Разговоры о том, что могли, а что не могли предпринимать МИД, МО РФ и российские миротворцы в Нагорном Карабахе для обеспечения безопасности и мирной жизни края и его народа, велись на протяжении как минимум трёх последних лет. Они особенно актуализировались в ходе 9-месячной блокады Нагорно-Карабахской Республики нацистским алиевским режимом и его нападения на Нагорный Карабах 19-20 сентября, сопровождавшегося этнической чисткой населения НКР.
В материале, подготовленном для «Ostwest Monitoring» С. Татикян, международный эксперт, которая на протяжении многих лет работала с миссиями ООН, ЕС и ОБСЕ, проанализировала российское участие в конфликте - от переговорного процесса до этнической читки армянского населения Нагорного Карабаха в сентябре 2023 года.
«Политика армянского руководства, которая заключалась в том, чтобы сохранять статус-кво, полагаясь в его обеспечении на Россию, не спасла Нагорный Карабах и Армению от войны 2020 года и её последствий.
…Начиная с 2022 года, российское правительство и российские миротворцы всё чаще подвергались критике со стороны Армении, указывавшей на невыполнение миротворческого мандата, и постепенно утратили доверие властей и населения Нагорного Карабаха. Правительство, политики, гражданское общество Армении и, что самое главное, беженцы из Нагорного Карабаха критиковали российских миротворцев как за бездействие, так и за безрезультатные действия по предотвращению нарушения условий прекращения огня, роста территориальных потерь и человеческих жертв с армянской стороны, за блокаду Лачинского коридора Азербайджаном.
В ответ на критику российское правительство отказалось признать провал своей миротворческой миссии и переложило на правительство Армении ответственность за признание Нагорного Карабаха частью Азербайджана в мае 2023 года, на завершающей стадии кризиса. И это притом, что российский президент Путин ещё в 2020 году, через две недели после заключения соглашения о прекращении огня, публично назвал Нагорный Карабах неотъемлемой частью Азербайджана» (http://russia-artsakh.ru/index.php/node/17397).
Доктор политических наук Михаил Александров, изгнанный в декабре 2022 года из МГИМО МИД СССР за критику нацистского алиевского режима, справедливо задавался вопросом:
«Народ Нагорного Карабаха имеет права, означает, что статус этой территории должен определяться с учетом мнением народа Нагорного Карабаха, а не только бакинским режимом. Как Косово, Абхазию и Южная Осетия, Нагорный Карабах также имеет право на самоопределение.
Согласно заявлению МИД России (от 15 июля 2023 года, - прим. наше) получается, что Ереван признает территориальную целостность Азербайджана, а что думает сам Нагорный Карабах – это неважно. Это возмутительная позиция. А что там не люди живут? Там живут 120 тыс. человек, и они хотят жить по-своему, на основе своих традиций, на основе своих представлений. Получается, что их надо оттуда изгнать? МИД России этот вопрос вообще не затрагивает, хотя Россия взяла на себя обязательства защищать население Нагорного Карабаха.А зачем в таком случае вводились миротворцы?
(«Россия должна выполнить свое обязательство по защите Нагорного Карабаха» - российский эксперт Михаил Александров 17.07 2023, http://russia-artsakh.ru/node/15551)
К сожалению, Михаил Александров оказался прав: уже в первые месяцы блокады стало ясно, что Кремль не собирается разблокировать Арцах даже политико-дипломатическими усилиями. Не говоря уже о реальных действиях «на земле», о чём прямо заявил директор ИМЭМО Фёдор Войтоловский на встрече с мининдел НКР Сергеем Газаряном в январе 2023 года.
После начала блокады Арцаха в официозных СМИ стали робко раздаваться голоса в оправдание бесчеловечной голодной и энергетической блокады народа Арцаха алиевским режимом. Появились утверждения со стороны некоторых «экспертов» о том, что блокада Арцаха со стороны Азербайджана якобы не является следствием грубого нарушения алиевским режимом своих обязательств по трёхстроннему Заявлению от 9.11.20 года, а следствием невыполнения Арменией своих обязательств по тому же заявлению.
«Застрельщиком» выступил старший научный сотруднике Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, который в ряде официозных СМИ стал рупором по оправданию блокады Нагорного Карабаха алиевским режимом и бездействию РМК перед лицом гуманитарной катастрофы в Арцахе («Станислав Притчин: очередной азероагент или просто демагог?», 26.05, http://russia-artsakh.ru/node/14776).
5 января 2023 года в интервью радио «Спутник» он обвинил Армению в невыполнении обязательств по Заявлению от 10 ноября 2020 года, хотя в чём именно заключается это невыполнение, умолчал. Зато в вопросе блокады Азербайджаном Лачинского коридора ограничился лишь констатацией факта, не дав ему политической оценки.
В интервью агентству «Armenia Today» от 27 апреля г-н Притчин … утверждал, что у России не так много инструментов по реагированию на сложившуюся ситуацию, « так как в мандате российских миротворцев не прописано, что у них есть возможность каким-либо образом противодействовать тому же блокированию Лачинского коридора. У них нет военно-полицейской миссии, которая бы позволила им заниматься в том числе урегулированием таких вопросов» (https://dzen.ru/a/ZEp-A6k4bW9Su8Cq?share_to=link ).
В комментариях к этому интервью г-на Притчина доктор политических наук Михаил Александров справедливо задавался вопросом относительно бездействия миротворческих сил (РМК) РФ в Нагорном Карабахе.
«Какой мандат? Сказку про «мандат» придумали, чтобы ничего не делать. А если одна из сторон нарушает соглашение, то её надо принудить его выполнять всеми доступными средствами… Россия взяла на себя обязательство обеспечить безопасность народа Нагорного Карабаха. Должна выполнить свои обязательства. Или Вы предлагаете отдать этих людей на растерзание алиевскому нацистскому режиму?»
(http://russia-artsakh.ru/node/17406)
Он же писал в статье «Защитит ли Россия Нагорный Карабах так же, как Южную Осетию?» (28.08, 23,http://russia-artsakh.ru/node/16151):
«Сейчас находятся люди, которые твердят о несовместимости статуса посредника с действиями по принуждению одной из сторон к выполнению подписанных соглашений.
Находятся в России политики, эксперты и чиновники, которые со всей серьёзностью заявляют, что Россия как посредник не имеет права использовать силовые средства для разблокирования Лачинского коридора. Надо вообще-то разобраться, не являлись ли эти умники противниками российской операции по принуждению Грузии к миру. Может, быть, уши ещё оттуда растут? Кстати, Баку выступил тогда против российской операции и проазербайджанское лобби в России тоже. Впрочем, оно не было тогда так сильно как сейчас. А вот на сегодняшний день это лобби активно мешает действиям по реализации национальных интересов нашей страны в Закавказье».
Вместо реальных оценок ситуации и обозначения авторов блокады со стороны МИД РФ раздавались безадресные призывы к деблокаде Нагорного Карабаха, о чём мы также многократно писали.
На протяжении всего 2023 года в ходе обсуждений в Совете Безопасности ООН, посвященных блокаде Нагорного Карабаха и угрозе этнических чисток армян Арцаха официальный представитель РВ при ООН г-н Полянский и его команда делали всё, чтобы обелить алиевский режим и не дать СБ ООН принять осуждающую бакинский режим резолюцию. В январе прошлого года его открыто поблагодарил тогда за это в соцсети представитель бакинского режима при ООН.
В начале января 2023 года доктор политических наук Михаил Александров писал об этом:
«В Трёхстороннем заявлении говорится, что «Азербайджанская Республика гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях». То есть Азербайджан не должен обстреливать коридор, минировать его, создавать там какие либо заграждения. Однако, примерно месяц назад азербайджанские «экологи» вторглись в зону Лачинского коридора и заблокировали его. Данное действие нарушает статус Лачинского коридора, противоречит трёхстороннему заявлению и должно быть квалифицировано как агрессия со стороны Азербайджана.
…Но вернемся к заявлению Полянского. Он в частности отметил, что Россия не поддержала резолюцию, потому что Франция «проигнорировала подавляющее большинство предложений РФ». Однако, что это были за поправки. Полянский не разъяснил, а потому присутствует стойкое подозрение, что российская сторона не хотела определять сторону, виновную в обострении ситуации в Лачинском коридоре. На это, в частности, указывает другой пассаж из выступления Полянского: «Твердо убеждены в том, что реакция Совета безопасности должна способствовать нахождению компромисса и возобновлению мирного процесса, без навешивания ярлыков на какую-либо из сторон». То есть речь, видимо, идет о том, чтобы «не навешивать ярлыков» на Азербайджан, хотя виноват в провокационных действиях именно Азербайджан.
Далее Полянский пустился в пространные рассуждения про мир и дружбу между народами. «Мне лично очень хочется верить, что наши армянские друзья не дадут втянуть себя в нечистоплотные геополитические игры в угоду тем, кто не гнушается использовать любые поводы столкнуть братские народы, жившие вместе в СССР и пожарче раздуть малейшие противоречия и проблемы у нас дома» - заявил он.
Мне как-то даже стало неудобно за нашего представителя в ООН. Он что истории не знает? Начитался большевистской пропаганды столетней давности или брежневского агитпропа времен позднего СССР? Более того, из его слов выходит, что Армения в чём-то виновата. Агрессивные действия в Лачинском коридоре осуществил Азербайджан, МИД РФ ничего не делает, проблему решить не может или не хочет (скорее второе), а Ереван должен тупо это терпеть и молчать в тряпочку? Ну а Запад, естественно, пользуется бездействием МИД РФ и провоцирует обострение конфликта («Эксперт Михаил Александров осудил дезинформацию представителя России в СБ ООН», 01.01.2023, http://russia-artsakh.ru/node/12750).
То есть, г-н Полянский и его подчинённые по миссии РФ при ООН фактически солидаризовались с авторами блокады Нагорного Карабаха и этнических чисток в Нагорном Карабахе. Точно так же, как это сделали г-жа Захарова, Песков и иже с ними.
Александр АНДРЕАСЯН
Продолжение следует
Добавить комментарий