Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Выдающийся авиаконструктор Роллан Мартиросов и его «чудо-самолёт» Су-34

При жизни, в силу его закрытости, мы мало что знали об этом человеке. Известно было только, что он крупный российский авиаконструктор, создающий боевые самолёты, включая знаменитый Су-34. И лишь после смерти выяснился подлинный масштаб этой личности. Стало известно, что закрытым указом президента России в 2017 году ему было присвоено звание Героя Труда Российской Федерации. Речь идёт о Роллане Гургеновиче Мартиросове.

Роллан Мартиросов родился 6 октября 1935 года в Москве. Но корни его ведут в Арцах. Его предки, в частности отец Гурген - уроженцы знаменитого армянского маршальского села Чардахлу, находящегося в Равнинном Карабахе. Оттуда родом были маршалы Иван Баграмян, Амазасп Бабаджанян, многие генералы и Герои Советского Союза. Ранее в своей статье я подробно написал об этом удивительном селе.

Феномен карабахского села Чардахлу. https://russia-armenia.info/node/27620

Итак, давайте поговорим подробнее о Роллане Мартиросове. В 1959 году он окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (ныне - Московский авиационный институт - национальный исследовательский университет).

После окончания МАИ Мартиросов был направлен на работу на Государственный опытный завод № 51 Министерства авиационной промышленности СССР. Так называлось конструкторское бюро Павла Сухого. После смерти генерального конструктора в 1975 году предприятие носило название Машиностроительный завод имени Павла Сухого, затем ОАО «ОКБ Сухого», а ныне - ПАО «Сухой» в составе «Объединённой авиастроительной корпорации».

Мартиросов был назначен в ОКБ Сухого в отдел проектов, где работал под непосредственным руководством выдающегося авиастроителя, генерального конструктора Павла Осиповича Сухого. Сухой сразу же по достоинству оценил талант молодого специалиста и выделял его среди остальных. В этом конструкторском бюро с 1959 по 2020 год на протяжении 60 лет Роллан Гургенович и проработал.

В 1959 - 1962 годах работал на инженерных должностях в отделе перспективных проектов завода. Участвовал в разработке компоновок истребителя Су-7Б (первый полёт которого состоялся в 1959 году), истребителя-перехватчика Су-15 (1962).

В 1962 году, без отрыва от основной деятельности возглавлял общественное конструкторское бюро, которое в инициативном порядке разработало и представило в Министерство авиационной промышленности СССР эскизный проект вертикально взлетающего бомбардировщика. Впоследствии отдельные крупные конструктивные решения этого проекта были реализованы на самолётах Су-24, Су-25 и Су-27.

В 1962 - 1963 годах параллельно, без отрыва от основной деятельности, возглавлял общественное конструкторское бюро, где под его руководством в инициативном порядке велась разработка бомбардировщика вертикального взлёта. Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения, предназначенной для поражения наземных и воздушных объектов в любое время суток при любых погодных условиях, велись по программе под шифром Т-10В.

Выдающийся авиаконструктор Роллан Мартиросов и его «чудо-самолёт» Су-34

Эскизный проект был представлен в Министерство авиационной промышленности СССР и Государственный комитет по авиационной технике СССР. Правда самолёт по нему построен не был, однако отдельные конструктивные решения из этого проекта в дальнейшем были реализованы на фронтовом бомбардировщике Су-24 (1970), штурмовике Су-25 (1975) и истребителе Су-27 (1977). В 1963 году Мартиросов был переведён в отдел электрооборудования.

За время работы в ОКБ имени Павла Сухого будущий главный конструктор Роллан Мартиросов последовательно занимал должности инженера-конструктора 3-й категории, начальника бригады, заместителя начальника конструкторского отдела, начальника конструкторского отдела.

Талантливый авиаконструктор, главный конструктор ОАО «ОКБ «Сухой» Мартиросов внёс большой личный вклад в решение сложных технических вопросов в процессе разработки, постройки, испытаний, освоения и внедрения в серийное производство таких известных самолётов ОКБ «Сухого» как: Су-7Б, Су-7БКЛ, Су-9, Су-11, Су-15, Т-4 («изделие 100» или «сотка») (1972), Су-24, Су-24М, Су-25, Су-27 и Су-27К.

С 1985 года Мартиросов являлся техническим руководителем работ по установлению мировых авиационных рекордов скороподъёмности, высоты и дальности полёта на экспериментальном самолёте П-42 (1986) - облегченной модификации самолёта Су-27. В 1986 - 1988 годах под его руководством советские лётчики-испытатели установили на П-42 27 мировых рекордов, зарегистрированных Международной авиационной федерацией (Federation Aeronautique Internationale, FAI). 12 из этих рекордов остаются действующими по состоянию на 2020 год.

Первое сообщение о рекорде, установленном на реактивном самолёте П-42, появилось в советской печати в конце 1986 года. В коротких заметках говорилось о том, что 27 октября 1986 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв на самолёте П-42 совершил рекордный полёт, набрав высоту 3000 метров всего за 25,37 секунды.

А в 1991 году Роллан Мартиросов вступил в должность главного конструктора фронтового бомбардировщика Су-34 (опытная машина этого проекта, носившая индекс Т-10В-1, впервые поднялась в воздух 13 апреля 1990 года). Мартиросов осуществлял техническое руководство всеми процессами разработки, постройки, испытаний, доводки самолёта и развертывания его серийного выпуска в филиале компании «Сухой» - Новосибирском авиационном заводе (НАЗ) имени В. П. Чкалова.

В мае 2019 года стало известно, что Новосибирский авиазавод имени Чкалова лишается производства истребителей-бомбардировщиков Су-34. Производство переносят на авиационный завод имени Ю. А. Гагарина в Комсомольск-на-Амуре, который также входит в корпорацию «Сухой».

Под руководством Мартиросова была сформирована группа разработчиков, которая в сложных условиях переходного периода оказалась способной осуществить разработку составных частей авиационного комплекса с заданными характеристиками.

В 1999 году, занимаемая Ролланом Гургеновичем должность сменила название, и стала называться «Главный конструктор - директор программы по теме 10«В» ОАО «ОКБ Сухого». Под его непосредственным техническим руководством были разработаны и воплощены основные технические решения Су-34. В результате был создан комплекс, удовлетворяющий требованиям тактико-технического задания Министерства обороны Российской Федерации. Первые 2 Су-34 были переданы ВВС России в опытную эксплуатацию в декабре 2006 года. А 20 марта 2014 года самолёт Су-34 был официально принят на вооружение и началась его эксплуатация.

Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 по боевым возможностям относится к поколению самолётов 4++. Этот самолёт обладает высочайшими боевыми качествами. Он предназначен для нанесения точных ракетно-бомбовых авиаударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине, а также для поражения воздушных целей.

Созданный Ролланом Мартиросовым самолёт Су-34 способен совершать длительный полёт с дозаправками в течение 10 часов в воздухе при 8 тоннах нагрузки. Дальность полёта до 4 тысяч километров, максимальная скорость до 2 тысяч километров в час. Су-34 оснащён 30 миллиметровой пушкой, мощным вооружением и новейшей системой управления вооружением. Его длина - 23,3 метра, высота - 6,3 метра, размах крыльев - 14,7 метра. Экипаж - 2 человека.

В настоящее время этот самолёт, который называют «русским чудом», не имеет аналогов в мире. На этом самолёте лётчиками Военно-космических сил России установлено 7 мировых рекордов, которые до сих пор никем не побиты.

Су-34

Су-34

Любопытно заметить, что Су-34 частенько любовно именуют «Утёнком». Дело в том, что его передняя часть несколько приплюснута и у самолёта заметна некоторая схожесть с клювом утёнка.

В последние годы жизни авиаконструктор Роллан Мартиросов, являясь главным конструктором Су-34, осуществлял техническое руководство работами по наращиванию боевых возможностей самолёта в рамках государственных контрактов с Министерством обороны Российской Федерации. Изначально этот самолёт был спроектирован так, что при необходимости в него со временем можно вносить всевозможные изменения. И Роллан Гургенович продолжил активно заниматься любимым делом и прорабатывал дальнейшие технические улучшения Су-34.

Впервые Су-34 в количестве 2-х единиц в боевых условиях применялся в ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Затем самолёт, созданный Мартиросовым прошёл успешные испытания в ходе антитеррористической операции Военно-космических сил России в Сирии. С сентября 2015 года бомбардировщики этого типа участвовали в операции Вооружённых сил РФ в Сирии, базируясь на аэродроме Хмеймим в северо-западной сирийской провинции Латакия. Известно, что в 2017 году Министерство обороны России получило 16 новых Су-34, а их количество в ВКС РФ на тот момент составило 110 самолётов. По данным на 2020 год их число составляет уже 122 единицы. И из года в год число Су-34 неуклонно растёт. Они надёжно стоят на страже безопасности России.

Су-34

Су-34

О значимости самолёта Мартиросова говорит тот факт, что в 2012 году Банком России в обращение была выпущена серебряная памятная монета, достоинством 3 рубля, посвящённая 100-летию ВВС России с изображением самолёта Су-34. Тираж этой коллекционной монеты 3 тысячи экземпляров.

Вот перечень главных наград Роллана Мартиросова. Указом Президента Российской Федерации от 2017 года «За особые трудовые заслуги перед государством и народом» ему было присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением Золотой Звезды Героя Труда Российской Федерации. Он был награждён орденом «Знак Почёта», орденом Дружбы (1999) и многими медали. А 22 сентября 2016 года Президент России Владимир Путин наградил главного конструктора фронтового бомбардировщика Су-34 Роллана Мартиросова орденом Александра Невского. Тогда-то мир и узнал о нём. Ему также было присвоено звание Почётный авиастроитель СССР.

Роллан Гургенович очень любил Армению и родину своих предков Арцах. Гордился тем, что он является потомком героических чардахлинцев. Он мечтал побывать на родной армянской земле. Но с большим сожалением говорил, что за много десятилетий у него в силу постоянной занятости не бывало хотя бы нескольких свободных дней подрят для этого. Жаль, что эта его мечта так и не осуществилась. Другой его мечтой было, чтоб его мощные Су-34 встали бы на страже армянского неба. Будем надеяться, что эта его мечта осуществится.

Выдающийся авиаконструктор Роллан Мартиросов и его «чудо-самолёт» Су-34

Главный конструктор ОАО «ОКБ Сухого» и истребителя Су-34 Роллан Гургенович Мартиросов скончался 27 февраля 2020 года в Москве в возрасте 84 лет. Он внёс большой вклад в развитие советской и российской военной авиации, сделал очень многое для укрепления обороноспособности Родины. Он вписал своё имя в историю мировой авиации. Этим выдающимся учёным с карабахскими корнями вправе гордиться и армянский, и русский народы! Светлая память о нём навсегда сохранится в памяти потомков!

Александр Ерканян

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.