Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Шушинские декларации Алиева: азербайджанский лидер задержался в послевоенной эйфории

Вчерашнее выступление президента Азербайджана в «освобожденной» от армянского присутствия Шуше, втором по величине карабахском городе, оставило тяжелый осадок и вновь подтвердило его настрой на силовые методы достижения целей в регионе.

Примечательно, что с трехсторонней встречи в Сочи, где 31 октября лидеры России, Армении и Азербайджана приняли совместное заявление, одним из пунктов которого значится обязательство Баку и Еревана воздерживаться от применения силы и угрозы ее применения, прошло немногим более недели.

Глава азербайджанского государства в минувший вторник обратился к армянскому руководству и народу соседней республики на привычном ему языке войны. Алиев указал, что ВС Азербайджана за два года, прошедших с окончания 44-дневных боевых действий, только усилились и могут повторить наступательные операции в регионе. При этом он напомнил об обязательстве армян по части «Зангезурского коридора» и упрекнул в том, что они до сих пор не вывели свои войска с «азербайджанской территории». Под ней, понятное дело, имелся в виду Нагорный Карабах, точнее то, что осталось от непризнанной республики по итогам войны осенью 2020 года.

Относительно возможного продления российской миротворческой миссии в регионе карабахского конфликта президент Азербайджана прозрачно намекнул, что не видит такого сценария развития ситуации и остается при мнении, что все ограничится первым пятилетним сроком «временного размещения» российских миротворцев на «азербайджанской территории».

«Карабах – наша земля. Российские миротворцы размещены там временно, в заявлении от 10 ноября 2020 года срок их пребывания указан, и если они (армяне) на кого-то рассчитывают, то снова столкнутся с трагедией», – утверждал Алиев в ходе выступления в Шуше.

Не обошлось и без прозрачных намеков в адрес неких «покровителей» Армении, под коими, как можно с уверенностью предположить, подразумевался президент Франции Эммануэль Макрон. В прошлом месяце Алиев буквально отчитал французского коллегу, который до этого публично заявил, что Франция никогда не бросит Армению в беде. Это напомнило высказывания президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, столь же резкого в своих суждениях, когда речь заходит о «недостойном» поведении отдельных лидеров зарубежных стран. Так, ранее в этом году турецкий лидер во всеуслышание заявил, что премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис для него «больше не существует».

В Сочи глава крупнейшей закавказской республики заявил Владимиру Путину, что «карабахский конфликт – это уже история», обсуждать что-либо по этому вопросу практически нечего. На предложение премьер-министра Никола Пашиняна продлить мандат российских миротворцев на очередные пять лет и даже более внушительный срок азербайджанский президент ответил в том же категорическом ключе, правда не перед камерами, а в закрытой части трехсторонних переговоров.

Что касается покровителей. Он у самого Азербайджана представлен в предельно откровенном виде, без каких-либо двусмысленностей. Это Турция. Ее вклад в победный для Баку исход 44-дневного противостояния в Карабахе двухлетней давности, причем во многом решающий, учитывая сотни турецких ударных дронов, поставленных Азербайджану, и около двух тысяч сирийских боевиков, переброшенных на карабахский фронт в виде пушечного мяса, не вызывает сомнений.

Алиев не забыл отвесить из Карабаха оплеуху не только Макрону, но и своему южному соседу. Ирану от него досталось за то, что шиитская держава вознамерилась провести на своих северных границах масштабные военные учения и всячески демонстрирует схожее с Францией поведение на закавказском направлении – Тегеран не бросит Ереван в беде.

Ранее в армянских экспертных кругах появились разговоры, что иранцы предложили Пашиняну ввести войска Исламской Республики в армянский Сюник, через который Баку и Анкара пробивают «Зангезурский коридор», дабы решить свою историческую задачу – замкнуть Туранскую дугу от Стамбула до китайского Синьцзяна. Ереван отклонил инициативу Тегерана, рассудив, что это может не понять Москва. Да и негативная реакция со стороны западных партнеров Армении также вполне очевидна. О щедром иранском предложении Пашиняну не мог не знать Алиев. Отсюда самые жесткие упреки вперемешку с угрозами в адрес Тегерана из азербайджанской столицы.

Почивать на лаврах победителя, конечно, можно. Но бесконечно долго это продолжаться не может, тем более когда в сторону соседних держав исходит такой поток избыточной самонадеянности и веры в собственную непогрешимость. У нефтегазоносного Азербайджана, продолжающего пребывать в послевоенной эйфории, множество внутренних проблем политического, социального, экономического и этноконфессионального характера. Победа в войне заглушила их былую остроту, отодвинула на задний план. Впрочем, никто не застрахован от их актуализации. Особенно на фоне воинственного тона азербайджанского лидера.

Вячеслав МИХАЙЛОВ, Eadaily

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.