни было воинских частей и я силу этого невозможность создания твердой власти; обостренность и неустойчивость армяно-татарских отношений и исходящее из этого панически нервное состояние делают жизнь многострадального населения Карабаха невозможной, ужасной.
За 10-11 месяцев оторванной от всего мира жизни Карабаха для продовольственных и других нужд последнего поступило, взамен потребных одиннадцати-двенадцати миллионов рублей, всего-навсего один миллион пятьдесят тысяч рублей. А если разделить эту сумму между армянами и татарами края хотя бы поровну, то отсюда ясно, что на долю обедневшего армянского населения края пришлось всего 525 000 рублей...(*) Потребность в 12 000 000 руб. и рядом с ним цифра в 525 000 руб. ясно характеризует ужасы денежного кризиса в крае.
Полное отсутствие продовольствия за прошлую зиму имело своим следствием колоссальную смертность. В отдельных деревнях Дизакского района смертность от голода доходила до семидесяти в одну неделю. А это не в одном Дизаке; пол-Хачена и Варанды страдали той же болезнью. Повсюду голод, повсюду трупы иссохших стариков и посиневшие трупики голодных наших детей...
Судьба Шуши ничем не отличалась от судьбы уезда. Смерть одинаково косила армян и в городе и в уезде.
Прибавьте ко всему этому еще контрибуцию турок в 111 000 рублей на городское армянское население, взамен обещанных Азербайджаном 8 000 000 рублей для нужд края.
С приходом турок положение нисколько не улучшилось. Жизнь в городе с наступлением сумерек замирает. Настроение у армян подавленное, выжидательное. Только лишь неделю тому назад для Карабаха стало ясно все то, что происходит вне страны: отсутствие газет, строжайшая цензура, все это держало население в неведении. Армяне Карабаха ждали и ждут до сих пор спасения извне: авось кто-либо придет на помощь забытому краю, авось кто-либо вспомнит, что существует когда-то славный и ныне гордый Карабах.
Карабах вплоть до последних дней держался русской ориентации. Решения Закавказского комиссариата не были и никогда не могли быть обязательными для края. Карабах к отделению Закавказья всегда относился отрицательно...
И по сегодняшний день уезд встречает турок огнем и мечом. Кроме голода ничто не сломит устойчивость и стойкость Карабаха. А потому не дайте гибнуть этому свободолюбивому Карабаху. И город, и уезд голодают, а Дизакский район лишен даже продуктов обсеменения.
Помогите, как и чем только возможно.
А. Микаелян
ЦГИА Армении, ф. 200, оп. 1, д.
Добавить комментарий