По печальной традиции, последнюю неделю ноября отмечается скорбная годовщина исхода исконного населения из армянского Кировабада (Тигранакерта - VI.в. до н.э., Гандзака, ныне – Гянджи). 35 лет прошло с того дня, когда армяне начали покидать свои дома в Кировабаде, опасаясь очередных погромов мирных жителей.
ОЧЕВИДЦЫ ТЕХ СТРАШНЫХ ДНЕЙ ПОМНЯТ, КАК С 8 ВЕЧЕРА В ЕЖЕДНЕВНОМ РЕЖИМЕ ОГОЛТЕЛЫЕ ТОЛПЫ ОЗВЕРЕЛЫХ СУБЪЕКТОВ с металлическими прутьями, с улюлюканьем и свистом заполоняли армянские кварталы, ломали стекла, вторгались в дома и чинили расправу над армянами. И, как правило, на этот период телефонная связь прерывалась – дозвониться до милиции, пожарников или скорой помощи было невозможно. Два года подряд каждый день на площади им. Ленина перед горкомом партии собиралась воинствующая толпа на митинг, на котором звучали антиармянские лозунги, конкретно назывались улицы, на которые направлялись к вечеру громилы. И все это творилось с молчаливого одобрения руководства города и партии, а толпы вандалов сопровождали сотрудники милиции.
Никогда не забуду картину, когда перед приемной директора на заводе «Промсвязь» образовывалась очередь к единственно доступному для связи с городом телефону. Люди в панике пытались дозвониться домой и убедиться, что дети успели вернуться из школы, что с ними все в порядке, настойчиво советовали закрыть двери на замок и никому не открывать. Пытались под разными предлогами отговорить бабушек воздержаться от похода в магазин или на базар, а детям запрещали выходить из дома, отменяли дополнительные занятия в кружках. Причем, каждый звонивший домой старался скрыть беспокойство, чтобы не напугать домочадцев. А о том, чтобы покинуть рабочее место до окончания установленного часа, не могло быть и речи.
В том далеком 1988 году на всех уровнях власти делалось все, чтобы армяне свыклись с мыслью, что оставаться в городе опасно и лучше поскорее уехать. Свет отключали регулярно, а газ в армянские кварталы вообще не подавался. Приходилось обходиться буржуйкой, сидеть под светом керосиновой лампы и наивно ждать, когда Кремль урезонит погромщиков. Когда, наконец, осознали, что помощи ждать неоткуда, люди стали организовывать отряды самообороны, ночи напролет мужчины дежурили на улицах, жгли костры, чтобы не замерзнуть. А днем надо было выходить на работу.
О жертвах, которых убивали и насиловали в родном доме, тогда не принято было говорить. Убитых хоронили в закрытом гробу, а в заключении о смерти указывали выдуманные болезни, чтобы не констатировать факт насильственной смерти. Власти делали все, чтобы правда не выплыла наружу и чтобы не были раскрыты все случаи расправ с армянами со смертельным исходом. Только скрыть факт 12 заживо погребенных обитателей дома престарелых и 35 пациентов психиатрической больницы Кировабада, которых закопали в братской могиле на берегу Куры, извергам не удалось. По разным источникам, число убитых в Кировабаде армян составляет свыше ста человек.
Словом, все было так же, как в Арцахе – методы те же, и даже блокада была в 1989 году. Тогда только военным вертолетом удалось добраться из Армении до прятавшихся в кировабадской церкви Григория Просветителя людей и эвакуировать их.
Кировабад продержался 2 года, в конце ноября 1989 года армяне окончательно покинули свои дома. На железнодорожном вокзале и в аэропортах билеты продавались только после того, как люди расписывались на специальной бумажке, что «добровольно» покидают город и претензий к партии и правительству не имеют. А те, кто надеялся вывезти вещи в контейнерах, не раз становились свидетелями того, как краном цепляют вагончик и опрокидывают на землю несколько раз – под аплодисменты и улюлюканье грузчиков, убежденных, что армяне не имеют право вывозить нажитое в исправном виде, пусть довольствуются поврежденным хламом.
После исхода армян стало известно, как обошлись власти Азербайджанской ССР с армянским кладбищем в Кировабаде, которое было полностью разрушено после изгнания армян. Уцелевшие надгробные плиты из гранита и мрамора использовали в строительстве лестниц, а через территорию кладбища провели магистраль. Аналогично поступили и власти «независимого» Азербайджана с армянским наследием и кладбищем в Шуши – уже в 2023 году. Тем самым враг старается стереть нашу память о жизни армян на своей исконной земле. Однако память жива, и останется в истории, в том числе по изданной в 2009 году на основе архивных материалов и личных изысканий книгу Сергея Еремянца-Гандзакеци «Гандзак. Армянские кладбища и церкви».
Добавить комментарий