В середине августа глава Беларуси отметился очередными скандальными заявлениями, которые уже достаточно давно стали характерной особенностью его публичной политики. На сей раз Лукашенко, помимо того, что традиционно «метнул картошкой в армянский огород», еще и «укусил» других союзников и партнеров Минска по СНГ, ЕАЭС и ОДКБ.
В ЧАСТНОСТИ, ДОСТАЛОСЬ ОТ НЕГО И КАЗАХСТАНУ, который, по словам Батьки, юлит и не выказывает по отношению к России и Беларуси подобающего союзнического поведения. То есть белорусский лидер пожурил казахстанских политиков, с которыми до недавнего времени горячо обнимался, целовался, застольничал и при любом удобном случае не жалел лестных тирад в их адрес. Теперь же все это личностно-политическое кумовство вдруг обернулось пшиком.
Несложно догадаться о том, что же так внезапно возмутило старожила постсоветских политических режимов, хотя Лукашенко, как правило, избегает прямого изложения своих мыслей. Мотивов на самом деле масса: это и нежелание среднеазиатских союзников четко высказаться о солидарности с Москвой и Минском в украинском вопросе, и тенденции по созданию в Средней Азии нового военно–политического союза, который «загрызет» ОДКБ изнутри, и активное включение Астаны и Бишкека в китайский проект «Срединного коридора Большого Шелкового пути».
Последний, как известно, предполагает, что товаропотоки из Азии в Европу и обратно пойдут в обход России и Беларуси, что особенно нервирует Александра Григорьевича: ведь Беларусь тем самым окончательно окажется в положении «слепой кишки», не имея возможности пользоваться транзитными благами. По мере интенсификации интеграции среднеазиатский республик в экономические программы Запада и Китая Минск столь же планомерно будет лишаться заказов от «братских стран» на не самую качественную белорусскую сельхозтехнику и иную продукцию, которую Лукашенко до недавнего времени успешно впаривал Казахстану, Киргизстану и Таджикистану.
Едва ли Пекин, вкладывающий десятки миллиардов своих кровных денег в инфраструктуру и экономику Центральной Азии, допустит, чтобы базовый импорт этого региона обогащал страны, никаким боком не причастные к китайским мегаинициативам и кропотливому труду по их реализации. В самом деле, с чего бы КНР не навязать стомиллионному среднеазиатскому рынку, который он успешно подминает под себя, тракторы, автобусы, бытовую технику, стройматериалы и т.д. собственного производства?
Словом, Александру Григорьевичу есть за что беспокоиться и на кого точить злобу. Геополитические процессы постепенно формируют такую реальность на постсоветском пространстве, когда пропахшая нафталином «дружба братских народов» и сплошь прогнившее уродливое кумовство режимов осыпаются, как труха, под сдавливающим напором наступающего нового миропорядка.
НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО ЛИЧНО ЛУКАШЕНКО АБСОЛЮТНО ЗАСЛУЖИЛ глубоко переживаемую им обиду и беспокойство строго в соответствии с поговоркой «за что боролись, на то и напоролись». Ведь он и был «пионером» нечистоплотного поведения и интриг, поедающих изнутри конструкции СНГ, ЕАЭС и ОДКБ. Именно он начал первым «юлить», чем сейчас клеймит кумовьев.
Лукашенко постоянно юлил пред Россией, то обещая вступить в единое государство, то посылая эту инициативу ко всем чертям. Он без конца выклянчивал у Москвы кредиты и вместо того, чтобы выплачивать долги, выпрашивал новые ссуды, грозясь в случае отказа переметнуться в сторону Запада. Неустанно высасывал из России дешевые нефть и газ, навязывал ей свою сомнительного качества продукцию, а также фактической контрабандой завозил из Европы в РФ всякую дрянь, запрещенную критериями Россельхознадзора. Примеров того, как бузил Лукашенко по отношению к Москве, можно привести еще немало.
А уж учиненная им подрывная деятельность в союзнических структурах и вовсе заслуживает отдельного разговора. Чего только стоят откровенно клеветническая риторика в адрес Армении и неприкрытый коллаборационизм с Азербайджаном, направленный по факту на разрушение ОДКБ - структуры, которую взрастила и пестовала Москва в надежде сохранить свое влияние в границах бывшего СССР.
Но, видимо, в понимании Лукашенко одному ему можно юлить, заниматься двурушничеством и «кидать» своих союзников, а остальным все это строго запрещено. Ему одному можно разваливать партнерство эксцентричными заявлениями и выходками, а вот партнерам никак нельзя призывать к порядку вконец распоясавшегося диктатора, абсолютно утратившего в пузыре самомнения чувство реальности и меры.
Однако вопросы вызывают не столько облик и поведение самого Лукашенко, сколько отношение России к действиям и заявлениям своего главного союзника и друга. А отношение это - во всяком случае в публичном поле - пассивное и максимально отстраненное.
ТУТ ВОЗМОЖНЫ ДВЕ ВЕРСИИ: либо Москва сама оказалась в заложниках у Минска и никак не может урезонить его медвежьи услуги, либо она сознательно делегирует Лукашенко роль червя, в форсированном режиме подтачивающего изнутри и без того прогнивающую ткань интеграционных союзов на постсоветском пространстве. Второе, впрочем, маловероятно, однако в обоих случаях этим союзам грозит скорый развал, о чем в очередной раз свидетельствует перебранка, завязавшаяся в последние дни между Минском и Астаной.
Впрочем, вовсе не исключено, что в ближайшее время СМИ сообщат об имевшем место телефонном, разговоре между Лукашенко и Токаевым, на котором, дескать, лидеры сняли все спорные вопросы и в теплой дружественной атмосфере обсудили перспективы союзничества. Возможно даже, публику удостоят лицезрением их непосредственной встречи с лобзаниями, объятьями и клятвами в нерушимой дружбе.
Но это абсолютно не будет соответствовать реальному положению дел в интеграционных союзах под эгидой Москвы. Уж больно в них много широких трещин, из которых уже вываливается труха.
И уж точно Армения повинна в этом в последнюю очередь, как бы ни пытался представить это все тот же Лукашенко, и как бы Москва ни делала вид, что союзы эти крепки и без Еревана. Просто Армения стала первым прецедентом, сигнализирующим о том, что союзные структуры под эгидой Кремля сплошь состоят из лебедей, раков и щук, которые рано или поздно будут рваться к своим «стихиям».
Добавить комментарий