Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Универсальный принцип самоопределения Арцаха ничему не противоречит. Невежество политиков – угроза для мира!

В заявлениях политиков, в СМИ постоянно кочует антиправовой тезис о якобы неразрешимом противоречии между понятием территориальной целостности и универсальным принципом права народов на самоопределение. Этот тезис вбрасывается в информационное поле Земли Бакинской администрацией с целью целенаправленного искажения их содержания и взаимодействия и нередко подхватывается политиками и экспертами, не затрудняющими себя профессиональным анализом норм международного права.  Данный постмодернисткий тезис ведет к хаосу в международных отношениях, дискредитации международного права, политике «двойных стандартов». Мышление в международных делах становится формализованным и фрагментированным, не в состоянии познать историческую реальность.

Бакинская администрация, говоря о «территориальной целостности» государств, ссылаются на это понятие как на основание для отрицания права народов, насильственно и противоправно присоединенных земель, свободно определять свою дальнейшую судьбу и, что очень важно, как право властей Азербайджана на геноцид народов.

Бакинская администрация и ее подпевалы мыслят колониальными захватническими категориями, и вот тут они вступают в очевидное противоречие с международным правом, Уставом ООН и неизбежным историческим процессом независимости Республики Арцах.

Универсальное право на самоопределение закреплено в статьях №1 и №55 Устава ООН и сформулировано в качестве «принципа равноправия и самоопределения народов». (un.org). Этот принцип состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга элементов – право народов на равноправие и право на самоопределение. Признавать право на самоопределение за одними народами и не признавать за другими означало бы отрицать принцип равноправия.

Стоит также отметить, что принципы международного права (лат. principium – первейшее), к которым относится право народов на самоопределение, в отличии от иных категорий и понятий, выражают основополагающие идеи, цели, стержневые положения международного права. Они проявляются в устойчивой международной юридической практике, должны способствовать поддержанию согласованной и эффективной системы международного права, несмотря на участившиеся попытки его разрушения и практику двойных стандартов.

Следует констатировать, что в Уставе ООН так называемый «принцип» территориальной целостности государств вообще отсутствует, а есть только понятие. Соответствующее положение п. 4 ст. 2 устанавливает лишь, что «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций». Устав ООН констатирует территориальную неприкосновенность государств как запрет на внешнее посягательство, на применение силы для захвата территории одного государства другим. В азербайджано-карабахском конфликте нет внешнего посягательства, а есть конфликт между двумя государствами, образовавшимися на территории бывшей Азербайджанской ССР – Азербайджанской Республикой и Республикой Арцах (Нагорно-Карабахской Республикой), осуществившей свое законное право на самоопределение. Это понимают в Азербайджане и именно поэтому стараются подменить конфликт между Азербайджаном и Арцахом (Нагорным Карабахом) на конфликт между Азербайджаном и Арменией. Но общепризнанным фактом, юридически зафиксированным в документах ОБСЕ, ООН и многочисленных других международных организаций, является то, что именно Арцах (Нагорный Карабах) является основной стороной азербайджано-карабахского конфликта.

Таким образом, принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить понятию территориальной целостности государств, так как они применяются к разным сферам международных отношений и юридически не противопоставимы.   В международном праве отсутствует так называемый «принцип» территориальной целостности государств.

Кроме того, если бы существовало такое противоречие, то не было в мире большинства современных государств, в том числе и Азербайджана. Если в период создания Лиги Наций в 1920 г. государств было около сорока, а первоначальными членами ООН были 52 государства, то сегодня в мире субъектов международного права около двухсот. За последние 30 лет три десятка государств стали членами ООН, тем самым, в очередной раз, наглядно продемонстрировав, что нет никакого надуманного противоречия.

Агрессивная политика Азербайджана ведет к разрушению цивилизации права и возврату человечества к пещерному праву силы, о чем свидетельствует безнаказанность террористической агрессии Тройственного союза Турция-Азербайджан-«ИГ», «Аль-Каеда» (организации запрещены в России) против Республики Арцах и цивилизации осенью 2020 года (с 1918 г. Четвертой азербайджано-карабахской войны). Эта инфернальная агрессия стала и продолжает оставаться прямым экзистенциональным вызовом международной безопасности, цивилизационной и геополитической катастрофой XXI века и наглядно продемонстрировала, как уязвима современная цивилизация.

Неизменно и закономерно возникает вопрос, понимает ли международное сообщество, что оно безответственно натворило своим противоправным затягиванием признания Республики Арцах, политикой умиротворения турецко-азербайджанских террористов и немыслимой безнаказанностью агрессии Азербайджана, какой грех оно совершило, сколько людей погибло, какие страшные последствия это уже имеет для человечества?

Принцип самоопределения народов имеет императивный характер. Право народов на самоопределение следует назвать в качестве примера нормы jus cogens международного права. Императивной нормой (jus cogens) международного права является норма, которая стоит в иерархическом отношении выше других норм международного права, как норма, отклонение от которой недопустимо.

В 2019 г. Комиссия международного права ООН констатировала императивные нормы международного права в своем докладе - Глава V «Императивные нормы общего международного права (jus cogens)», вывод 23: «а) Запрещение агрессии; b) запрещение геноцида; с) запрещение преступлений против человечности; d) основные нормы международного гуманитарного права; е) запрещение расовой дискриминации и апартеида; f) запрещение рабства; g) запрещение пыток; h) право на самоопределение». (legal.un.org). Все эти нормы международного права, без исключения, Азербайджан полностью нарушил.

Право народов на самоопределение является одним из системообразующих положений Устава ООН; Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; «Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам», принятой на 15-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1960 г.; «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принята в 1966 г.); Декларации о принципах международного права (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2625 от 24 октября 1970 г.).

В Декларации о принципах международного права особо подчеркнуто, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение, каждое государство обязано уважать это право, понятие территориальной целостности действует в отношении государств соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, народы в порядке осуществления своего права на самоопределение вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава. (un.org).

Следует также отметить, что некоторые малограмотные политики говорят, что право на самоопределение ограничивается только деколонизационым процессом. Однако согласно Декларации о принципах международного права, «в силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие». (un.org). В Международных Пактах по правам человека 1966 г. право на самоопределение также принадлежит всем народам. Эту позицию подтвердил и Комитет по правам человека ООН в 1984 году: «все народы имеют право на самоопределение». (humanrts.umn.edu).

Принцип самоопределения народов нашел отражение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 1 августа 1975 года: «VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа». (osce.org). Таким образом, в этом документе принцип самоопределения народов также поставлен выше понятия территориальной целостности государств.

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2009 г., подчеркивает и констатирует «Всеобщее осуществление права народов на самоопределение» (documents-dds-ny.un.org).

Как говорил Ж.-Ж. Руссо, «тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один»:

1.Универсальный принцип самоопределения народа Арцаха ничему не противоречит и тем более понятию территориальной целостности государств, так как они применяются к разным сферам международных отношений и юридически не противопоставимы.   В международном праве отсутствует так называемый «принцип» территориальной целостности государств. Невежество и ложь политиков, утверждающих обратное, –  глобальная угроза для мира.

Устав ООН рассматривает территориальную неприкосновенность государств как запрет на внешнее посягательство, а не покушение на самоопределение. В случае с азербайджано-карабахским конфликтом нет внешнего фактора, а есть конфликт между образовавшимися на территории бывшей АзССР Азербайджанской Республикой и Республикой Арцах (Нагорно-Карабахской Республикой), осуществившей свое законное право на самоопределение. Бакинская администрация систематически злонамерено старается подменить этот конфликт на      столкновение между Азербайджаном и Арменией.

2.Высшим правовым титулом территориального разграничения служит право народов на самоопределение. Всякие попытки ограничить это право народа Республики Арцах или же обусловливать его не предусмотрены международными документами.

3.Современное нормативное содержание принципа самоопределения включает в себя как права народов, так и соответствующие ему право добиваться поддержки от других государств в осуществлении этого принципа и обязанность государств не только уважать это право, но и содействовать ему.

4.Право народов на самоопределение является одним из фундаментальных прав человека. Применение понятия территориальной целостности юридически подчинено осуществлению принципа права народов на самоопределение.

5.Все народы, а не только колониальные, имеют право на самоопределение.

6. Международное право не рассматривает осуществление народом Арцаха права самоопределения как нарушение территориального целостности Азербайджана.

7.Устав ООН и вся нормативно-правовая база международного права, без малейшего исключения, императивно диктует необходимость и обязательность незамедлительного признания Республики Арцах. Признание независимости Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики), как неминуемая и неизбежная парадигма, – это метод возрождения международного права, безопасности и стабильности.

Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, чрезвычайный и полномочный посланни

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.