В контексте реализации государственных решений подчас зарождаются инициативы, чьи последствия простираются далеко за горизонт текущего момента, неся в себе потенциал коренного преображения устоявшихся основ геополитического порядка. Решение, принятое уполномоченными органами власти Армении, об устранении силуэта священной горы Арарат с официальных печатей, штампов, очевидно, являет собою не простую смену геральдического дизайна. Оно воспринимается как вмешательство в сакральное пространство национальной идентичности, затрагивающее один из её центральных историко-культурных кодов, веками формировавших коллективное самосознание армянского народа, как попытка хирургическим путём изъять из «национального тела его сердце», пульсирующее в ритме контура двух вершин, что веками определяли биение армянского духа.
Подобные действия редко бывают спонтанными. Они, как правило, являются первым, пробным камнем, брошенным в тихие воды коллективного сознания, чтобы проверить, пойдут ли круги, и не поднимется ли волна. Это шаг на пути к постепенному, тихому, но методичному устранению символа, чья роль простирается далеко за пределы эстетики или исторического времени. Это вопрос онтологического характера, вопрос бытия народа как цельного, узнающего себя субъекта в зеркале собственной культуры.
С древнейших времен философы и пророки, жрецы и поэты понимали, что символ является мостом между мирами, видимым и невидимым, между плотью земли и метафизикой духа. Это ключ, которым народ отпирает дверь в собственное «Я». Платон говорил об идеях, проступающих сквозь материю; религиозные мыслители видели в символах язык, на котором с человеком говорит божественное. Учением Карла Юнга в прошлом столетии было подтверждено: символы коренятся в архетипах. Эти исконные праобразы, что пребывают в самых архаичных пластах психики, общей для всего человечества, служат краеугольным камнем в формировании самосознания личности и коллектива. Именно поэтому борьба за символы — всегда борьба за сознание. Одни государства, чувствующие свою укорененность, лелеют их, возводя в культ. Другие, порой, находясь под внешним влиянием, стремятся их ограничить, стереть, перекодировать. Ибо народ, лишенный своих символов, становится подобен кораблю без штурвала в бурном море истории, его легко увлечь любым течением.
Для армянина Арарат — «топографическое сердце» родины, её «кардиограмма», запечатленная на небе. Её вид — будь то в реальности, на холсте Айвазовского или на оттиске печати — вызывает не эмоцию, а состояние. Это мгновенное, внерациональное узнавание, чувство принадлежности к цепи поколений, которые смотрели на эти вершины с надеждой, скорбью и верой. Это геологический факт, превращенный гением народного духа в факт метафизический. Исключение его из символического пространства равнозначно сознательному приведению в действие механизма коллективной «аритмии» — того самого сбоя в ритмическом пульсе национального бытия. Это попытка разомкнуть бессознательную связь, протянутую сквозь века между предками и потомками, лишить грядущие поколения этого уникального визуального шифра, того сакрального пароля, посредством которого происходит их мгновенное «самоузнавание» и идентификационное созвучие с наследием предшествующих поколений.
В сложившейся геополитической конфигурации отчетливо вырисовывается картина утонченной стратегии определенных центров силы, исторически возводящих манипуляцию символическим капиталом в ранг высокого искусства применения мягкого влияния. Данная стратегия обретает свое совершенное выражение в грамшианской теории «молекулярной революции» — метаморфозы общественного сознания, достигаемой путем искусного преобразования фундаментальных основ мировосприятия и глубинного перекодирования культурных парадигм. Особенно показателен в этом контексте опыт Великобритании — империи, выстроившей свою идентичность, в числе прочего, на безупречном мастерстве владения культурными нарративами и геральдическими кодами. Соединенное Королевство столетиями оттачивало уникальную технологию постепенной трансформации коллективного сознания через виртуозную работу с символическим полем, осуществляемую, как правило, руками союзников, доведя ее до уровня изящного политического искусства. Она понимает, что настоящая победа — не захват территории, а переписывание кода памяти живущего на ней народа. Уберите символ и вы сделаете первый шаг к тому, чтобы стереть чувство исторической правоты, ослабить волю человека к защите своего суверенного «Я».
Вопрос использования изображения Арарата на государственной печати выходит за рамки геральдического спора и касается обеспечения непрерывности визуально-символического ряда, фундаментального для сохранения национально-культурной идентичности армянского народа. Это защита права на «собственное небо», на свой горизонт, на свой символ, который, как пуповина, связывает нацию с источником её силы и смысла. Стереть его с документа — все равно что попытаться стереть с неба картину самой горы. Можно убрать изображение с бумаги, но невозможно вырезать его из сердца, что несколько тысяч лет бьется в унисон с вечными снегами Арарата, молчаливого стража и немого свидетеля судьбы армянского народа.
Мариносян Тигран Эмильевич
кандидат философских наук, доцент
Все о Российско-Арцахской дружбе
Добавить комментарий