Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Бездействие Кремля в ходе геноцида в Нагорном Карабахе. Часть 3

Как МИД РФ оправдывал блокаду Нагорного Карабаха и забалтывал её в ООН

В предыдущей нашей статье мы упоминали о совместной пресс-конференции министров иностранных дел России и Азербайджана 23 декабря 2022 года  (https://youtu.be/jy5ZNP_x9bg). Тогда министр ИД РФ Лавров «пожурил» министра иностранных дел Армении Мирзояна, что он, не приехав в Москву, лишился возможности представить «армянскую точку зрения» относительно блокады Арцаха. «И тогда уже мировое сообщество уже могло бы делать выводы», - изрёк Лавров.

Но очевидно, что самому г-ну Лаврову было ясно, что мировое сообщество уже сделало свои выводы. Незадолго до его встречи  азербайджанцем Байрамовым в Москве, в Нью-Йорке на заседании Совбеза ООН практически все выступавшие представители членов Совбеза однозначно квалифицировали происходящее как гуманитарный кризис, вызванный блокировкой Азербайджана Нагорного Карабаха. При этом, ни о каких «экологах»  речи представители этих стран не вели, априори понимая, что это шулерский бакинский блеф.

Против такой постановки вопроса был только представитель бакинского режима, а зам. представителя России при ООН Евстигнеева пыталась увязать вопрос блокады Арцаха бакинским режимом с попыткой Баку оприходовать недра Нагорного Карабаха, являющиеся собственностью его народа. («Министр Лавров: ни о чём», 23.12. 22 г., http://russia-artsakh.ru/node/12617)

Естественно, что в официальных и проофициозных СМИ РФ о тотальной транспортной, энергетической и продовольственной блокаде НК не было ни слова, лишь некие туманные намёки. МИД РФ же фактически выступал рупором, который оправдывал это варварство как внутри страны, так и на уровне международных организаций, прежде всего в ООН.

На  брифинге 12 января 2023 года (https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1847092/ ) официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила: «Хотелось бы также ещё раз отметить, что мы рассматриваем как неприемлемые публичные выпады и провокации против наших миротворцев, являющихся гарантами мира в этом регионе». Но назвать тех, кто эти провокации осуществляет,  МИД РФ не решился. Это же были азербайджанские «экологи», а на упоминание враждебных действий «дружественных» азербайджанцев сверху было наложено строжайшее табу!  Хотя они не просто устроили провокацию, но фактически отобрали контроль над Лачинским коридором у российских миротворцев в нарушение Трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 года.

Сама того не понимая, Захарова подтвердила, что этот контроль миротворцами утрачен, отметив, что «в настоящий момент по коридору проходят колонны с гуманитарной помощью». То есть, с другими, повседневными и многочисленными  грузами, сырьём, продовольствием значит, не проходят ни туда, ни обратно! (https://dzen.ru/media/id/5ee49a7a64d6731cc9e1b605/zaharova-prodoljaet-nesti-feericheskii-bred-po-teme-lachinskogo-koridora-63c03baa1c70871bcaf541f2)

18 января 2023 года в ходе своей пресс-конференции главе МИД РФ Лаврову пришлось отвечать на вопрос о блокаде Лачинского коридора.  Лавров заявил, «Лачинский коридор по договоренности, которая была достигнута лидерами трёх стран 9 ноября 2020 г., должен быть свободен для прохода в оба направления грузов, граждан и транспортных средств». Но далее пустился в откровенное враньё, заявив:  «Разумеется, там отдельно оговорено, что никаких военных грузов, направляться по этому маршруту не должно» (на самом деле, никаких ограничений на провоз ни военных, ни каких-либо ещё конкретных грузов в Трёхстороннем заявлении от 9 ноября вовсе не было).

И вот вдруг Лавров сообщил, что азербайджанцы «предоставили данные… о том, что армянская сторона доставляла мины по этому коридору. Потом они использовались, чтобы в нарушение трехсторонних договоренностей минировать территории, которые рядом с азербайджанскими позициями».

То есть, увидев. что с экологической повесткой они попали впросак, азербайджанцы сместили фокус на тему военной безопасности и придумали сказку о провозе мин. А Лавров решил им в этом подыграть, заявив, что провоз мин – нарушение Трёхстороннего заявления. По существу он представил армянскую сторону в качестве первого нарушителя соглашения, а действия азербайджанцев по блокаде коридора – как ответ на эти нарушения. То есть, исказив текст Трёхстороннего заявления и опираясь только на данные Баку, г-н Лавров фактически сделал Армению ответственной за события в Лачинском коридоре («Министр Лавров продолжает врать по теме Лачинского коридора», 19.01.23,

https://dzen.ru/a/Y8k1l6XWBw3yC7Yh).

В подобном духе всё и продолжалось много месяцев на внутреннее, так сказать,  потребление.

Мы уже писали в наших материалах  и о попытках «забалтывания» проблемы Нагорного Карабаха на уровне ООН на протяжении 2022- 2023 гг.. в ходе обсуждений в Совете Безопасности ООН, посвящённых блокаде Нагорного Карабаха и угрозе этнических чисток армян Арцаха. В декабре 2022 года первый заместитель официального представитель РФ при ООН г-н Полянский и его команда делали всё, чтобы обелить алиевский режим и не дать СБ ООН принять осуждающую бакинский режим резолюцию, за что в январе прошлого года его открыто поблагодарил за это в соцсети представитель бакинского режима при ООН («Бездействие Кремля в ходе геноцида в Нагорном Карабахе очевидно», 24.09, http://russia-artsakh.ru/node/19632).

После установления 24 апреля прошлого года (обратите внимание на сакральную дату!), под самым носом у лагеря миротворцев незаконного азербайджанского КПП на  мосту через реку Акари  блокада ужесточилась ещё больше. С тех пор на новом маршруте Лачинского коридоре  под контролем бакинских нацистов оказался пропускной пункт на самой границе Нагорного Карабаха с Арменией. Теперь даже доставка ограниченного количества продовольствия и грузов по горным труднопроходимым дорогам в объезд блокированного участка Лачинского коридора близ Шуши стала невозможной.

А вскоре блокада переросла в полную осаду: бакинский режим, при полном бездействии РМК, закрыл все гуманитарные перевозки самими миротворцами,  делая лишь редкие исключения для машин Красного Креста. Но в конце июля начали брать в заложники людей, в том числе больных, которых перевозил и Красный Крест.

В этих условиях вечером 16 августа 2023 года в Нью-Йорке  прошло заседание Совета Безопасности  ООН по Нагорному Карабаху, которое было созвано по запросу армянской стороны. Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян обосновал этот запрос назревающей гуманитарной катастрофой в Нагорном Карабахе, связанной с азербайджанской блокадой Лачинского коридора.

Выступая на заседании Совета Безопасности ООН, А. Мирзоян пояснил, что «нынешняя гуманитарная ситуация в Нагорном Карабахе может в полной мере ухудшить перспективы мира во всем регионе Южного Кавказа и за его пределами». международному миру и безопасности, что является прямой ответственностью СБ ООН.

Для нормализации обстановки Мирзоян предложил Совету Безопасности принять следующие решения:

- осудить использование голодной смерти гражданского населения как метода ведения войны, запрещённого международным гуманитарным правом;

- осудить незаконный отказ в гуманитарном доступе и лишение гражданского населения Нагорного Карабаха того, что необходимо ему для выживания, в том числе предумышленное препятствование поставкам гуманитарной помощи;

- потребовать полного соблюдения обязательств по международному гуманитарному праву, в том числе касающихся защиты гражданских лиц, в частности женщин и детей, а также критической гражданской инфраструктуры;

- призвать к немедленному восстановлению свободы и безопасности движения граждан, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в соответствии с ранее достигнутыми договорённостями;

- направить в Нагорный Карабах независимую межведомственную миссию по оценке потребностей и оказать гуманитарную помощь пострадавшему населению.

Армянская дипломатия, возлагавшая на это заседание СБ ООН определённые надежды, не могла сразу получить удовлетворения всех своих требований, а принятие какого-либо документа, осуждающего азербайджанскую блокаду Нагорного Карабаха, не состоялось.  

Тем не менее, ход обсуждения показал, что Совет Безопасности ООН выступает за прекращение азербайджанской блокады. Азербайджан оказался в данном вопросе в международной изоляции. В поддержку действий Баку не высказался никто из членов Совета Безопасности ООН, включая всех его постоянных членов. Единственной страной, поддержавшей Азербайджан была Турция, - которая не входила в СБ ООН, но тем не менее, не преминула поучаствовать в обсуждении, чтобы поддержать своего союзника.

В пресс-релизе ООН по итогам заседания Совета Безопасности говорилось о том, что участники обсуждения призвали к «немедленному восстановлению движения через Лачинский коридор, соединяющий Нагорный Карабах с Арменией и всем остальным миром». В документе также отмечалось, что многие выступавшие «рекомендовали сторонам конфликта уважать обязательства, взятые на себя в соответствии с Трёхсторонним заявлением лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября 2020 года». Поскольку блокада Лачинского коридора является нарушением этого заявления именно со стороны Азербайджана, то данная рекомендация была адресована Баку.

Отметим также, что вопиющим диссонансом накануне заседания прозвучали из Еревана слова премьер-министра Никола  Пашиняна о том, что населению Нагорного Карабаха в тот момент якобы ничего не угрожало;  этим заявлением не преминули воспользоваться представители Баку на заседании в СБ ООН.

Об этом много писали и говорили армянские парламентарии-оппозиционеры,  которые всегда и хорошо видели негатив, исходящий от премьера Армении. Но они же никогда не замечали предательской  позиции МИД РФ по отношению к своему официальному союзнику Армении,  что наводило на мысль об их значительной ангажированности извне. Иначе они бы проанализировали и позицию МИД РФ на том же заседании.

Доктор политических наук Михаил Александров разобрал выступление первого заместителя Постоянного представителя РФ при ООН Дмитрия Полянского («Заседание СБ ООН по Нагорному Карабаху показало международную изоляцию Азербайджана» , 19.08.23, http://russia-artsakh.ru/node/16043).

 «Если охарактеризовать его двумя словами, то можно сказать, что это была попытка удержать принципиальную позицию, продолжая сидеть на двух стульях. Полянский начал свою речь с правильного заявления о том, что Россия обеспокоена продолжающимся перекрытием Лачинского коридора. «Сейчас как никогда востребованы шаги «на земле», направленные на скорейшую деэскалацию обстановки вокруг Нагорного Карабаха, в том числе – разблокирование Лачинского коридора и использование других гуманитарных маршрутов».

Таким образом, Россия, также как и большинство других членов СБ ООН, высказалась однозначно в пользу разблокирования Лачинского коридора. В то же время упоминание «о других гуманитарных маршрутах» было сделано с намерением подыграть Баку. Полянский пояснил, что «речь идёт о параллельном открытии коридоров через Агдам и Лачин для передвижения гражданских лиц и невоенных грузов».

То есть традиционно в духе МИД РФ – и вашим, и нашим. Ведь Азербайджан уже достаточно давно отстаивал альтернативный маршрут гуманитарных поставок в Нагорный Карабах, без задействования Лачинского коридора. Только вот контроль за этим маршрутом находился бы полностью в руках Азербайджана. И российские миротворцы не имели бы на него никакого влияния. Ни один груз или человек не были бы обеспечены защитой от азербайджанского произвола.

Открыв одновременно два коридора, Баку сразу же сможет Лачинский коридор снова перекрыть, оставив только один – через Агдам. А если после этого карабахцы сами заблокируют дорогу через Агдам, то Баку их же сделает виновными в блокаде собственного населения. Поэтому политика МИД РФ должна была бы состоять не в подыгрывании Азербайджану в деле выхолащивания сути Трёхстороннего соглашения, а в том, чтобы заставить Баку выполнять это соглашение.

Несколько лицемерно прозвучало и заявление Полянского о том, что РФ «прилагает максимальные усилия для скорейшего разрешения сложившейся кризисной ситуации, а также содействия и нормализации отношений между дружественными нам Азербайджаном и Арменией в целом».

Жителям Нагорного Карабаха совершенно невозможно понять, что это за «максимальные усилия», когда любому разумному человеку ясно, какие дополнительные меры можно было бы предпринять, чтобы гарантировать доставку грузов в Нагорный Карабах. Ну, например, доставлять грузы по воздуху. Не станет же Азербайджан в самом деле сбивать гражданские самолеты! Ну, а если начнет сбивать, то тут и СБ ООН мог бы принять к Азербайджану меры принуждения по Главе VII Устава ООН».

По сути дела, на заседании СБ ООН 16 августа 2023 года г-н Полянский защищал интересы Баку. И способствовал ослаблению позиций российских миротворцев, которые в случае реализации предложений о новом «гуманитарном маршруте»  в Нагорный Карабах  окончательно теряли контроль над Лачинским коридором, не получая взамен ничего.

Александр АНДРЕАСЯН

Продолжение следует

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.