Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

АЛЕКСАНДР ЕРКАНЯН: ВОСПОМИНАНИЯ О КАРАБАХСКОМ СЕЛЕ ЧАЙЛУ

Недавно мне довелось присутствовать на карабахской свадьбе в городе Владимире. Венчались двое юных потомков выходцев из Чайлу - Мгер и Лилит. В этот день во дворе дома отца жениха Сергея Аракеляна, живущего на улице МОПРа, 11, я увидел любопытный памятник-родник, который меня очень тронул. На этом памятнике было написано: Чайлу 1827 - 1992. Владимир 1993. Идея создания этого памятника принадлежит самому Сергею. А воплотил он её в жизнь вместе с сыном Мгером. Я знал трагическую историю этого карабахского села, поэтому попросил старожила Чайлу Араксю Еноковну Шахбазян поделиться своими воспоминаниями. Да, время стёрло из памяти некоторые детали, но в общем ей удалось в целом восстановить историю своего родного села.

До XIX века чайлинцы жили на северо-западе Персии (Ирана), севернее озера Урмия в области Хой. В прошлом это была территория Армении. В первой трети XIX века шли русско-персидские войны. За симпатии к русским армянское население подвергалось притеснениям. И в 1827 году 7 человек, приходившиеся друг другу близкими родственниками, со своими семьями решили переселиться в Карабах. Незадолго до этого, в 1813 году, согласно Гюлистанскому договору между Россией и Персией армянский Карабах вошёл в состав Российской империи. Таким образом давняя мечта карабахских армян осуществилась. Под покровительством своих единоверцев русских они почувствовали себя в безопасности. А остальная часть Восточной Армении вошла в состав России по Туркманчайскому договору только в 1828 году. И поэтому переселенцы из Хоя решили обосноваться в Карабахе.

Здесь они тщательно выбирали место для поселения. И в итоге облюбовали равнинное место на левом берегу реки Тертер. Видать оно им приглянулось тем, что напоминало их прежнее место проживания. Решено было назвать новое село Чайлу, что  означает село у реки. История сохранила имена отцов-основателей Чайлу: Хачатур, Агабек, Погос, Шахбаз, Айваз, Антон и Акоп. Соответственно их потомки, населявшие Чайлу, стали носить фамилии Хачатрян, Агабекян, Погосян, Шахбазян, Айвазян, Антонян и Акопян. Через год, после того, как они обустроились на новом месте, все остальные их односельчане, численностью примерно 300 человек, также переселились из Персии в Карабах. По приказу русского генерала их в дороге охраняли 100 солдат. Русские выделили им и необходимые продукты питания. Эти переселенцы и их потомки стали достойными карабахцами.

Село условно подразделялось на Верхнее и Нижнее Чайлу. Вначале все поселились в Верхнем Чайлу. А позднее новые жители стали селиться в Нижнем Чайлу. Соседство карабахского села с территорией, которая с 1918 года стала называться Азербайджаном, конечно, ничего хорошего не сулило. Соседи, закавказские турки, которые с 1936 года стали именоваться азербайджанцами, часто не давали покоя. Известно, что в 1905 году вооружённые банды соседей неожиданно напали на мирное село. Тогда население временно вынуждено было переместиться в горные сёла. В 1915 году в Чайлу поселились 15 семей беженцев из города Шеки, бежавших от азербайджанских погромов. Позже, в 1918 - 1920 годах, Чайлу снова подвергался нападениям агрессивных азербайджанцев. Но им был дан должный отпор. Чайлинцы отстояли своё право жить на своей земле. Но, как известно, незаконным решением Кавказского бюро ЦК РКП(б), несмотря на протесты местного населения, в 1921 году армянский Карабах, а вместе с ним и Чайлу было решено передать в состав Азербайджанской ССР. В 1923 году была образована Нагорно-Карабахская автономная область. Таким образом Чайлу оказался в составе чуждой ему республики. Но в условиях Советской власти до 80-х годов наступило относительное затишье.

Вскоре после основания Чайлу у берега реки Тертер была построена церковь. Последнего настоятеля церкви звали Тер Акоп. Но, к сожалению, в Советское время она была разрушена. К счастью, сохранился старинный арочный мост через реку Тертер. Старожилы рассказывают, что он был построен ещё задолго до их появления в этих местах. Его соорудили по распоряжению и на средства одной состоятельной пожилой женщины. Поэтому он так и назывался: Парави камурч - мост Старухи. А столь крепким он оказался потому, что при его строительстве был использован не цемент, а в раствор добавили яичные белки. От реки Тертер отходят 7 притоков. 1 из них течёт через село, а 6 других вдоль села. Чайлу находился в составе Мартакертского района. В 1930 году в селе был образован колхоз. А с 1963 года вместо него был создан совхоз. Во главе села стоял председатель сельсовета. Роль председателя колхоза, а потом директора совхоза также была велика. В 1950 году в результате укрупнения колхозов к Чайлу присоединили небольшое соседнее село Кахляр.

Тяжёлым испытанием для чайлинцев стала Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов. На фронт ушло примерно 400 человек. 187 из них не вернулись. В их честь в селе был построен родник. Чайлинцы, как и другие карабахцы, сражались героически. Многие участники войны вернулись в село с орденами и медалями. Причём воевали не только люди, но и лошади. На фронт были мобилизованы чайлинские лошади. Они достойно зарекомендовали себя. Некоторые из них погибли, а некоторые вернулись обратно в родное село. Так, ещё долгие годы продолжала работать в селе, получившая на фронте ранение в нос, лошадь по имени Надик. А в 1977 году в Чайлу торжественно отметили 150-летие основания села. К этой дате был открыт памятник-родник. Пришлось повоевать чайлинцам и в Афганистане, во время войны, которая там велась с 1979 по 1989 год, 1 человек погиб, а несколько получили ранения и контузии.

К сожалению, в Чайлу не было своего музея, где бы была представлена история села. Все интересные экспонаты и изделия народных мастеров отправлялись в музей райцентра Мартакерт. Надо сказать, что по указке из Баку, азербайджанцы из соседних районов часто выманивали у чайлинцев старинные изделия, которые потом выдавали за свои. В первую очередь это касается ковров. Они покупали или обменивали старые, безусловно, представлявшие большую историческую ценность, на новые ковры. То же самое они столь же ловко проделывали по всему Карабаху. Поэтому не удивительно, что ныне в азербайджанских музеях находится множество великолепных старинных карабахских ковров, которые азербайджанцы нагло выдают за свои.

Вообще скрытное давление со стороны Азербайджана на карабахцев и в том числе на чайлинцев ощущалось постоянно. Делалось всё, чтоб подтолкнуть армян к выезду из Карабаха. Те карабахцы, кто учился в Армении, затем не могли устроиться дома на работу и вынужденно оставались в Армении. Неуклонно предпринимались попытки переселить в Карабах азербайджанцев из соседних районов. Всячески старались осложнить жизнь местных армян. Периодически азербайджанцы перекрывали воду Тертера и его притоков, чтоб помешать орошению полей Чайлу. Навязывали изучение азербайджанского языка в школе. Лишили возможности принимать армянское телевидение. Смотреть можно было лишь азербайджанский канал. И лишь дважды в неделю по вторникам и пятницам по пол часа чайлинцы могли смотреть выпуски новостей на армянском языке. Но сломить дух чайлинцев было невозможно. В селе своей газеты не было. Здесь распространялись районная мартакертская газета "Барекамутюн" и областная степанакертская газета "Советакан Карабах". Кроме этого чайлинцы старались, чтоб им привозили ереванские и московские газеты и журналы.

В Чайлу в начале была 1 школа и 1 детский сад. Позже стало 2 школы и 3 детских сада. Затем обе школы объединили и они перешли в более крупное здание. В этой школе училось более 1000 учеников. Чайлинцы до сих пор с благодарностью вспоминают своих учителей. Была в селе и своя больница. Там был стационар, роддом, стоматологический кабинет. Имелся также и ветеринарный пункт. Гордостью Чайлу был большой современный двухэтажный клуб. Жители села с удовольствием ходили сюда. Там регулярно показывали кинофильмы. Кроме того здесь часто выступали со спектаклями и концертами известные артисты из Степанакерта и Еревана. Все, кто приезжал на гастроли в Мартакерт, считали своим долгом выступить и в Чайлу, зная с какой радостью их здесь встретят. На втором этаже клуба была хорошая библиотека. Её часто посещали и дети, и взрослые. 

Книги в селе очень любили. Тут был и свой книжный магазин. Кроме этого в Чайлу была почта, аптека, ветеринарный пункт, столовая, 2 мельницы, 3  магазина с самой разнообразной продукцией и магазин хозяйственных товаров. Хлеб привозили из посёлка Ленинаван. Но позже в Чайлу создали свою хлебопекарню. Хотя во многих домах имелись свои тандыры, в которых чайлинцы выпекали домашний хлеб и лаваш. В Чайлу был большой винный завод, выпускавший великолепное красное вино. Существовало несколько ферм: крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней и кур. Во времена колхоза широко использовался труд лошадей. Была своя лошадиная ферма. Но потом, в условиях широкой механизации, их роль свелась к минимуму и их перестали разводить. В селе стояли здание сельсовета и контора совхоза. Ранее, до 60-х годов, перед зданием конторы колхоза стоял памятник Сталину. Но потом его убрали. Перед зданием сельсовета стоял металлический памятник Ленину. А перед клубом на пьедестале стоял крупный мраморный бюст Степана Шаумяна. 

Раньше в Чайлу были поля хлопка. Его собирали всем селом, включая школьников. Позже вместо хлопка стали выращивать виноград. Надо сказать, что Чайлу, располагавшийся на равнине, находился в особой субтропической зоне. Природа щедро одарила это село. Большую часть года здесь стояла тёплая погода. Что только здесь ни росло! Все фрукты и овощи, какие только можно себе представить. Чайлинцы собирали богатый урожай потрясающих и вкуснейших даров природы. Причём здесь росли даже цитрусы. А какие в Чайлу были великолепные цветы. Многие приусадебные сады поражали своей красотой. Особое восхищение вызывали розы. Но своим богатым урожаем чайлинцы не могли распоряжаться по своему усмотрению. Об отправке в Армению совхозной продукции и речи не могло быть. Азербайджан забирал себе хлопок, шерсть, кожу, мясо, масло, коконы тутового шелкопряда, виноград, фрукты, овощи. Собственно, хорошо известно, что в Советское время Карабах вынужденно кормил Азербайджан.

Главным достоянием Чайлу были люди. Необычайно тёплые и доброжелательные. Они отличались невероятным гостеприимством и готовностью прийти на помощь. Двери в селе не закрывались. Здесь рады были любому гостю. Ещё чайлинцы выделяются своей сплочённостью. А благодаря их трудолюбию Чайлу было одним из самых богатых и процветающих сёл в Карабахе. Дома чайлинцев были каменные, двухэтажные. Все они были добротные и ухоженные. Практически в каждой семье была машина, а то и две. Население села составляло примерно 4 тысячи человек. Чайлинцы умели и хорошо работать, и здорово веселиться. На свадьбы, дни рождения и прочее веселье собирались всем селом. Ели, пили, веселились, словом, пир стоял горой. Чайлинцы - большие любители шуток и юмора. Между прочим и язык у них довольно необычный. Он несколько отличается от карабахского. Словом, всё было относительно хорошо. Но наступили новые времена.

Стремление карабахцев выйти из под контроля чуждого им Азербайджана и объединиться с матерью-Арменией никогда не покидало их. И в условиях перестройки и гласности в 1988 году Карабах открыто поднял этот вопрос. Спокойно, мирно, цивилизованно. А в ответ со стороны азербайджанцев последовали чудовищные погромы в Сумгаите, Кировабаде, Баку и по всей республике. Армяно-азербайджанские столкновения начались и в самом Карабахе. И здесь пролилась кровь. Чтоб не допустить разрастания конфликта союзный центр отправил войска и ввёл в Нагорно-Карабахской автономной области режим чрезвычайного положения. Он действовал с 1988 по 1991 год. В действительности задачей советских властей было подавить армянское движение возрождения. 

Власти терроризировали население Карабаха, проводили облавы, обыски и аресты армянских активистов. Не стал исключением и Чайлу. Под видом проверки паспортного режима однажды в 1989 году ОМОН окружил село и с разных сторон омоновцы вошли в него. Они стали проверять каждый дом. Не брезгуя при этом и откровенным грабежом. Эта спецоперация не обошлась и без трагедии. В результате случайного выстрела омоновца погиб чайлинский мальчик. Это была трагедия для всего села. Жители села решительно возмущались и сопереживали семье убитого мальчика. 

Со стороны азербайджанцев участились случаи нападений на армян и захвата заложников. Подобный случай был в 1990 году и в Чайлу. Было захвачено двое молодых чайлинцев. Их жизням угрожала реальная опасность. Надо было срочно что-то предпринять. И тогда заведующий фермой мелкого рогатого скота Альберт Ишханович Хачатрян предпринял смелый и решительный шаг. Он с молодым сельчанином Оником Бадаляном на его машине, рискуя жизнью, пробрался на азербайджанскую территорию в Мир-Баширский район и взял в заложники четверых азербайджанцев: двух мужчин и двух женщин. Их впихнули на заднее сиденье в машину и вывезли в Чайлу. Это было сделано с целью их обмена на двоих захваченных чайлинцев. Затем состоялись переговоры с азербайджанцами и была достигнута договорённость об обмене. Таким образом, армянские ребята была спасены.

В 1989 году было решено переименовать село и придать названию более армянское звучание. Чайлу стало называться Айгестан, то есть Край Садов. Но это название не успело прижиться. В 1991 году Советский Союз неуклонно разваливался. 19 августа произошёл путч. Но ГКЧП продержался лишь 3 дня. С Советской властью было покончено. И 2 сентября 1991 года карабахским парламентом было принято решение провозгласить Нагорный Карабах независимым государством - Нагорно-Карабахской Республикой. А 10 декабря 1991 года это решение было подтверждено на всенародном референдуме. Россия в конце года вывела все свои военные и милицейские подразделения из Карабаха. Это развязало азербайджанцам руки. Они разграбили и присвоили себе весь советский военный арсенал, находившийся на территории Азербайджана и начали готовиться к агрессии. Военный потенциал армянской стороны тогда был значительно меньшим. К счастью карабахские подразделения успели в мае 1992 года освободить исторический центр Карабаха Шуши и пробить Лачинский коридор в Армению. 

Ответ азербайджанцев не заставил себя долго ждать. 12 июня 1992 года началась широкомасштабная Карабахская война. Первым на себя принял удар Шаумянский район. Под натиском превосходящего врага, шаумянцы отступили. И многие из них нашли убежище в Мартакерте и Чайлу. Но через несколько дней война дошла и сюда. Враг захватывал сёла Мартакертского района одно за другим. Героически сражались карабахцы. Но что они могли противопоставить самолётам и вертолётам, танкам и бронетранспортёрам, "Градам" и пушкам? Разве что винтовки, да и то они были не у всех. Ополченцы из Чайлу принимали активное участие в обороне соседних сёл. 

Но 16 июня война пришла и в их родное село. Этот день стал чёрным днём в истории Чайлу. Полчища варваров, сокрушая всё на своём пути, огненным смерчем прошли по этому цветущему краю. Люди не имели времени на сборы, кто мог, бежал, бросив всё десятилетиями нажитое добро. Этим людям ещё повезло. А десятки других чайлинцев были жестоко убиты или пропали без вести. Без денег, без одежды, без документов люди пешком, через леса, пробирались к Степанакерту. Азербайджанцы здорово поживились в богатом селе. Орды мародёров начисто разграбили всё, что только было можно. А затем все дома стали планомерно разрушать, чтоб не допустить в дальнейшем возрождения Чайлу. Вандалы вывезли все ценные могильные плиты, а кладбище уничтожили. Та же картина происходила повсюду. Оккупанты оказались достойными учениками фашистов, а по своей жестокости и бесчеловечности даже значительно превзошли их. 

Между тем чайлинцы разместились у знакомых и родственников, главным образом в Степанакерте. А мужчины, все кто мог держать оружие, в течение 2 лет Карабахской войны отважно сражались с врагом. После тяжёлых поражений, карабахцы быстро оправились и с 1993 года перешли в наступление. Под руководством выдающегося полководца генерал-лейтенанта Нората Тер-Григорьянца в сжатые сроки была создана мощная победоносная армянская армия. Она совместно с Армией обороны НКР стремительно освобождала сёла, города и целые районы. Причём помимо территории Нагорного Карабаха была занята обширная территория Равнинного Карабаха - части исторического армянского Арцаха. Была образована зона безопасности вокруг Нагорного Карабаха. 

В 1994 году азербайджанская армия была практически уничтожена. Мы имели возможность продвигаться и дальше вперёд, не встречая серьёзного сопротивления. Вполне реальной становилась граница, проходящая по реке Куре. Но пришедший к власти в Азербайджане в результате государственного переворота Гейдар Алиев стал слёзно молить армянскую сторону прекратить наступление. В качестве посредника подключилась Москва. К сожалению, нерешительность проявил тогдашний президент Армении Левон Тер-Петросян. И в тот момент, когда карабахские силы приблизились к Чайлу и готовы были освободить его, 12 мая 1994 года в Бишкеке между Арменией, Карабахом и Азербайджаном при посредничестве России было подписано соглашение о перемирии и боевые действия по всей линии фронта были остановлены. Ужасно обидно, но в руках разгромленного врага остался Шаумянский и часть Мартакертского района, включая Чайлу. Карабахские части стояли рядом с Чайлу, видели его развалины в бинокли, но войти в него уже не могли. Село осталось как бы на границе между армянскими и азербайджанскими силами, но под контролем противника.

После окончания войны, не имея возможности вернуться в родное село, чайлинцы разбрелись по всему свету. Вот неполный перечень тех мест, где они ныне проживают. США, Германия, Франция, Бельгия, Эстония (Таллин), Украина (Харьков и Луганск). Но основная масса поселилась в России. Москва, Санкт-Петербург. Владимир, Ярославль, Сергиев Посад, Брянск, Нижний Новгород, Воронеж, Орёл, Саратов, Ершов, Петровск, Волгоград, Тамбов, Ростов, Целина, Краснодар, Новороссийск, Анапа, Сочи, Ейск, Кропоткин, Архипо-Осиповка, Витязево, Супсех, Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Минводы, Будённовск, Омск, Мурманск, Калининград.

Некоторые, разумеется, обустроились в Армении. А часть чайлинцев осталась в Карабахе и в 2001 году они основали в Мартакертском районе село Нор Айгестан, в память об Айгестане, то есть Чайлу. 50 семей, примерно 300 чайлинцев начали тут новую жизнь, пытаясь хоть частично воссоздать своё бывшее село. Конечно, было нелегко, возникали проблемы с водой и прочим. Но постепенно они преодолевались и люди обустраивались на новом месте. Причём, надо сказать, что более состоятельные чайлинцы никогда не забывают о своих менее обеспеченных односельчанах. Так, 2 выходца из Чайлу, предприниматели и благотворители Сурик Хачатрян и Вова Галстян построили в селе Нор Айгестан гостиницу. Они провели в село воду, подарили школе компьютеры и книги.

Кроме этого они на свои средства возвели в Нор Айгестане памятный хачкар-родник и 2 стелы по обе стороны от него. В 2009 году состоялась торжественная церемония открытия этого архитектурного ансамбля. На ней присутствовали президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян, члены парламента и правительства республики, представители командования Армии обороны НКР, жители села и гости. К этому торжественному мероприятию указом президента Нагорного Карабаха ряд воинов-освободителей села был награждён медалью "За боевую службу". 

Чайлинцы отважно сражались во время Карабахской войны. Вот имена некоторых особо отличившихся воинов чайлинцев. 

Владик Хачатрян - был учителем физики и математики в чайлинской школе. Генерал-майор, он был одним из руководителем Армии обороны НКР. Во время Карабахской войны потерял ногу. Был министром образования и науки НКР. Ныне является главой Мартакертской районной администрации.

Гурген Антонян - полковник, был начальником штаба фидаинов во время Карабахской войны. После войны был заместителем командира дивизии в Мартакертском районе. Награждён орденом "Зоравар Андраник". 

Рубик Абрамян - подполковник, приехал из Еревана и принимал участие в боевых действиях в Карабахе.  

Лермонт Саркисян - майор, погиб под Чайлу. 

Самандар Антонян - фидаин, погиб под Мартуни. 

Валерик Гамбарян - фидаин, погиб под Карачинаром. 

Сасун Гаспарян - фидаин, погиб под Чайлу. 

Лерник Аветисян - фидаин, погиб под Чайлу. 

Коля Аветисян - фидаин, погиб под Чайлу. 

Завен Бабаян - ополченец, погиб под Чайлу.

Лаврент Бабаян - ополченец, погиб под Чайлу.

Манвел Шахбазян - ополченец, погиб под Чайлу.

Армен Мкртчян - ополченец, погиб под Чайлу.

Гагик Арутюнян - ополченец, погиб под Чайлу.

Ашот Григорян - ополченец. погиб под Чайлу.

Власт Антонян - механизатор, во время Карабахской войны чинил танки и БТРы. Погиб в Чайлу от разрыва снаряда.

Генрих Едигарян - ополченец, во время Карабахской время войны, спасая друга, подорвался на мине и лишился обеих ног.

Роберт Айвазян - фидаин, во время Карабахской войны потерял руку. 

Шаген Саилян - был разведчиком во время Карабахской войны. 

Артик Мирзоян - фидаин, Джамо Тарвердян - фидаин, Теван Мелкумян - фидаин. 

Вагиф Аванесян - фидаин, сын азербайджанца и армянки. С рождения жил в Чайлу и отважно сражался за своё армянское село. 

Из Чайлу вышло немало известных и талантливых людей, принесших много пользы своей деятельностью. Перечислю некоторых из них. 

Река Тертер разделяет Чайлу и Маралян. Из Чайлу родом была мать генерал-майора Романа Арутюнова. А его отец из Мараляна. Известный советский военачальник во время Карабахской войны оказывал помощь своим односельчанам. 

Рубик Агабекян - полковник Советской армии. 

Агаси Акопян - майор Российской армии. 

Мелсик Багдасарян - был начальником ГАИ города Владимира. 

Гриша Шахбазян - инженер-геолог. Находясь на практике на Урале обнаружил пласты золота и изумрудов. Принимал участие в Великой Отечественной войне и погиб под Армавиром в 1942 году. Его документы и личные вещи переданы в Мартакертский музей. 

Рубен Хачатрян - был заведующим отделом Музея революции в Ленинграде. Затем работал в Министерстве образования Армении. 

Имелс Ивилян - директор колледжа "ПетроСтройСервис" в Санкт-Петербурге. Заслуженный учитель Российской Федерации. 

Сурик Хачатрян - крупный бизнесмен и благотворитель. Один из руководителей армянской общины Пятигорска. Способствовал возведению там армянской церкви. Ему принадлежит банкетный зал в Ессентуках, который он назвал “Чайлу”. Как во время войны, так и сейчас оказывает помощь односельчанам. 

Вова Галстян - предприниматель и благотворитель. Заведующий аптечным управлением в Ереване. 

Виталик Айвазян - участник Карабахской войны. Ныне предприниматель и благотворитель. 

Вагаршак Айвазян - был прокурором в Баку.  

Левон Григорян - инженер-металлург. 

Рафик Шахбазян - инженер-нефтяник. 

Ленор Бадалян - лётчик. 

Лёва Саилян - лётчик. 

Юра Тарвердян - журналист. 

Арто Бабаян - журналист. 

Рубик Давтян - журналист.

Светлана (Арпинэ) Мовсесян - телеведущая на Армянском телевидении. 

Сирануш Аракелян - председатель Владимирского регионального отделения Союза армян России. 

Чайлинцы очень тесно связаны друг с другом. Можно сказать, что бывших чайлинцев не бывает. Они и сейчас составляют одну большую семью. Очень трепетно стараются сохранить и передать своим детям неповторимый чайлинский диалект. Каждый год в Анапе проводятся встречи односельчан. Там они обсуждают общие проблемы, различные благотворительные проекты и прочие вопросы. Да и просто люди радуются возможности провести время вместе. Встречи также происходят и в других местах. Если спросить любого чайлинца, какое у него самое заветное желание, каждый не задумываясь скажет: "Вернуться в Чайлу”. Чайлинцы хотят, чтобы их село было возвращено, чтобы они поехали туда, отстроили свои дома, восстановили кладбище, где покоятся их предки. Хоть их село и уничтожено, но каждый помнит точное место своего дома. Так что при первой же возможности они готовы возродить из руин своё родное Чайлу. 

Сейчас развалины Чайлу находится на линии соприкосновения с противником. Эта территория находится под контролем азербайджанцев. Там находятся их посты. Чайлинцы часто приезжают в соседнее село Матагиз и с его окрестностей со слезами на глазах в бинокли рассматривают развалины родного села. Это выглядит примерно так же, как армяне видят как на ладони Арарат, но не могут до него дотронуться. Так и тут: видеть перед собой Чайлу, но не иметь возможность войти в него. Но я уверен, что история славного села Чайлу будет продолжена. Рано или поздно справедливость восторжествует. И Арарат обретёт своего законного хозяина и вернётся к армянам, и чайлинцы возвратятся в своё родное карабахское село. И оно возродится из пепла, словно птица Феникс. Это лишь вопрос времени. Дай Бог, чтоб это произошло поскорей! 

АЛЕКСАНДР ЕРКАНЯН

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.