Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Сарсангское водохранилище и бакинский «водный терроризм» в карабахском вопросе

Чем обернётся вмешательство Майка Помпео в переговорный процесс?

15 апреля в Москве при посредничестве российской стороны состоялась очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова, посвященная актуальным вопросам урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. В принятом итоговом заявлении, как обычно, отмечается приверженность продолжению усилий, «направленных на урегулирование карабахского конфликта политико-дипломатическими средствами». Баку и Ереван выразили заинтересованность в дальнейшей стабилизации ситуации в зоне конфликта, в частности, в период сельскохозяйственных работ. Из относительно нового – договорённость «принять меры на основе взаимности для разрешения визитов родственников к лицам, находящимся под арестом на территории сторон», а также «готовность принять действенные меры по установлению контактов между людьми, в том числе, посредством взаимных визитов представителей СМИ». И хотя договорённости о посещении на возможной основе родственников, заключённых можно только приветствовать, по словам карабахского омбудсмена Артака Бегларяна, «это не означает, что эта договоренность распространяется только на осужденных азербайджанцев. Визиты родственников должны быть двухсторонними». Ранее Степанакерт вносил ряд предложений в гуманитарной сфере, куда «входило и предложение о посещение заключенных со стороны родных. Со стороны Красного Креста наше предложение было передано родным осужденных, наши официальные лица также неоднократно говорили об этом. Однако предложения отвергались азербайджанской стороной». Если родственники осуждённых в НКР азербайджанских боевиков пожелают встречи с ними, они должны обратиться к властям Нагорного Карабаха, однако очевидно, что этого не произойдёт.

Тем не менее, по крайней мере, на официальном уровне в Москве сдержанно-оптимистично, надеясь на то, что на этот раз достигнутые договорённости на бумаге не останутся. «По итогам встречи в Москве 15 апреля глав МИД Азербайджана и Армении, почувствовав атмосферу, в которой сейчас идет работа, у меня есть основания полагать, что и Баку, и Ереван заинтересованы в том, чтобы на этот раз эти договоренности не остались на бумаге. Мы будем этому помогать», – заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. А ещё накануне переговоров официальный представитель МИД России Мария Захарова отреагировала на предложение бывшего премьер-министра и государственного министра Республики Арцах Араика Арутюняна о перспективах совместного использования Нагорным Карабахом и Азербайджаном водных ресурсов Сарсангского водохранилища (1), а также о возобновлении работы Степанакертского аэропорта:

«Я думаю, что в первую очередь эту инициативу, как и другие должны оценить, безусловно, страны, вовлеченные в урегулирование конфликта. А затем, если потребуется участие либо других государств, либо сопредседателей Минской группы ОБСЕ — этот вопрос может быть рассмотрен».

О том, обсуждались ли эти предложения в ходе рассматриваемой встречи министров в Москве, доподлинно неизвестно. Министр иностранных дел Азербайджана рассказал о том, что рассматривался предложенный Россией в 2016 году план, что опровергают в армянском МИДе. В Нагорном Карабахе были бы не прочь разделять оптимизм российской стороны по карабахскому вопросу, однако «…Азербайджан – непрогнозируемая страна. Бывает, что по какому-то вопросу достигается согласие, бывает, что Азербайджан ставит даже свою подпись, однако потом отказывается от всех договоренностей», – отметил в интервью Aysor.am пресс-секретарь президента Республики Арцах Давид Бабаян. По его словам, для прогресса может понадобиться значительное время, и «если даже будет маленький прогресс, не исключено, что потом из-за Азербайджана мы станем свидетелями регресса».

Помимо занимаемой им официальной должности, Давид Бабаян – доктор исторических наук, автор множества научных работ, включая недавно вышедшую монографию «Гидрополитика азербайджано-карабахского конфликта», содержащую множество интересной информации. Ещё в советские времена «водный вопрос» рассматривался в контексте торможения социально-экономического развития НКАО в противовес сопредельным низинным районам собственно Азербайджанской ССР (2). По состоянию на конец 1980-х годов, из 218 тысяч гектар сельхозугодий НКАО только 26,2 тысячи (12%) были орошаемыми, в то время как имеющиеся ресурсы позволяли довести площадь орошаемых сельхозугодий до 100 тысяч гектар. Введённое в строй в 1976 году в Мардакертском районе на реке Тартар Сарсангское водохранилище орошало 128 тысяч гектар, из которых 110 тысяч – за пределами НКАО; тогда же была построена гидроэлектростанция. Более десяти лет руководство НКАО добивалось создания гидроузла на севере области, натыкаясь на доводы Баку о приоритетности развития ирригации в сопредельных районах. И когда вопрос дошёл до Москвы, власти Азербайджанской ССР стали настаивать на том, чтобы водные ресурсы проектируемого объекта более чем на 70 % использовались бы вне территории НКАО. В 1974 году в край была направлена комиссия союзного Минводхоза, определившего основные параметры объекта (мощность 50 МВт, 90-140 млн кВт/ч производимой электроэнергии в год, что составляет 45-75 % текущего спроса на электроэнергию в НКАО). Попытки областного руководства добиться строительства каналов для орошения его водой сельхозугодий автономной области блокировались бакинскими чиновниками – с соответствующими последствиями для урожайности зерна, овощей и фруктов. Проблема обеспечения питьевой водой Степанакерта и других населённых пунктов, несмотря на наличие водохранилища, только обострялась, да и в целом, создание межреспубликанских ирригационных систем сталкивалось со скрытым противодействием этнополитического свойства (3).

На закате Советского Союза копившиеся десятилетиями конфликты и противоречия дали о себе знать в полной мере и, как пишет А. Мелик-Шахназаров, «…автономные области и округа были практически лишены права распоряжаться своими землями: в их распоряжении оказывались лишь пахотные земли. На примере НКАО это означало, что горбачевская «либерализация и самоуправление» лишали автономную область права распоряжаться 150 тыс. га лесов, Сарсангским и Мадагисским водохранилищами с их правобережными и левобережными каналами и прилегающими к ним землями, отнесенными к землям водного фонда, и так далее» (4).

В 1992-93 гг. за водный резервуар развернулись ожесточённые бои, завершившиеся бесславно для бакинских вояк, оросительные системы во многом пришли в негодность, и используется оно далеко не на полную мощность. Сегодня обеспечение экологической безопасности сторон, включая Республику Арцах, в состав которой входят Карвачарский и Кашатахский районы с истоками рек Тартар, Хачен и др. – немаловажный фактор урегулирования конфликта. В том, что сотрудничество в энергетической сфере в условиях неурегулированного (на взгляд одной из сторон) этнополитического конфликта, зримо свидетельствует опыт совместной эксплуатации ИнгурГЭС Грузией и Абхазией (хотя говорить о полном отсутствии проблем, конечно, не приходится).

Карта

Реки Нагорно-Карабахской Республики

Однако в Баку не только не стремятся преодолеть негативные для себя последствия военных действий, в результате которых «в зоне дефицита пресной воды оказались сотни населенных пунктов с общим числом населения более 400 тыс. человек» с признаками «антропогенного опустынивания» (5), но и делают их предметом беспрестанных информационных и военно-политических спекуляций. «По поручению президента Азербайджанской республики были созданы две условные группы для проведения крупномасштабных военных и информационных боевых действий. Информационный блок приступил к активной атаке, начиная с сентября 2015 года. Вначале они внесли и успешно провели в ПАСЕ проект доклада о Сарсангском водохранилище, тем самым пытаясь легитимизировать планы по его последующему захвату посредством военных действий (выделено нами – Авт.). За этим последовало интенсивное распространение дезинформации о ситуации на границе, призванное подготовить почву для военной агрессии. А уже в начале 2016 года Азербайджан начал активнейшим образом приближать к передовой линии артиллерийские и ракетные огневые точки», напоминает о некоторых этапах на пути Баку к апрельской «четырёхдневной войне» 2016 года секретарь Совета безопасности РА, Герой Арцаха Виталий Баласанян. В сорванный план по захвату, как минимум, значительной части территории Республики Арцах входило установление до 4 апреля контроля над водохранилищем в районе Матагиса.

В настоящее время безопасности водохранилища (ёмкостью около 600 млн кубометров воды) и инфраструктуры Сарсангской ГЭС уделяется приоритетное внимание, однако перманентная угроза эскалации военных действий и диверсионно-террористических вылазок несёт вполне понятные (и, думается, прекрасно осознаваемые) риски. Перспективы координации действий в рамках минской «тройки» сопредседателей (Россия, США и Франция) также выглядят весьма туманными. Хотя бы потому, что вслед за московскими переговорами министров иностранных дел Армении и Азербайджана последовало предложение об их встрече, но уже в Америке и при посредничестве возглавляемого Майком Помпео Госдепартамента, о чём заявил в Польше Эльмар Мамедъяров. Таким образом, процесс нагорно-карабахского урегулирования может попасть в фокус ориентированного на тотальное «сдерживание» Москвы внешнеполитического курса ястребов из администрации Трампа, что, конечно же, ничего хорошего не сулит. Нелишним будет напомнить, что начало апрельской «четырёхдневной войны» 2016 года совпало с пребыванием лидеров Армении и Азербайджана в Вашингтоне, а также с переговорами между Ильхамом Алиевым и предшественником господина Помпео Джоном Керри…

Примечания

(1) «Водные ресурсы Сарсангского водохранилища могут быть совместно использованы Арцахом и Азербайджаном. В случае достижение соглашения, десятки тысяч гектаров станут орошаемыми в приграничных районах Арцаха и Азербайджана, что существенно повысит уровень жизни местного населения», – полагает, в частности, А. Арутюнян. В то же время он отмечает, что в свое время бакинскими властями были отклонены предложения, сделанные властями Арцаха посредством Международной организации Красного Креста и сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В результате была разработана альтернативную программу для использования вод Сарсанга, но еще раз выражаем нашу готовность к взаимовыгодному и гуманитарному сотрудничеству.

(2) Сарсангское водохранилище «было построено в советские годы на территории Нагорного Карабаха и предполагало орошение равнинных районов Карабаха» – см. Зейналова К. Экономика природопользования и охрана окружающей среды // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 4-7 . С. 111-113.

(3) В годы Великой Отечественной войны руководство и профильные специалисты Армянской ССР предлагали создать в сопредельных районах Азербайджана (включая Нахичеванскую АССР) и Армении на базе местных гидроресурсов каскад мало- и среднемощных ГЭС с сопутствующими ирригационными сетями, что позволило бы резко повысить продуктивность сельского хозяйства в этой части Советского Закавказья. Вследствие природно-климатических факторов и особенностей электроснабжения, проект был бы весьма актуален для сопредельных районов Армении и Нахичевана, для территорий между Арменией и НКАО, входивших в 1920-х годах в «Красный Курдистан», а также для тогдашнего Степанакертского района НКАО. Однако в Баку традиционно ревностно относились к тому, что воспринимали как потенциальное «вмешательство» Еревана в экономические проблемы НКАО и (тем более) Нахичевани. И хотя вплоть до середины 1950-х годов тогдашнее руководство Нахичеванской АССР (первые секретари Юсуф Юсифов, затем Исмаил Аскеров и многие специалисты) идею поддерживали, постепенно она была переведена в плоскость бесплодных обсуждений. К концу 1960-х годов усилиями Баку о нём практически позабыли, хотя некоторые локальные энерго-ирригационные проекты на границе Армянской ССР и Нахичеванской АССР всё же удалось реализовать.

(4) Мелик-Шахназаров А. Выход НКР ИЗ Азербайджанской Республики В 1991 г.  // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 2. С. 142-149.

(5) Зейналова К. Указ. работа.

Андрей Арешев, Алексей Балиев

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.