Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Покончили с армянами, взялись за русских

Обыкновенный азербайджанский фашизм-3

«Провожая нас, солдаты просили передать всю правду о происходящем.

Убеждены: боевики распоясались до предела еще и потому,

что они знают – в России многое просто неизвестно».

«Известия», 25.01.1990 г.

 

В советской  прессе  армянские погромы в Баку  освещались  крайне  мало,  а поначалу и откровенно тенденциозно. Более  или  менее  ясной  и полной информации читателю так и не было предоставлено. 

Тем не менее, шок от событий был столь велик, а география беженства столь широка, что  и в советскую прессу просочилось немало сведений и свидетельств беженцев из Баку самых разных национальностей. Также  стало известно и о параллельных погромам армян преследованиях и изгнании русских жителей Баку. Которые ещё на рубеже 1970-х составляли наиболее крупный национальный сегмент населения Баку (русские вместе с украинцами и белорусами составляли 40 процентов горожан, - то есть их было в столице АзССР больше, чем азербайджанцев, и тем более армян).

 «…Нас вывозили из военного городка на открытом грузовике, - вступает в разговор жена военнослужащего. – Было много народу – женщины, дети, старики. Как только отъехали от городка, по машине открыли огонь. Пришлось лечь на дно кузова.

…Родился и вырос в Баку, знаю азербайджанский язык, - говорит мальчик лет пятнадцати. – Знаете, это страшно, когда на улице тебя попрекают: ты – русский.

Все, с кем довелось беседовать в казармах, резко высказывались в адрес центральных средств массовой информации: сообщения о событиях в Баку даются сглажено, и создаётся впечатление, будто не так уж все плохо. Говорили, что боевики будто бы видят в этом проявление слабости властей».

«Рассказывают беженцы», Д. Демидов, «Труд», 25.01.1990 г.

 « На многих домах надписи: «Русские – оккупанты!», «Русские – свиньи!». Моя мама приехала по распределению из Курска в глухое горное азербайджанское село учить детишек русскому языку. Я второй год работала в школе… Пришла неделю назад в школу, а в коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы!» Я говорю: «Вы что, ребята?» А они в меня плюют… Я их азбуке учила.

Экстремисты были прекрасно организованы. В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты. В анкетах нужно было указать национальность. Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные семьи и т.д.

Но как жить, если дом оцеплен бандитами и они требуют убираться, если приходишь в магазин, а тебе не продают даже хлеба, потому что ты русская. Хотела снять с книжки деньги, кассирша швырнула мне её обратно: «Для тебя денег нет!»

Муж у меня военный, но в это день был в штатском. Я увидела, как он вынул пистолет и положил в карман. Сказал: «В метро идите впереди меня, чтобы я вас видел». В метро русских почти не было. На нас оглядывались, лица у всех напряженные. Только в аэропорту я поняла, что мы улетаем».

«Заложники неизвестности», И. Афанасьев, «Учительская газета», N 5, январь   1990 г.

 «Нас заставили уехать, - голос Е. Р. Суровцевой прерывается от волнения. – Приходили какие-то люди и вначале просили покинуть республики, потом требовали, чтобы мы убирались, угрожали, а затем начались погромы…

Экстремисты начали с армян. А когда те уехали, взялись за русских, - говорит Александра Гузнова».

«Свидетельствуют очевидцы бакинских событий», «Правда Украины» (Запорожье), N 24, 1990 г.

«Они установили пулеметы на крыше роддома и неврологической больницы, и, когда выходили женщины с детьми, чтобы перейти и укрыться в военную часть, - по ним стреляли, а когда выходил азербайджанец из своей машины, - прекращали стрелять

…Последний год тяжело было ходить в магазин. Смотрят косо, подсовывают самое гнилье, кто-то из очереди кричит продавщице: «Русским не отпускай! Пусть к себе едут!» Обзывали оккупантами, фашистами, а ведь мы работали вместе с ними на равных. Мулла призывал: «Изгоняйте русских, но без крови!» И сколько же нашлось желающих изгонять!..

«Беда… Вам будет плохо…» Л. Жукова, «Литературная Россия», 02.02.90 г., N 5.

«Я коренная бакинка… Сюда же вырвалась с десятью рублями, в одном платье да в одном пальто. Так же одеты и дети, – рассказывала жена военнослужащего Валентина Павлова. - Да, среди азербайджанцев есть прекрасные люди. Но мало кто их сегодня слушает. В любом случае мы туда не вернёмся».

Многие жены офицеров свидетельствовали и о замалчивании событий в Баку официальными советскими СМИ: «Провожая нас, солдаты просили передать всю правду о происходящем. Убеждены: боевики распоясались до предела еще и потому, что они знают – в России многое просто неизвестно».

«Беженцы прибывают в Москву», «Известия», 25.01.1990 г.

 

«Мы, несчастные русские люди, как тени ходили по взволнованному городу. Историю делал кто-то без нас. Быстро и весело поднимались баррикады. На всех шоссе, входящих в город, устанавливались посты, чтобы пропускать идущий транспорт после проверок документов вооруженными парнями, называвшими себя патрулям. Резко выступила грань между нами, русскими, и ими, азербайджанцами. Они жили у себя дома и знали все, что будет завтра. Мы этого не знали и, видя эскалацию глупого восторга у местного населения, думали только об одном: «Боже! Когда же войска введут?! Когда это кончится? Там, наверху, не видят, что ли?»

Землетрясение происходило и в душах азербайджанцев: понятия о дозволенном и недозволенном теряли форму, размывались. То, что на одной стороне улицы в Баку называлось беспорядком, на другой, — в штабах Народного фронта, уже давно работающих в каждом районе города, в штабах, забитых оружием и награбленным во время погромов добром, — там это гордо называлось борьбой за независимость».

Из документальной повести «Конечный результат» писателя, бакинца Михаила Бурдуковского , https://russia-artsakh.ru/index.php/node/8405

Тут впору вспомнить отрывок из воспоминаний деятеля русского Национального Совета Баку в 1918-1919 гг. Бориса Байкова, впервые опубликованных в томе 9 «Архива русской революции», в  Берлине в 1923 году.

«Армяне были совершенно забиты; разсчитывать на свое національное представительство они не могли. Большинство сидѣло у себя по домамъ или же, кто могъ старались выѣхать куда нибудь изъ Баку. Изъ приведеннаго выше видно, что представители другихъ національностей также мало чѣмъ могли имъ помочь.

Торжествовавшій свою побѣду мало-культурный націонализмъ Азербайджана создавалъ тяжелую, отравленную атмосферу».

(Архив Русской революции. TERRA-Политиздат. Т. 9-10. Москва. 1991)

Вспоминаются также некоторые мифологемы от Кремлёвских идеологов. В том числе из ответа  президента РФ Владимира  Путина   на вопрос председателя правления азербайджанского государственного информационного агентства Вугара Алиева 5 июня 2024 года в Санкт-Петербурге, на  встрече с руководителями иностранных информационных агентств. В. Путин тогда,  в частности, сказал:  «По-другому невозможно себе объяснить наличие 300 школ, которые функционируют в Азербайджане, на русском языке работают и детей учат». (http://kremlin.ru/events/president/news/74223).

Между тем, из абсолютно «несекретных»  азербайджанских данных  за 2013 год следует, что  «по всей республике действуют всего 15 общеобразовательных школ, где обучение ведется только на русском языке. В этих школах получают образование всего 3582 ученика» (https://vzglyad.az/news/7094/news.html).

Что вполне логично, учитывая, что русских (включая сюда украинцев и белорусов) в Азербайджанском султанате осталось никак не более 50 тысяч:  в  основном это взрослые или пожилые люди,  живущие в подавляющем своём большинстве в  Баку. Доживающие. Так что, какие уж тут школьники!

Это всё, что осталось от полумиллионного русского населения АзССР конца 1980-х годов, почти 400 тысяч из которого жили именно в Баку.

Александр АНДРЕАСЯН

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.