Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Лусине Мхитарян: Армянское историческое наследие или как в Азербайджане Культуроцид стал нормой поведения

Официальный Баку всегда подвергал дискриминации культурно-историческое наследие Нагорного Карабаха (Арцаха). Так, ещё в 1960-1970-е годы Академия наук Азербайджанской ССР продвигала лженаучную теорию, согласно которой, все христианские памятники объявлялись наследием «кавказских албанцев». А ведь подавляющее большинство памятников истории, культуры и архитектуры на территории Советского Азербайджана – около 11 тысяч – были армянскими памятниками Арцаха.

Однако в постановлении Совета министров Азербайджанской ССР от 2 апреля 1968 года, которым был утвержден список из 591 древнейших памятников, достойных государственной заботы, было указано только 25 таких памятников на территории НКАО. А постановлением Совмина Аз. ССР № 145 от 27 апреля 1988 года был утвержден список памятников истории и культуры Нагорно-Карабахской Автономной области, происхождение которых было представлено как «албанское». А через некоторое время они и вовсе стали «азербайджанскими».

Пресловутую «албанскую» псевдонауку происхождения «азербайджанцев» создал недоброй памяти академик Зия Буниятов, вошедший в историю как лютый армяноненавистник. Беспардонно перевирая исторические факты, он представлял надписи на армянском языке в армянских церквях как результат «арменификации», а армян объявил пришельцами-кочевниками.

Эта антинаучная теорийка, реанимированная после 44-дневной войны 2020 года, по итогам которой Азербайджан оккупировал более 75% территории Республики Арцах, призвана служить гарантом культуроцида, проводимого Азербайджаном на территории Арцаха. В этом контексте следует рассматривать и информацию, которой 3 февраля поделился с журналистами министр культуры Азербайджана Анар Керимов, сообщив о создании «рабочей группы экспертов, сведущих в истории и архитектуре Кавказской Албании, которой предстоит убрать лживые армянские надписи с албанских храмов». Он также отметил, что «ведутся работы по привлечению международных экспертов, которых с этой целью намечается пригласить в Азербайджан».

В эту группу, кстати, войдут и представители госструктур, что в очередной раз свидетельствует о том, что культуроцидные действия носят вовсе не «случайный» характер, а являются целенаправленной политикой, осуществляемой при государственном содействии. А как свидетельствует опыт, щедрая материальная мотивация поможет отыскать таких «международных экспертов», готовых за деньги делать всё, что угодно, включая помощь азербайджанскому правительству в вопросе устранения следов армянского присутствия с религиозно-исторических памятников.

Непосредственно по окончании войны 2020 года – на следующий же день после подписания заявления о перемирии тот же Анар Каримов на своей странице в сети Twitter назвал монастырь Дадиванк «Худаванком» и написал, что это – «одно из весомых свидетельств цивилизации древней Кавказской Албании». А ведь на стенах Дадиванка – более 100 надписей на армянском языке, молчаливо, но красноречиво свидетельствующих об армянском следе в его биографии.

Лусине Мхитарян: Армянское историческое наследие или как в Азербайджане Культуроцид стал нормой поведения. Мнение

Сегодня аналогичный вандализм осуществляется и в отношении церкви Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши.

Армянская церковь Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши (Собор Святого Христа Всеспасителя в Шуши)

Армянская церковь Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши (Собор Святого Христа Всеспасителя в Шуши)

Фотоматериалы свидетельствуют, что купол церкви азербайджанцы превращают в минарет мечети. Невооруженным глазом можно разглядеть: в обоих случаях прилежно применяются методы турецких «корректоров» - от Ахтамара до собора Св. Софии.

Величайший христианский Собор Св. Софии в Стамбуле, в настоящее время превращен в мечеть

Величайший христианский Собор Св. Софии в Стамбуле, в настоящее время превращен в мечеть

Специалист по вопросам международного права Шаген Авакян в своем исследовании «Нагорный Карабах: Правовые аспекты», касаясь дискриминационной политики Азербайджана в отношении историко-культурного наследия Арцаха, отмечает, что эта политика осуществлялась следующими методами: вначале армянские памятники умышленно не упоминались в официальных публикациях, справочниках и путеводителях, намеренно искажалась истинная информация о национальной, религиозной и культурной принадлежности армянских памятников, а затем они систематизировано и целенаправленно уничтожались, и приветствовались проявления вандализма любого типа. Активно практикуется перестройка армянских монастырей и храмов под видом восстановительных работ, с последующим их превращением в строения мусульманского назначения. Как, например, церковь Св. Саркиса в Гандзаке (нынешняя Гянджа).

Армянская церковь Св. Саркиса в Гандзаке  (нынешняя Гянджа)

Армянская церковь Св. Саркиса в Гандзаке (нынешняя Гянджа)

Ряд государств, а также ЮНЕСКО выступили по этому поводу с заявлениями, в которых выразили свою озабоченность в связи с угрозой уничтожения культурных ценностей. Однако Азербайджан продолжает нарушать международные нормы, которые фиксируют обязательства любого государства по защите, сохранению и сбережению для грядущих поколений идентичности существующего на его территории культурного наследия и природных богатств – как в мирное, так и в военное время.

Правда, в декабре прошлого года Международный суд ООН (ICJ) вынес вердикт о том, чтобы Азербайджан “предпринял все необходимые действия для предотвращения и наказания вандализма и осквернения по отношению к армянскому культурному наследию, которое охватывает – но не ограничивается ими – церкви и другие места поклонения, достопримечательности, кладбища и другие артефакты”. Однако Азербайджан не обратил на это никакого внимания. Более того – Баку уже в открытую грозится “стереть армянские следы с церквей, находящихся сейчас под его контролем”.

Подобное циничное поведение, конечно, обусловлено ощущением безнаказанности. Ведь Азербайджан по сей день не понес ответственности уничтожение, на глазах у всего мирового сообщества, многих тысяч уникальных армянских хачкаров Джуги в Нахичеванском регионе. И этот случай – далеко не единичный.

А пока мы принципиально не отстаиваем свои права, свою культуру, историческое наследие, пока не стремимся уберечь даже маленький кусочек своей Родины, враг продолжит набрасываться на нее таким стерватническим манером. Неужели до сих пор не ясно?

Лусине Мхитарян

Газета Республика Армения

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.