94-летняя Шушик Арушанян родилась в арцахском селе Карин Так. Все 94 лет своей жизни она была гражданкой Арцаха, проживая в родном селе до 44-дневной войны.
Будучи вынужденным переселенцем из Арцаха, бабушка Шушик не может получить установленную социальную поддержку: ее считают гражданкой Армении, несмотря на то, что документы свидетельствуют об обратном.
Тикин Шушик является гражданкой Арцаха, имеющей соответствующий паспорт, жительницей села Карин Так. Последний раз она получала паспорт в 2002 году, когда истек срок действия предыдущего паспорта.
Она получила паспорт в Арцахе, с кодом «070», с которым продолжала жить в Карин таке.
Дочь бабушки Шушик Нора живет в селе Саят-Нова Араратского марза. 27 октября 2020 года, на тридцать третий день войны ей позвонил брат и сообщил, что ситуация на границе тяжелая, и он отправляет к ней мать.
«Мой брат Артур воевал, после отправки матери в Армению, 28 октября, во время выполнения боевой задачи, он погиб», — рассказывает Нора.
До 2021 года бабушка Шушик как переселенка получала установленную социальную поддержку в Армении.
В октябре 2021 года бабушка возвращается в Арцах, в Степанакерт, с женой сына и детьми. Во время депортации из Арцаха в 2023 году они были зарегистрированы как депортированные на КПП в Горис, что также подтверждает, что бабушка Шушик является гражданкой Арцаха.
«В октябре 2020 года мы пошли к начальнику паспортного стола Масиса, нам дали бумагу о том, что моя мать — вынужденная беженка, и мы получали здесь мамину пенсию до октября 2021 года.
Теперь начальник паспортного стола говорит: нет, старог паспорта больше нет (имеется в виду паспорт, который у нее был до 2002 года), а мать — гражданка Армении.
Хоть он и не дожил до тех пор, советские паспорта не в счет, но после 2002 года он был гражданином Арцаха в течение 22 лет. Если Кари не житель под скалой, то где он жил, пусть покажет мне адрес, разве он не жил в воздухе?» — возмущается Нора.
44-дневная война забрала у этой семьи стазу троих. Артур Аракелян, внук Камо Аракелян и племянник Мхитар Арушанян были убиты в Чахмахе в один день. Во время агрессии в сентябре прошлого года в семье были только женщины и дети.
«Им помогли с приездом, потому что мужчин не было в доме, только мой племянник, и то от контузии потерял память», — со слезами на глазах рассказывает Нора.
Нора с болью говорит, что ее мать, прожившая столько лет и оставшаяся верной месту своего рождения, не покидая его ни на один день, не может смириться с тем, что ее не считают гражданкой Арцаха.
«В 1992 году десятки фидаинов останавливались в нашем доме, они называли ее матерью Сосе».
Я уже 4 месяца безработная, не получаю пенсию, ничего, как я с этим справлюсь? — рассказывает Нора, сдерживая слезы.
Кнарик Варданян
Добавить комментарий