Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

ВЕРНЕТСЯ ЛИ ШУШИНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ В АРЦАХ?

Шушинский музей ковров - одно из тех редких учреждений культуры, чью коллекцию удалось спасти от захвата азербайджанскими военными в дни 44-дневной Арцахской войны. Правда, основатель музея, участник трех Арцахских войн Вардан Асцатрян успел вывести из Шуши лишь действующую экспозицию из 80 уникальных образцов армянского ковроткачества и еще 80 ковров, которые готовились для обновления выставки и к началу войны находились в музее. К сожалению, еще 120 оригинальных старинных ковров остались в музейном фонде.

 Основатель Шушинского музея ковров, участник трех Арцахских войн Вардан АсатрянАЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ДАЖЕ НЕ ПЫТАЛИСЬ скрыть акт мародерства, совершенного в запаснике музея. На вброшенном ими самими в сеть видео видно, как грабят музейный фонд. Вардан Асцатрян успел скачать и сохранить эти кадры в качестве вещественного доказательства содеянного. Спасти больше половины музейных экспонатов ему удалось благодаря своевременной эвакуации, организованной по собственной инициативе, несмотря на множество препятствий и халатное отношение ответственных лиц в правительстве Арцаха, вовремя не организовавших вывоз музейных ценностей из зоны военных действий.Сегодня этот спасенный пласт культурного наследия Арцаха нашел приют в Музее-институте архитектуры им Ал. Таманяна в Еревана, где уже больше 10 месяцев от посетителей нет отбоя. Посмотреть на ценные экспонаты, собранные Варданом в течение долгих лет со всего Арцаха, приходят как ереванцы и вынужденно переселившиеся сюда арцахцы, так и гости из разных стран. Ковры – не единственная уникальная коллекция Асцатряна, еще не так давно украшавшая Шушинский центр коврового искусств. Его собрание разнообразно и включало в себя в том числе артефакты, относящиеся к каменному и бронзовому векам, изделия из металла, около 90 керамических сосудов, датируемых периодом до нашей эры, домашнюю утварь ХVII-ХХ вв., а также ценные произведения живописи."Древностью я занимался с молодости: старинные артефакты и образцы культурного наследия интересовали меня всегда. Со временем увлекся и живописью, но арцахская культура с ее древними традициями, занимала особое место в кругу моих интересов, - рассказывает Вардан Асцатрян. - Я вырос в советском Карабахе, включенном в состав Азербайджана, и был свидетелем того, как азербайджанцы ходили по домам армян, предлагая обменять оставшиеся от предков старинные ковры на новые станочные. Многие жители, не понимая ценности унаследованных изделий, соглашались на сделку, азербайджанцы же собирали и присваивали себе наше культурное наследие.

 После первой Карабахской войны торговцы из Еревана начали активно скупать старинные ковры у жителей сел Армении и Арцаха, превратив это в бизнес. Я понял: если так продолжится, мы потеряем огромный пласт культурного наследия, который, как и армянский народ, рассеется по миру. И задумал собрать эти образцы народного творчества, ездил по деревням и покупал ковры с единственной целью – создать в Арцахе музей".
По словам Асцатряна, вскоре со всего Арцаха к нему стали обращаться люди, предлагая приобрести ковры. Вардан, став к тому времени прекрасным знатоком этого вида декоративно-прикладного искусства, выбирал из всех изделий наиболее ценные, содержащие уникальную знаковую символику и представляющие собой редкие образцы тех или иных видов армянских ковров. Но, прежде чем приобрести их, он обязывал продавцов познакомить его с истинными владельцами, чтобы выяснить "родословную" изделия, место его создания, имя мастера и т.д., то есть собирал атрибуцию, необходимую для создания будущего музея.10 ЛЕТ РАБОТЫ НАД СБОРОМ КОЛЛЕКЦИИ увенчались успехом. 2 мая 2011 года в Шуши, в старинном здании царской почты Российской империи, распахнул свои двери Музей ковров."Здание было построено в 1840 г. и принадлежало меценатам из США, но к тому моменту пустовало. Я обратился с просьбой предоставить его под музей, и владельцы согласились, - продолжает Асцатрян. - Через два года бывшая царская почта превратилась в фонд-запасник, а сам музей переехал в построенное в 1870 г. здание Шушинской типографии около храма Казанчецоц. Здесь меценат из России основал Центр искусств Шуши: на первом этаже расположился Музей ковров, а на втором устраивались различные выставки".Музей за короткий срок обрел огромную популярность как у армян со всего мира, так и иностранных визитеров. Покрутиться по залу и послушать увлекательную, информационно насыщенную экскурсию по истории армянского ковроткачества в Арцахе, символике выставленных образцов и рассказам, связанным с тем или иным ковром, считалось обязательным для гостей Шуши. Однако война перевернула все с ног на голову, и к концу октября В.Асцатрян решил эвакуировать находящиеся в музее экспонаты."Меня часто спрашивают, почему я не вывез ковры раньше, ведь тогда удалось бы спасти и те, что хранились в фонде, и другие старинные артефакты, средневековые изделия и более поздние образцы коллекции. Ответ один: да, то, что ситуация в войне складывается не в нашу пользу, стало понятно раньше, но, с одной стороны, я надеялся, что она выпрямится, а с другой, эвакуацией музея не хотел сеять панику среди населения, - объясняет Вардан. – Эвакуировать пришлось в два этапа. На первом мне помогла министр культуры Арцаха Лусине Караханян, предоставив соответствующий автомобиль, куда я погрузил ковры и отправил в Ереван.Вторую эвакуацию организовал я сам, на своей легковой машине. Пришлось попросить супругу приехать из Еревана, куда она вместе с остальным мирным населением Арцаха перебралась в дни войны. Моя легковушка была не совсем исправна, но выхода не было. Мы загрузили ее образцами других коллекций, и двинулись в сторону Гориса, где я договорился с эвакуатором. Я доехал только до определенного места, так как не получил от правительства Арцаха обещанного разрешения на выезд, и дальше жена поехала одна. Представьте, что я пережил: в те дни все подступы к Шуши и Бердзору были заняты азербайджанцами, они бомбили дороги, и я не был уверен, доберется ли она до Гориса. Но Бог миловал".Вместе с образцами своих собраний Вардан эвакуировал из Центра искусств Шуши также 9 картин, принадлежащих коллекционеру Каро Саргсяну. Среди них – полотна Гарзу, Шаина и других именитых мастеров кисти, вывоз которых Асцатрян взял под свою личную ответственность. Две из редчайших картин, чудом спасенных им из атакуемого врагами Шуши, недавно были экспонированы в ереванском Музее русского искусства в рамках выставки "Любовь Попова. Авангардистка с Новинского бульвара".Это работы яркого представителя российского кубофутуризма художницы Любови Поповой: супрематическое полотно из серии "Пространственно-силовое построение" и кубофутуристический портрет Сталина с красным знаменем и изображением крейсера "Аврора" в углу, датированный 1921 г., помеченный цифрой 4 и посвященный 4-летию большевистской революции 1917 г. Посетивший выставку посол РФ в Армении выразил благодарность Вардану Асцатряну за спасение ценных образцов русской живописи. Кстати, среди эвакуированных артефактов также около 30 керамических старинных изделий, которые Асцатрян намерен выставить в ближайшее время.ЭКСПОЗИЦИЯ ШУШИНСКОГО МУЗЕЯ ковров в ереванском Музее-институте архитектуры им Ал.Таманяна открылась 20 февраля этого года – в день, считающийся началом Карабахского движения. Директор Музея-института Марк Григорян любезно предоставил под экспозицию ковровых экспонатов один из больших залов, а деятель искусств Нарек Ван Ашугатоян стал куратором выставки. Сколько пробудут здесь ковры – неясно, хотя в плане дальнейшей судьбы музея Вардан Асцатрян предпринимает определенные шаги."Правительство Арцаха хочет вернуть музей в республику, но в подобных вопросах необходимо придерживаться закона, - разъясняет он. – В форс-мажорной ситуации я был вынужден эвакуировать экспонаты, которые являются историко-культурным наследием и собственностью народа Арцаха. Но так как всю коллекцию я приобрел на свои средства, то являюсь ее владельцем.

 Согласно закону, если я соберусь продать коллекцию ковров, то первое право на приобретение принадлежит правительству Республики Арцах. Чтобы решить вопрос музея на юридической основе, я обратился с письмом в Министерство культуры Арцаха, которое, в свою очередь, направило письмо в культурное ведомство Армении с просьбой предоставить специалистов из ГНКО, занимающейся экспертизой образцов культуры, для оценки стоимости всей коллекции. Лишь после этого можно будет продолжить процесс передачи созданного мною музея в собственность Республики Арцах на законном основании. Более того, музею должно быть предоставлено соответствующее помещение с условиями, отвечающими требованиям хранения и экспонирования столь важной части культурного наследия нашего народа".
Что касается разграбленного азербайджанцами в оккупированном Шуши музейного фонда и коллекции других изделий Вардана Асцатряна, то три месяца назад группа зарубежных специалистов из разных стран, прибывших в Армению, встретилась с ним и запротоколировала все оставшиеся в Шуши образцы. Не исключено, что в ближайшее время против Азербайджана будет подан иск в соответствующую международную правовую инстанцию."Не думаю, что можно будет отсудить у соседей денежную компенсацию за украденное имущество, но это и не столь важно. Необходимо показать всему миру проявления азербайджанского вандализма и, что самое главное, - зафиксировать очередной факт воровства и присвоения культуры и достижений других народов, в частности, нас, армян. Доказательств этого у нас предостаточно", - заключил Вардан Асцатрян.

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.