Воспоминания Рубена Лисициана об Александре Мелик-Пашаеве

Недавно Союз армян России организовал встречу с представителем именитой московской семьи Лисицианов - Рубеном Лисицианом.

В Москве, да и во всей России, наверное, трудно найти армян, которые не знали бы семью вокалистов - премьера Большого театра, бархатного баритона Павла Лисициана, его дочерей Карину и Рузанну, сыновей Герасима и Рубена Лисицианов и свояченицу Зару Долуханову. Эта семья, включающая, певцов мирового уровня Павла Лисициана и Зару Долуханову, была в советское время и продолжает ныне оставаться объектом гордости армян, причём не только российских.

Присутствующие на вечере ожидали услышать подробности из семейной истории Лисицианов и, естественно, исполнение музыкальных произведений Рубеном Лисицианом. Однако их ожидало две приятные неожиданности - на сей раз Рубен Лисициан вышел на встречу с соотечественниками в качестве литератора, пишущего краткие статьи, эссе и очерки и издающего свои авторские работы. В этот день он презентовал аудитории две изданные издательством ОАО «Издательство «Музыка» книги.

Первая книга - «Этюды», в которой автор описал судьбы родных и близких ему людей - своих предков - прадеда, деда, отца, своей тёти - несравненной Зары Долухановой, другой своей тёти - необычайно смелой, даже героической женщины Тамары Лисициан - невестки Генерального секретаря итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти, известного советского кинорежиссёра, в годы войны разведчицы, попавшей в плен и долгое время находящейся на грани между жизнью и смертью. Книга содержит разделы «Интерпретации», «Мысли вслух», а также «Приложение», в котором отмечены 17 представителей рода Лисицианов, внёсших весомый вклад в искусство, культуру, науку, спорт и в общественную жизнь России и СССР.

Вторая книга «Армения - крестный путь по дорогам истории».

Следует отметить, что у присутствующих особый интерес вызвал прочитанный Рубеном Лисицианом с листа очерк о Главном дирижёре Большого театра, Народном артисте СССР Александре Шамильевиче Мелик-Пашаеве, музыканте мирового уровня, память о котором в последнее время практически предана забвению.

Вот что, в частности, о нём пишет Рубен Лисициан.

«В Москве между Мамоновским и Благовещенским переулками на месте разрушенной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был построен дом, знаменитый своими жильцами. Это был кооператив Большого театра. Мы тоже должны были жить в этом доме, но семья наша состояла из 7 человек, а в доме в наличие больших квартир не было и мы въехали в дом у памятника Юрию Долгорукому. Мелик-Пашаевы остались там. Мои родители ещё раньше были знакомы с этой семьёй. На гастролях в Финляндии папа и дядя Саша купили две сборные финские дачи и привезли их в Москву, где и поставили в строящемся дачном кооперативе Большого театра близ Истры.

Как-то раз зимой, ехав по скользкому Волоколамскому шоссе, наша машина перевернулась и мы стали выползать из окон. Следом ехал Мелик-Пашаев с семьёй. Остановившись и убедившись, что мы все живы, он помчался к милицейскому посту и за нами пришла помощь. Они с папой дружили - папа называл его Шура, что не мешало ему просто благоговеть перед ним. Он нам потом рассказывал, что ни с одним дирижёром ему не было так удобно петь.

Александр Шамильевич был невероятно образован, индивидуальные занятия с ним отличались совершенной ясностью изложения его концепций. На спевках он был очень серьёзным и требовательным, но никогда, в отличие от Голованова, не повышал голоса. На его спектаклях царила в высшей степени творческая обстановка. Его никто не боялся, уважение к нему было беспредельным. Все оркестранты утверждали, что он был самым спокойным и понятным для них дирижёром. Его красивый и ясный жест рождал в каждом исполнителе чувство уверенности в своих силах.

Всего в Большом театре он продирижировал 32 спектакля. В тандеме с выдающимся режиссёром Борисом Александровичем Покровским они создали истинные шедевры, среди которых сверкала «Аида». Однако были у него исполнительские взлёты и в симфонической музыке. Не забыть его за пультом в 6-ой симфонии Петра Ильича Чайковского.

Это было золотое время театра. На сцене царили народные артисты СССР Максим Михайлов, Марк Рейзен, Александр Пирогов, Иван Петров, Павел Лисициан, Андрей и Алексей Ивановы, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Георгий Нэлепп, Зураб Анджапаридзе, Галина Вишневская, Ирина Архипова. Увы, сейчас по радио звучат только современные исполнители.

Его уход из театра был неожиданным, тяжёлым, с трагическими последствиями. Его сын, наш близкий друг, доктор психологии художник Александр Александрович Мелик-Пашаев, милый нашему сердцу Алик, рассказывал, как переживал своё расставание этот великий дирижёр. Театр двулик. Блеск и интриги легко уживаются друг с другом. Он был главным дирижёром Большого театра с 1953 по 1962 год. Через полтора года в возрасте 58 лет он умер.

Этот грех потом, спустя много лет, незадолго перед смертью, оплакивал Евгений Фёдорович Светланов, испытав на себе предательство оркестра. "Всё возвращается, как бумеранг, но ничего нельзя вернуть" писал он в своей книге. То же в своё время испытали на себе и другие звёзды Большого театра: великие вокалисты сопрано Галина Вишневская и Тамара Милашкина, тенора Зураб Анджапаридзе и Владимир Атлантов, балетные премьеры Владимир Васильев и Марис Лиепа... Большой театр - большие потери.

В Москве на доме 25 по Тверской улице, где он жил, установлена мемориальная доска. У него было много званий и наград. Его давно уже нет, но ещё остались люди, которые говоря о Большом театре, всегда прибавляют: то были времена титанов и дирижировал всеми МЕЛИК - МАСТЕР».

Вот так благодаря Рубену Лисициану присутствующие наряду с Лисицианами вспомнили и восстановили в памяти замечательного музыканта - Главного дирижёра Большого театра, нашего великого соотечественника Александра Шамильевича Мелик-Пашаева.
Тот факт, что встреча с вокалистом прошла без его пения, никоим образом не уменьшил ценность этой встречи, о чем свидетельствовала активность аудитории, проявляемая в вопросах и выступлениях, а также в последующем после завершения вечера длительном общении с автором. Можно с уверенностью сказать, что тема литературного творчества Рубена Лисициана близка и интересна московскому армянскому сообществу. А темой Рубена Лисициана является музыкальное искусство в целом, выдающиеся деятели этого искусства, включая вокалистов, семья Лисицианов в музыкальном искусстве.

В этой связи хочется пожелать Рубену Павловичу Лисициану успешного продолжения литературной деятельности с целью просвещения любителей музыки, вводя нас в глубинные процессы, объясняющие те или иные явления, происходящие в музыкальном мире.

Альбина Сукиасян

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.