Гражданам Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики), которые вследствие этнических чисток со стороны алиевского режима вынуждены были покинуть свою исконную родину, в Республике Армения сегодня предоставляют статус временной защиты, приравниваемый к статусу беженца. При этом им предлагается также подать заявление для получения гражданства Республики Армения, так как имеющиеся у них паспорта – внешне те же самые синие паспорта граждан Армении, здесь не считаются полноценным документом, предполагающим весь комплекс гражданских прав, а всего лишь являются «проездным документом», с которым раньше, проживая в Арцахе, можно было выезжать за рубеж.
Этой же позиции, как объясняют специалисты, Армения придерживалась и в Европейском суде по правам человека.
«Факт предоставления жителям Нагорного Карабаха паспортов РА не означает, что они считаются гражданами Армении, – поясняет советник министра юстиции Республики Армения Артём Суджян.– Было соглашение, на основании которого эти паспорта (с кодом «070») выдавались жителям Нагорного Карабаха как travel document (проездной документ), то есть документ, с которым можно будет выезжать из страны, путешествовать».
Конечно, рядовому арцахцу трудно понять, зачем ему новые паспорта, если у него уже есть синий паспорт гражданина Армении. Но в правительстве Армении настойчиво утверждают, что жители бывшей НКР не считаются гражданами РА. Так, глава Службы миграции и гражданства МВД Армении Армен Казарян уточняет, что полученные жителями Нагорного Карабаха паспорта Армении отличались от остальных своим шифром. «Для населения Нагорного Карабаха был избран один чёткий шифр, и этим данные документы отличались от документов, выдаваемых гражданам Республики Армения», – заявил Казарян.
Комментируя утверждения о том, что выданные жителям Карабаха паспорта имеют все необходимые атрибуты паспортов граждан Армении, глава ведомства сказал, что «документирование и статус лица – это разные явления».
Тем временем специалист по международному праву Ара Хзмалян считает несерьёзными заявления о «проездном документе». По его словам, все жители Нагорного Карабаха являются гражданами Республики Армения, за исключением тех, кто имеет гражданство другой страны.
Итак, карабахские армяне встали перед выбором: остаться в статусе беженца или получить гражданство Республики Армения.
Согласно решению правительства, в случае выезда из страны и по возвращении необходимо будет предъявить вместе с имеющимся паспортом с кодом «070» и удостоверение беженца.
Вместе с тем, оставшись в статусе беженца в Армении, карабахский армянин лишается ряда прав. В частности, он не будет иметь права голосовать и быть избранными, поступать на госслужбу, создавать партии или вступать в них.
В то же время в правительстве утверждают, что статус беженца даст возможность эффективнее защищать права и законные интересы армян, проживавших в НКР.
«Лица, взятые под временную защиту, становятся беженцами в силу закона и пользуются правами, предусмотренными для беженцев законом и международными конвенциями, в том числе Конвенцией о статусе беженцев 1951 года», – утверждает министр юстиции Григор Минасян.
Что касается получения гражданства РА, то закон предусматривает для арцахцев упрощённую процедуру. К ним, в частности, не будет требований, которые предъявляются другим заявителям: обязательные три года постоянного проживания в стране, знание армянского языка и т.д.
Однако у многих арцахцев существуют опасения, что, став гражданином Республики Армения, они могут лишиться возможности обращаться в международные суды и трибуналы и требовать компенсации за утраченный дом и имущество. А в итоге потеряют в целом свои права на Республику Арцах, и через несколько лет у них не будет возможности доказать, что они жили на земле своих предков.
Некоторые же опасаются, что в будущем правительство РА начнёт настаивать на том, что Азербайджан, якобы, гарантирует возвращение армян в НК, и все, кто имеет статус беженца, должен вернуться в Карабах. Других же волнует угроза «уничтожения коллективного образа народа Арцаха» в случае, если они станут гражданами Армении и фактически откажутся от своего права на родину.
Считая важным статус беженца в контексте защиты прав вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха на международных площадках, политический обозреватель Акоп Бадалян отмечает при этом, что «защита прав – фундаментальный и в то же время сложный, длительный процесс» и параллельно с этой работой необходимо создать для всех карабахцев «возможность строить свою жизнь» в Армении.
«Переселенцы из Арцаха, имеющие на руках «синие паспорта», де-юре уже являются гражданами Республики Армения», – отмечает заведующий кафедрой конституционного права Ереванского государственного университета доцент Вардан Айвазян.
Комментируя слова советника министра юстиции Армении Артёма Суджяна о том, что было соглашение от 1991 года между тогдашними министрами внутренних дел Армении и Арцаха, на основании которого паспорта с кодом «070» выдавались жителям Нагорного Карабаха в качестве проездного документа, Айвазян вопрошает: «Как можно предоставление паспорта объяснять какими-то устными договорённостями?»
По его словам, синий паспорт выдаётся гражданам РА, а документ, позволяющий свободный въезд на территорию РА и проживание без въездной визы, называемый специальным паспортом РА, предоставляется иностранцам армянского происхождения, а также другим иностранным лицам, ведущим экономическую или культурную деятельность в стране. Эти лица со специальным статусом пребывания имеют равные с гражданами РА права и обязанности, за исключением права участвовать в выборах и права собственности на землю. На них не распространяется обязанность служить в вооружённых силах РА.
Историю, связанную с обращением за получением гражданства РА и «полноценного паспорта» гражданина РА, Айвазян называет «ненужной бюрократической волокитой, возможно, нацеленной на то, чтобы разочаровать этих людей». А обеспечение статусом временной защиты, приравниваемой к статусу беженца, по мнению эксперта, «может сделать весьма соблазнительной перспективу покинуть Армению и получить убежище в другой – более благоприятной и безопасной стране».
«А это дополнительный источник угрозы национальной безопасности»,– отмечает он.
Пока идут дискуссии и споры экспертов и представителей властей, страдает простой обездоленный арцахец, которому не до юридических тонкостей и перипетий. Между тем в создавшейся незавидной и всё усугубляющейся демографической ситуации в республике не семена раздора надо сеять, не чинить дополнительные проблемы нужно, создавая предпосылки для исхода братьев-арцахцев и из Армении (которую они искренне любят и считают своей родиной), а, наоборот, следует пытаться содействовать им по-настоящему интегрироваться в армянское общество, стараться использовать их способности, знания и уникальный опыт, особенно военный, во благо родины, её настоящего и будущего.
Надо не искусственные очереди в госучреждениях устраивать, бюрократические и правовые проволочки чинить, а реально поддерживать молодые семьи, чтобы они могли развиваться и расширяться, внести свою луму в улучшение демографии, а иначе чужие, более плодовитые и расчётливые народы спокойно и мирно, без войн и оружия, вытеснят нас и из оставшейся части нашей уменьшающейся подобно шагреневой коже родины.
Ашот Бегларян, писатель, публицист
Добавить комментарий