Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

УМЫШЛЕННОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ КАК СОДЕЙСТВИЕ БАКУ: ПОЧЕМУ МИССИЯ ЮНЕСКО ТАК И НЕ ПОСЕТИЛА АРЦАХ?

«Азербайджан уничтожает культурное наследие оккупированного Гадрута». «Азербайджан совершил акт вандализма в арцахском селе Атерк». «Азербайджанцы осквернили мемориал в арцахском селе Хакаку». «Азербайджан намеревается превратить церковь в Бердзоре в мечеть». «Бакинский телеканал представил Аричаванк как турецко-христианский монастырь». «Баку представляет монастырь Агарцин как албанский». «Баку считает исторической азербайджанской территорией Татевский монастырь». «Согласно планам по оккупации Армении, Гошаванк, базилика Сурб Погос-Петрос в Апаране и храм Сурб Аствацацин в Ахтале принадлежат «древнему Азербайджану».

ТАКОГО РОДА ЗАГОЛОВКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ В СЕТИ БУКВАЛЬНО ЕЖЕДНЕВНО и уже никого не удивляют. Источники информации при этом разные – организация Monument Watch, Фонд «Татоян», Госсовет по защите культурного наследия Арцаха, «Омбудсмен культуры Айка», американская журналистка Линдси Снелл, замдиректора французской газеты Le Figaro Жан-Кристоф Бьюиссон… На днях заявление распространил ANCA, подчеркнув: «Открытый вандализм, ненависть и вражда к христианству, армянской культуре. И азербайджанские варвары, естественно, должны были помешать ЮНЕСКО совершить поездку по оккупированному Арцаху».

Специальная конференция, посвященная культурному наследию Арцаха, прошла в Европарламенте. Франция профинансировала сбор данных о текущем состоянии памятников в Нагорном Карабахе, обратилась со специальным иском в ЮНЕСКО и заявила о готовности «содействовать Армении в вопросе сохранения культурно-исторического наследия». Даже абсолютно аморфный Папа Римский призвал защитить «религиозное наследие» Арцаха после насильственной депортации армян осенью прошлого года.

Список организаций и деятелей, собирающих сведения, бьющих тревогу и призывающих к сохранению уникальных памятников Арцаха можно продолжать и дальше. Но в этом хоре отсутствует самый важный голос, который должен был звучать наиболее громко, настойчиво и требовательно – голос Республики Армения. Его просто не слышно: практически молчат так называемые МИД, МОНКС и НС, а также профильные учреждения и научные институты во главе с Академией наук.

Полное впечатление, что отдельных депутатов Европарламента, международных экспертов, журналистов и чиновников вопрос сохранности сокровищ армянской истории, культуры и искусства беспокоит намного сильнее, чем представителей указанных армянских структур. И это не просто впечатление, а подтвержденный факт с множеством доказательств.

К примеру, в Европарламенте тематические обсуждения и конференции после 44-дневной войны проводились несколько раз. В Армении – ни разу: ни на научном, ни на парламентском, ни на правительственном уровне. О резолюциях, заявлениях, обращениях, а уж тем паче требованиях и говорить не приходится – не было, от слова вообще. Ни разу ни один госорган РА не отреагировал на сообщение об очередном случае вандализма, осквернения, разрушения, фальсификации и присвоения Азербайджаном армянских памятников.

ЕДИНСТВЕННАЯ ФОРМА ПРИСУТСТВИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РА В ДАННОЙ ТЕМЕ – участие и редкие выступления на разных международных площадках, где представителями других стран (но никогда не Армении) и организаций инициируется обсуждение вопроса. Само собой разумеется, в зарубежные командировки армянские чиновники ехать не отказываются.

Сразу после окончания 44-дневной войны – 20 декабря 2020 года ЮНЕСКО заявила о намерении послать независимую экспертную миссию в оккупированные районы Арцаха «для предварительной инвентаризации наиболее значимых культурных ценностей». В релизе говорилось, что «предложение получило полную поддержку сопредседателей Минской группы, а также первое принципиальное согласие представителей Армении и Азербайджана».

В ноябре 2023-го, спустя ровно три года, появилось сообщение о том, что «власти Азербайджана вынудили ЮНЕСКО отказаться от визита в Нагорный Карабах». Согласно СМИ, организация намеревалась посетить Степанакерт, чтобы оценить состояние армянских памятников, а в Баку поставили условием задокументировать «разрушения во время армянской оккупации» в Агдаме. По сути, власти Азербайджана шантажировали международную организацию, поставив ее перед выбором и вынудив тем самым отказаться от визита.

Означает ли это, что миссия, которая готовилась 3 года, не состоится вообще? Непонятно. Власти РА, естественно, никак не отреагировали и не внесли ясность в этот вопрос. Армении, судя по всему. в этом процессе вообще нет – ни на каком уровне. Словно речь идет не о множестве бесценных и поистине уникальных памятниках, составляющих важнейший пласт армянского цивилизационного наследия!

Между тем представители и МИД, и Министерства культуры продолжают клятвенно заверять, что они неустанно, ну прямо не покладая рук работают над этим вопросом. В ноябре прошлого года, когда шли обсуждения госбюджета на 2024 год, скандально известная Жанна Андреасян с пеной у рта выторговывала средства возглавляемому ею МОНКС, убеждая всех, что «Ереван будет добиваться усиления международного давления на Баку с целью сохранения армянского культурно-исторического наследия в Нагорном Карабахе».

"НАМИ ПОСТАВЛЕНЫ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ – ОТПРАВКА МИССИИ по сбору фактов с целью фиксации существующих объектов на месте и повышение уровня общественной осведомленности для усиления давления на Азербайджан", - заявила дама, которая за год своей деятельности на посту министра, а до этого – замминистра не отметилась мало-мальски заметной работой в данном направлении. А ведь такую работу давно уже надо вести не только по арцахскому наследию, но и памятниках на территории собственно Армении, на которые Баку ежедневно предъявляет претензии. Но МОНКС упорно эти претензии «не замечает» - даже когда бакинские фальсификаторы открыто проводят съемки в самом центре Еревана для фильма под названием «Скрытое наследие Иревана». А по некоторым данным, эти самые съемки курирует и организовывает.

Пару дней назад занимающий кресло замминистра иностранных дел юноша по фамилии Костанян, сам того не замечая, признал факт абсолютной несостоятельности своего ведомства. Заверив, что вопрос остается в повестке МИД, он заявил, что с ноября 2020 года они делают все, чтобы миссия ЮНЕСКО состоялась. Похоже, парень не в курсе окончательного срыва миссии.

Теперь вопрос: если оба указанных ведомства так настойчиво трудились над тем, чтобы визит группы экспертов ЮНЕСКО состоялся, но за 3 года ничего не добились, то чего они вообще стоят? Причем, подчеркнем, на стороне Армении в данном случае было и сама ЮНЕСКО, и практически все международное сообщество, и нормы международного права. Но даже в таких условиях пашиняновские чиновники оказались абсолютно несостоятельны, некомпетентны и бессильны.

Но это – по их версии. По нашей, куда более аргументированной и многократно подтвержденной, никакой работы за 3 года изначально не велось и не ведется. Причем сознательно. Умышленно. Намеренно. И не только в отношении защиты наследия оккупированного Арцаха, но и самой Армении.

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.