Как бы ни старались наши российские друзья сохранить хорошую мину при плохой игре, сомнительность самой идеи жизнеспособности ОДКБ и призрачность перспектив этой организации на будущее - по крайней мере в том виде, каком она есть, - налицо. Как, впрочем, и тот факт, что ОДКБ, к сожалению, давно не воспринимается в мире в качестве сдерживающей силы и военно-политического фактора, способного повлиять на тектонические процессы на геополитической карте Евразии. Поэтому попытки некоторых политиков и экспертов из России представить Пашиняна этаким злостным червячком, поганящим здоровое яблоко изнутри, абсолютно некорректны.
БЕЗУСЛОВНО, ПОЛИТИЧЕСКОЕ БАНКРОТСТВО ПАШИНЯНА очевидно всем, а уж тем более нам, армянам. Доказательством чему послужили в том числе и его неадекватные действия в отношении ОДКБ на ранней стадии премьерства (отзыв и арест ее генсека Хачатурова и т.д.). Вместе с тем, опять-таки выражаясь образно, наш червячок отнюдь не одинок в своей вредительской деятельности и точит он далеко не безупречно здоровый фрукт.
А значит, иным нашим российским друзьям едва ли удастся свалить проблему с одной больной головы на другую такую же. И когда, к примеру, знающий всю политическую анатомию Закавказья и тонко разбирающийся в нюансах армяно-азербайджанской проблематики Станислав Тарасов вдруг начинает называть сентябрьскую агрессию Азербайджана против Армении "эскалацией на армяно-азербайджанской границе", а в "загадочных" действиях Пашиняна на Западе ищет логику некоего сговора с Алиевым по совместному выдавливанию России из переговорного процесса и внесению “сумятицы в блок" (имеется в виду ОДКБ), это откровенно вызывает недоумение.
Опытному ли эксперту Тарасову не знать, что если даже Пашинян действительно обслуживает "большую игру" западных недоброжелателей России по ее вытеснению из Армении и Закавказья, то единственно действенным средством нейтрализации этих козней и абсолютного их обнуления была бы жесткая реакция ОДКБ на агрессию Азербайджана и в смысле политической оценки, и в плане практических шагов по защите армянских территорий? Искушенному ли востоковеду Тарасову не знать, что Пашинян легитимирует поиск новых покровителей Еревана в Париже, Вашингтоне или где–либо еще, искусно обыгрывая нежелание или боязнь ОДКБ вынести Баку предупреждение, что лицемерно преподносится нам в качестве политической гибкости?
И наконец, господину Тарасову ли не знать, что таким вот образом, искажая в анализах причинно-следственную связь и оправдывая фактическое бездействие ОДКБ, невозможно предотвратить процесс сокращения с катастрофической скоростью процента приверженцев пророссийской ориентации в армянском обществе? Ведь правильно это или нет, но в Армении традиционно принято ассоциировать ОДКБ главным образом, если вообще не с одной только Россией.
А как, спрашивается, трактовать пассажи о том, что Армения не вправе требовать защиту у ОДКБ? Например, как понимать сделанное в преддверии ереванского саммита заявление вице–спикера Совета Федерации РФ Константина Косачева о том, что "конфликт между Арменией и Азербайджаном не относится к компетенции ОДКБ"? Тогда разрешите, уважаемый Константин Иосифович, спросить: что же в таком случае относится к компетенции ОДКБ, и в рамках чего Ереван имеет право попросить помощь?
МОЖЕТ, НАМ СТОИТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПОДДЕРЖКУ и вмешательство ОДКБ только в случае… нашествия марсиан на Армению? Извержения вулкана? Эпидемии свиного гриппа? Может, из опасения столкнуться с такими угрозами Армения и вступала в ОДКБ? Где логика в суждениях Косачева, когда он утверждает: "Каждая из стран – членов ОДКБ определяет свое отношения к нему (армяно-азербайджанскому конфликту – Ред.) самостоятельно…"? И когда резюмирует: "Занять в этом конфликте позицию поддержки только одной стороны означало бы его усугубить…"
Что же в таком случае по господину Косачеву являет собой ОДКБ, если не военно-политический блок, в уставе которого черным по белому прописано, что организация обязуется совместными усилиями и всеми доступными способами защитить любого своего члена, подвергнувшегося агрессии со стороны третьего государства или какой-нибудь внешней силы? И что же это за блок такой, если каждый из его членов, вопреки прописанному уставу, в каждом конкретном случае сам для себя определяет, что ему делать? Наконец, как можно ездить на упряжке коней, один из которых готов бежать, второй уперся копытами в землю, третий хочет кушать, а четвертый - совокупляться с пятым?
Так что, как бы ни хотелось избежать острых формулировок, приходится, увы, констатировать: приведенные примеры и цитаты свидетельствуют о том, что некоторые известные представители российской политической и политологической мысли в вопросе армяно-азербайджанского вопроса и реакции ОДКБ больше заняты конструированием софистических уловок и оправданий бездействия, нежели конкретным анализом и поиском выхода из тупиковой ситуации. Они просто пробуют запутать нас казуистикой, но при этом ожидают понимания и всецелой поддержки алогичных в данном случае действий блока. Наводят тень на плетень. Пользуясь слабостью Армении, на нас хотят списать неудачи блока и его непопулярность в мире, причиной чего в реальности являются политические разногласия и интриги внутри самого ОДКБ.
Конечно, можно по-разному трактовать компетенцию Организации, можно демагогически заявлять о противоречащих регламенту обращениях Еревана за помощью, можно цинично перевернуть с ног на голову пресловутую статью Договора… Можно также из лукавства или даже в силу разного восприятия масштабов трактовать вторжение не как акт агрессии против суверенной Армении, а как приграничный конфликт за несколько километров "бесхозных пастбищ, где даже козы не пасутся"…
Словом, можно благополучно отбрехаться и закрыть тему армянской проблематики в повестке ОДКБ, словно ее там и в помине не было, потому что она, дескать, никак не влияет на дальнейшие планы и жизнедеятельность организации в целом.
ОДНАКО ВСЕ ЭТИ ИЕЗУИТСКИЕ УЛОВКИ верных адвокатов ОДКБ на самом деле призваны лишь замазать и скрыть их серьезную тревогу, вызванную осознанием ошибочности прежних расчетов. Едва ли такие компетентные господа, как Тарасов и Косачев, не понимают, что вечно откупаться армянскими интересами за азербайджанскую благосклонность у стратегов ОДКБ не получится. И что когда-нибудь придется прямо признаться самим себе в наличии внутри Организации троянских коней "побрыкастее", чем так называемый пашиняновский.
За два дня до ереванского саммита Алиев самоуверенно и цинично заявил, что друзей в ОДКБ у Азербайджана больше, чем у Армении, тем самым намекая, что Баку может заблокировать любое решение этой организации в угоду себе и вообще по сути управлять ею в своих интересах. Так вот, это заявление было направлено не столько Еревану, сколько Москве. И завтра оно может прозвучать и в адрес Кремля - уже прямым текстом. Ибо уже сегодня Баку может смело доказать, что у него в ОДКБ однозначно больше друзей и братьев, нежели у самой России. Господа Тарасов с Косачевым об этом наверняка догадываются и очень тревожатся, но почему–то упорно молчат.
С чего бы?
Добавить комментарий