Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Против азербайджанской фальсификации истории: Ереванская губерния - 1896 год

В номере за 1896 год издания «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» [1] учитель Ереванской учительской семинарии В. Девицкий опубликовал статью про Ереванскую губернию под заголовком «Каникулярная поездка».

В 1894 году В. Девицкий ознакомился с окрестностями Еревана. Он отмечает, что местные села сливаются друг с другом, и только по надписям на столбах, попадающихся в полуверсте друг от друга, можно было увидеть местоположение и территорию нового села. Перечисляя села Куйласар, Тоханшалу, Гедаклю и несколько других сел, автор пишет, что в них бок о бок живут армяне, татары и ассирийцы (айсоры). На этой территории проживают также кочевые курды, которые летом уходят на высоты Арарата. В статье описываются руины села Велиджан, от которого остались остатки каменных оград и надгробия, на нескольких надгробиях сохранились кресты. Это яркие свидетельства существования христианского, особенно армянского следа.  Обезлюдение и разрушение села автор связывает с беспрерывными нападениями, грабежом и убийствами, учиняемыми курдами.

Описывая поселение Игдир в Сурмалинском уезде, автор отмечает, что это большое селение с армянским и татарским населением, численность которого доходит до 5000. Возможно, что эти сведения не соответствуют действительности, так как согласно посемейным спискам 1886 года, в Игдире насчитывалось 366 дворов (2912 человек) армянского населения[2].

В. Девицкий пишет, что по соседству с Ордубадом находятся села Нижный и Верхний Агулис, в которых, как и в нескольких других селах, живут армяне, называемые «зоками»[3]. Они в основном занимаются торговой деятельностью в Москве, Петербурге, Марселе, Париже и даже в Америке. Занимаясь торговой деятельностью в Западной Европе, некоторые из них получают образование в местных университетах. Агулисцы очень гордятся своей торговой деятельностью и считают свое село уголком Европы или Парижа. В селе есть несколько церквей и руины монастырей. Согласно автору, агулисцы используют монастырские строения в качестве школы, где учатся 400 мальчиков и девочек.

Статья В. Девицкого – очередное беспристрастное подтверждение и свидетельство о живущих на этой территории автохтонных армянах.


[1] Номер за 1896 год издания «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 21.

[2] Свод статистических данных о населении Закавказскаго края, извлеченных из посемейных списков 1886 г., издан по распоряжению Главноначальствующаго гражданскою частию на Кавказе Закавказским статистическим комитетом, Тифлис, Тип. И. Мартиросиянца, 1893, с. 196.

[3] «Зок» - название, данное армянам нескольких селений кантона Гохтн (Агулис, Цгна, Танакерт, Кагакик, Андамедж, Дисар). Известный арменовед Керовбе Патканян считал, что это слово произошло от агулисского варианта указательных местоимений «айс», «айд», «айн» («этот, тот»), которые в агулисском диалекте звучали «хок», «ок», «док», «нок», а с префиксом винительного падежа «з» - «зхок», «зок», «знок», «здок».

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.