Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Арцах жив и будет жить

«В правовом поле Республики Арцах нет документа, которым предусматривается роспуск государственных институтов», – заявил президент Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) Самвел Шахраманян в ходе состоявшейся 22 декабря встречи с руководителями государственных органов, продолжающими занимать должности на общественных началах.

Иными словами, пресловутый указ от 28 сентября относительно упразднения Арцаха признан неправомерным и недействительным, и все государственные органы республики продолжат свою деятельность в наступающем и последующие годы. Основанием для этого является указ президента Арцаха от 19 октября, согласно которому президент, госминистр, члены правительства, Национального собрания, секретарь Совета безопасности, правоохранительные органы, мэр и руководители административных районов Степанакерта – продолжают занимать должности  – на общественных началах (без оплаты за работу). В данном указе Шахраманяна также говорится, что документы, выданные от имени Республики Арцах после 1 октября 2023 года, действительны.

Необходимо чётко понимать, что независимая Нагорно-Карабахская Республика является народным достоянием, и никто не вправе,  не наделён легитимностью упразднить её или включить в состав какого-либо иного государственного образования вопреки воле народа. НКР была провозглашена на состоявшейся 2 сентября 1991 года совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов АзССР в границах НКАО и прилегающего армянонаселённого Шаумянского района.

10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство участников – 99,89% – высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Как отмечают юристы, цель и правовая ценность референдума о независимости заключаются в том, что была поставлена задача утвердить посредством всенародного голосования и придать высшую юридическую силу принятому депутатами решению, которое не подлежало бы пересмотру и в дальнейшем не могло бы стать предметом спекуляций. По утверждению специалистов, изучение материалов референдума от 10 декабря 1991 года однозначно свидетельствует о том, что ответственные за организацию референдума структуры и лица со всей серьёзностью подошли ко всем вопросам, и в итоге плебисцит получился безупречным, в том числе с точки зрения правовой грамотности.

На состоявшихся 28 декабря парламентских выборах было избран законодательный орган НКР, который сформировал первое правительство. Правительство независимой республики приступило к исполнению своих обязанностей в условиях абсолютной блокады и последовавшей за ней военной агрессии со стороны Азербайджана.  

Последовательно отстаивая свои исконные права, народ Арцаха неоднократно подтверждал свой коллективный выбор, проводя очередные президентские и парламентские выборы и формируя легитимные власти. Знаменательным и крайне важным в этом смысле событием стал  состоявшийся 10 декабря 2006 года всенародный референдум по принятию проекта первой Конституции страны. За принятие Основного закона проголосовали 77 тысяч 279 граждан, а против – 554. Общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляло 90 077 человек. В тексте Конституции было отмечено, что «Нагорно-Карабахская Республика – суверенное, демократическое, правовое, социальное государство». И руководствуясь этим, НКР  многие годы последовательно осуществляла процесс государственного строительства с учётом норм международного права и общечеловеческих стандартов, тем самым ставя перед собой цель построения подлинно демократического, правового и социального государства, одним из важнейших элементов которого является референдум, всенародное волеизъявление.

Необходимо также отметить, что 29 декабря того же года референдум о независимости был проведён в Азербайджане. То есть в контексте распада Советского Союза на территории бывшей Азербайджанской ССР, согласно действовавшему в то время законодательству СССР (в частности, в соответствии  с Законом СССР  от 03.04.1990 «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»), образовались два государства: Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Таким образом, оба субъекта получили независимость от Советского Союза по одному и тому же принципу  и в соответствии с фундаментальным международным правом о самоопределении. Это означает, что, не признавая факта самоопределения народа Арцаха, бакинский режим автоматически ставит под сомнение также самоопределение народа Азербайджана.

         Резюмируя всё вышесказанное, необходимо ещё раз подчеркнуть, что  азербайджано-карабахский конфликт – это не территориальный спор, а прежде всего проблема обеспечения основополагающих прав и свобод человека, исконного права народа Арцаха на самоопределение. Вот почему у президента Азербайджана, как и у премьер-министра Армении, нет абсолютно никаких полномочий, морального, исторического и иных прав для включения Арцаха в состав Азербайджана или же «отмены» независимой республики, провозглашённой народом. И ни один документ, подписанный чиновником самого высокого ранга, не может ликвидировать государство, которое создал народ посредством референдума. Тем более что  сам глава НКР Самвел Шахраманян признал недействительным подписанный им, очевидно,  под сильнейшим внешним  давлением и шантажом указ о роспуске НКР  до 1 января 2024 года.

Государственные институты Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) создавались, функционировали и развивались  на протяжении свыше тридцати лет де-факто независимости, в условиях героической всенародной борьбы против диктаторского Азербайджана и его покровителей. Однако с глубочайшим сожалением приходится констатировать, что Арцах, строивший  на протяжении многих лет свою де-факто независимую государственность  в строгом соответствии с буквой и духом международного права, так и не был признан официально, что было воспринято в качестве своеобразного карт-бланша на агрессию со стороны азербайджано-турецкого  тандема, развязавшего против НКР несколько захватнических войн и оккупировавшего в итоге, в сентябре 2023 года, древний армянский край, изгнав народ  с его  многовековой родины.

Вместе с тем необходимо чётко осознавать, что Республику Арцах, созданную народом на всенародном референдуме, никто не отменял и не вправе делать этого.

И поэтому вопрос самоопределения Нагорного Карабаха необходимо постоянно держать открытым, чтобы не убить в будущих поколениях армянского народа веру в лучшее, достойное будущее.

 Арцах, несомненно,  принадлежит всему армянскому народу и нужно сделать всё, чтобы он снова стал символом национальной гордости и сплочения, основой триединства Армения – Арцах – Диаспора.                                                     

          Ашот Бегларян, писатель, публицист

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.