Теперь и в телеграм: подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Вице-премьер РФ Алексей Оверчук: На переговорах РФ, Армении и Азербайджана ни о каком «экстерриториальном коридоре» речь не идет. Заявление

На переговорах вице-премьеров России, Армении и Азербайджана ни о каком «экстерриториальном коридоре», который каким-либо образом ущемлял бы суверенитет какой-либо из сторон, речь не идет и идти не может. Об этом в интервью «Российской газете» заявил вице-премьер РФ Алексей Оверчук.

Он напомнил, что для разблокирования экономических и транспортных связей в регионе - по решению глав государств учреждена Рабочая группа под совместным председательством заместителей глав правительств Азербайджана, Армении и России. «Достижение этой цели станет решающим шагом к тому, чтобы Южный Кавказ эволюционировал из очага напряженности в регион стабильности и экономического процветания.

Открытые коммуникации сделают возможным развитие торговых и гуманитарных связей, позволят соседям общаться друг с другом, а это лучшее лекарство от многолетних ран, которые есть в регионе. России эти дороги также очень нужны, так как на всем протяжении будут проходить по территориям дружественных нам стран и выходить на дружественные нам страны», - отметил он.

Оверчук отметил, что Южный Кавказ на протяжении всей своей истории являлся перекрестком цивилизаций и торговых путей, фактически геоэкономическим узлом Евразии. «Важно видеть главное - никому из присутствующих в регионе конфликт не нужен, все заинтересованы в развитии коммуникаций и хотят участвовать в этом процессе.

Конечно, Трехсторонняя рабочая группа не может работать изолированно от событий, происходящих между Арменией и Азербайджаном. Каждое обострение обстановки на границе тормозит переговорный процесс. Каждое использование неприемлемой для одной из сторон терминологии тормозит переговорный процесс. Каждый раз процесс тормозится, когда в него пытаются, может и с добрыми намерениями, войти новые участники. Каждый раз после того, как такое происходит, наступает пауза в переговорах и приходится ждать, когда ситуация немного успокоится и прояснится.

Из постоянного общения со своими коллегами знаю, что обе стороны искренне понимают и стремятся к миру и процветанию, чего невозможно достичь, живя в конфликте с соседями. Почти сразу после сентябрьской трагедии мне удалось очно встретиться со своими коллегами по переговорам на той и на другой стороне. Ни одна из сторон не хотела такого развития событий, но уровень напряжения и недоверия пока таков, что любые неосторожные действия каждой из сторон могут иметь последствия, которых никто не хотел.

С самого начала работы в формате Трехсторонней рабочей группы подход российской стороны ко всем обсуждаемым вопросам был предельно однозначен и ясен - переговорным путем обеспечить достижение цели, согласованной лидерами трех стран. Таковым он и остается.

За неполные два года проделана большая кропотливая работа. В результате у участников переговоров есть видение маршрутов, реализация которых может привести к деблокированию региона.

Однако открывать или строить дороги можно только после того, как стороны четко определят правовой режим пересечения границы между странами, а также движения по этим дорогам. Важно, что в ходе переговоров выработан принцип, который лег в основу подходов к определению этого режима. Принцип звучит так: "Суверенитет над дорогой осуществляется той страной, по чьей территории проходит дорога". Это означает, что если дорога проходит по армянской территории, то это армянская дорога, если по азербайджанской - то азербайджанская.

Россия всегда поддерживала принцип суверенитета сторон и четко стоит на позициях заявлений лидеров трех стран от 9 ноября ноября 2020 г. и 11 января 2021 г. Это означает, что на переговорах Трехсторонней рабочей группы вице-премьеров ни о каком "экстерриториальном коридоре", который каким-либо образом ущемлял бы суверенитет какой-либо из сторон, речь не идет и идти не может.

На практике реализация этого принципа означает, что для въезда по деблокированным или вновь построенным дорогам на территорию Армении из Азербайджана будут осуществляться меры пограничного и паспортного контроля такие же, как, допустим, при въезде в Армению из Ирана. Аналогично паспортный контроль будет и при въезде из Армении в Азербайджан. Кроме того, обсуждаются вопросы платности использования дорог в соответствии с национальными законодательствами сторон, а также обеспечения безопасности при движении граждан, транспортных средств и грузов одной страны через территорию другой страны.

Представляется, что у всех сторон сегодня есть понимание возможности практической реализации этих вопросов без ущемления суверенитета какой-либо стороны. Однако переговоры завершатся только тогда, когда появится полная уверенность, что все правовые аспекты учтены, ничего не упущено и никто не станет трактовать достигнутый результат как победу над противоположенной стороной. Успешное завершение переговоров будет общей победой всех их участников», - считает он.

Он отметил, что рост нашей взаимной торговли, экономики Армении и общие интеграционные достижения происходят в условиях многолетней транспортной блокады. «Поэтому перспективы преодоления транспортной изолированности, разблокирования экономических и транспортных связей в регионе, дадут сильный толчок как развитию самой Армении, так и всего региона Южного Кавказа и прилегающих стран, включая Россию.

Я уже говорил об этом: по нашим оценкам, приток российских инвестиций может составить до пяти млрд долл. Это прежде всего проекты в области энергетики, транспорта и логистики, а также добывающей и перерабатывающей промышленности. Вокруг этого будут возникать новые рабочие места, а также многочисленные предприятия малого и среднего бизнеса.

Положительный эффект для экономики Армении от деблокирования очевиден и может оказаться даже значительнее, чем эффект "первой интеграционной волны". Только за первый год членства в ЕАЭС Армения нарастила взаимную торговлю со странами Союза почти на 54%.

Были освоены новые ниши. Например, создание общего рынка лекарственных средств позволило Армении кратно нарастить их экспорт на рынок Союза. Объем грузоперевозок автотранспортом также возрос.

В Армении хорошо понимают, что дальнейший экономический рост сдерживается транспортной блокадой. Сегодня мы стоим в шаге от её снятия».

Отвечая на вопрос о том, как решить вопрос таможенного контроля, Оверчук, отметил, что было бы проще, если бы все участники переговоров представляли государства-члены ЕАЭС. «Ведь внутри Союза нет никакого контроля, кроме паспортного. Ни таможенного, ни транспортного, ни санитарного досмотра. В свое время, за счет переноса транспортного контроля на внешнюю границу и введения унифицированных тарифов на перевозку грузов, удалось существенно сократить время перемещения товаров и стоимость перевозки грузов. Так что тут есть очень хороший потенциал для улучшения экономической привлекательности обсуждаемых транспортно-логистических решений.

Сейчас же на переговорах мы исходим из того, что Армения и Россия принадлежат к общему таможенному пространству ЕАЭС. Для нас таможенная граница Армении - это таможенная граница России, а таможенная граница России - это таможенная граница Армении. Это очевидно, а об очевидных вещах у нас как-то не принято говорить, но это очень важно, так как определяет отношение России к таможенному регулированию на границах Армении. При этом мы дорожим своими добрыми и близкими отношениями с Азербайджаном, что дает нам, как никому другому, уникальную возможность для выстраивания всей мирной архитектуры сотрудничества на Южном Кавказе», - отметил он.

На уточняющий вопрос о том, что вопрос о пересечении государственных границ между Азербайджаном и Арменией необходимо учитывать членство последней в ЕАЭС, вице-премьер РФ ответил: «Разумеется. Все наши договоренности выстраиваются в том числе и с учетом этого фактора. При этом мы стремимся максимально задействовать информационные технологии, облегчающие пересечение границы людьми и грузами с клиентской точки зрения. Полагаю, что обсуждаемые технологические решения потом могут стать примером для использования и на других участках таможенной границы ЕАЭС.

Разблокирование транспортных связей - это однозначный плюс для всех сторон. У граждан Азербайджана будет возможность ездить в Нахичевань и обратно через территорию Армении. А Армения, наконец, обретет возможность свободного перемещения граждан, транспортных средств и грузов в Россию, Иран, Центральную Азию и обратно через территорию Азербайджанской Республики. И вот это взаимное движение, развитие торговых и человеческих связей, как я говорил, позволит, наконец, начать залечивать многолетние раны в регионе Южного Кавказа. Мы работаем над тем, чтобы это произошло».

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.