В Московском Армянском театре под руководством Славы Степаняна состоялся показ брачно-геополитической шутки «Предложение+» по произведениям Чехова, Пушкина и Филатова. Перед началом спектакля Слава Степанян выступил с приветственным словом и поздравил гостей с началом театрального сезона.
«Сегодня у нас праздник – открытие 24-го сезона в истории Московского Армянского театра. Театра, который играет на русском, на армянском, на английском, на французском, на испанском языках. Когда мне было 24 года, я понимал, что могу горы свернуть, сейчас же это готов сделать наш театр! Мы решили открыть сезон именно Чеховым по причине того, что сегодня люди делают друг другу мало хороших, полезных, взаимовыгодных предложений, и мы хотим обратить внимание на инициативу и решительность», – сказал Слава Степанян.

В основе спектакля лежит небольшая пьеса Чехова об истории одного предложения, приключившегося в доме помещика Чубукова. Его давний сосед – Иван Васильевич Ломов, – будучи человеком мнительным и долго думающим, собирается жениться, ведь давит на него и возраст (35 лет, конечно, пора!), и желание вести «регулярную жизнь». Лучшим вариантом для Ломова оказывается дочка Чубукова – Наталья Степановна. И вот здесь начинается самое интересное, ведь в дело вмешивается геополитика. Предмет спора – Воловьи Лужки, которые принадлежат всем и никому одновременно.

Спектаклю «Предложение+» уже более десяти лет. Он имеет немало наград и дипломов, в частности, за интересную адаптацию русской классики. При создании постановки режиссёр-постановщик Слава Степанян уделил немалое внимание сюжету и расширил его, создав своё уникальное произведение. Помимо героев, заявленных в действующих лицах пьесы, на сцене появляются два второстепенных, но ярких персонажа – Авдотья (Зита Бадалян), помощница Ивана Васильевича, девушка весёлая, простая и по истине народная. Она всегда находится рядом с Ломовым, чтобы в нужный момент дать ему житейский совет. И Афименон (Петр Светлов), или как он поправляет барина в разговоре «Je m'appelle Афанасий». Между экспрессивной Авдотьей и скромным, но решительным Афименоном вспыхивают страстные чувства.
Однако главное изменение в пьесе, поставленной дословно, её дополнение лирическими произведениями. Иван Степанович Ломов в исполнении Ивана Гроздева предстаёт перед зрителем не только помещиком и хозяином Воловьих Лужков, но и человеком, глубоко чувствующим и любящим поэзию. То и дело он цитирует стихотворения Пушкина «Да здравствует муза, да здравствует разум!», «Я здесь, Инезилья», «Из Пиндемонти» и др., и даже обращается к Чехову, а именно к его статье «Руководство для желающих жениться». Ею Иван Васильевич укрепляет своё желание взять в жёны Наталью Степановну: «Брюнетки подвижны, непостоянны, капризны, вспыльчивы», «существует примета: есть белье – детей нет, дети есть – белья нет», «будь с женою строг и справедлив, не давай ей забываться и при каждом недоразумении говори ей: «Не забывай, что я тебя осчастливил!»
Особенным образом показана и нерешительность Ивана Васильевича. В самом начале спектакля зритель знакомится с 25-летним Ломовым, который заявляет о своём непоколебимом намерении жениться, однако сделать шаг в сторону соседского дома не может. По прошествии семи лет он вновь решает связать себя узами брака, и опять оказывается жертвой собственной робости. Удача улыбается ему через 3 года, когда в возрасте 35-ти лет Иван Васильевич смелеет и всё-таки отправляется к Степану Степановичу Чубукову с предложением.
Сценическое решение, к которому прибегнул Степанян, не менее интересно и отвечает всем правилам абсурдной комедии. По периметру маленькой сцены расставлены навесы, символизирующие соседские дома. Левое крыло принадлежит Ломову, правое – Чубуковым, а по середине возвышается с именными табличками колодец, и он здесь не просто так. В пьесе герои постоянно пьют воду: потому что дурно, после пробуждения от потери сознания, от нервов. Они настолько погружены в себя, что забывают оглядываться по сторонам, и вода растворяет их внимание ещё сильнее. В спектакле в колодец постоянно падает Иван Васильевич, и эта деталь помогает глубже понять его личность: Ломов буквально с головой окунается в историю геополитических споров и женитьбы и действует по зову своего сердца, а не разума. Не зря он сам себя характеризует: «вспыльчив и всегда ужасно волнуюсь».

В роли Степана Степановича Чубукова Алексей Бигони-Самойлов невероятно искренен. Ему хочется безоговорочно верить, сопереживать («О, что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!») и вместе с ним радостно смеяться после счастливого финала. Исключительно слаженно работает Бигони-Самойлов с Рипсимэ Гюлезян, исполнительницей роли Натальи Степановны. Их герои в спектакле не просто отец и дочь. Это близкие по характеру, эмоциональные люди, готовые ради друг друга на всё. Что в тексте у Чехова, что в постановке Степаняна семья Чубуковых вызывает у зрителя знакомые с детства чувства радости и семейной теплоты.

Геополитический вопрос о принадлежности Воловьих Лужков – основной спор между Ломовым и Натальей Степановной. И кажется, что после разрешения конфликта можно выдохнуть и спокойно готовиться к свадьбе, назревает новая причина для разногласия – выяснить, чья собака лучше. Но все споры в постановке – это не просто желание героев одержать победу. Это способ автора показать, насколько они, на самом деле, схожи. Они совершенно разные люди, а как близки: не желают уступать, бросаются мнениями и изредка прибегают к аргументам, хотят доказать, а не понять. И весь набор этих противоречивых качеств сложно объединить в новую семью, однако у Ивана Васильевича и Натальи Степановны это получается. В финале, когда под крик Чубукова «Ну, начинается семейное счастье! Шампанского!» герои вступают в брак, в зале у каждого возникает понимание: можно быть непохожими друг на друга и бороться за собственную правду до боли в висках, но если на арену выходит любовь, никакие факторы не смогут её остановить.

Вместе с «Предложением+» Московский Армянский театр под руководством Славы Степаняна часто гастролирует и в ближайшие дни приедет в Орёл. Показ спектакля состоится 14 октября на сцене Орловского государственного академического театра им. Тургенева.

Все о Российско-Арцахской дружбе
Добавить комментарий