На фоне давления США с целью ограничить роль Ирана в Ираке Азербайджан целенаправленно пытается продвинуться на энергетическом рынке страны, переопределить баланс сил в регионе и уменьшить стратегическое влияние Тегерана, пишет Fars News.
Отношения между Азербайджаном и Ираком претерпели существенные изменения за последние годы. Две страны перешли от символических отношений в последние десятилетия к стратегическому сотрудничеству в области энергетики, безопасности, дипломатии и торговли, но наибольшее внимание региональных аналитиков привлекла растущая роль Баку на иракском газовом рынке и его усилия по замене Ирана в этой важной области.
Ирак уже много лет сталкивается с кризисом в области поставок электроэнергии и газа. После десятилетий войны, санкций энергетическая инфраструктура страны серьезно пострадала.
В этих условиях Иран стал основным поставщиком иракского газа, который используется для электростанций, особенно в южных и центральных районах Ирака.
Иракские официальные лица всегда утверждали, что альтернативы иранскому газу нет, но официальные лица США, особенно во время президентства Дональда Трампа, пытались ограничить эту зависимость.
Вашингтон фактически оказал давление на Ирак, чтобы тот искал альтернативы.
В этой связи Багдад изначально рассматривал импорт сжиженного природного газа из таких стран, как Катар и Алжир, но эти варианты не были финансово и географически жизнеспособными.
В этой ситуации Азербайджан оказался подходящим вариантом. У этой страны есть газовые ресурсы в Каспийском море, и он экспортирует свой газ в Европу через Южный газовый коридор. Часть этого газа теперь также может быть направлена в Ирак.
В мае 2025 года состоялся «Багдадский энергетический диалог». Особое внимание было уделено сотрудничеству с Азербайджаном, были сформированы рабочие группы для изучения юридических и технических вопросов, включая транспортировку газа, ценообразование, срок действия контракта и координацию с турецкой инфраструктурой.
Основная цель — поставка от 5 до 7 миллиардов кубометров газа к 2027 году. При таком уровне импорта, по оценкам, Азербайджан мог бы поставлять до 15% потребляемой Ираком электроэнергии.
Помимо переговоров по экспорту газа, государственная нефтяная компания страны (SOCAR) запросила участие в реконструкции НПЗ Байджи и Киркук.
В то же время страна недавно объявила о намерении открыть консульство в Эрбиле. Этот шаг не только облегчит консульские и коммерческие дела, но и проложит путь к прямому сотрудничеству с нефтяными компаниями Курдистана.
В этой связи аналитическая платформа Middle East Forum пишет, что роль Ирана в этих уравнениях сложна и многогранна; с одной стороны, Азербайджан в настоящее время сотрудничает с Ираном в транспортировке газа в другие страны через своповые соглашения.
Среди прочего, Азербайджан переправляет излишки своего газа через Иран в Турцию или Армению и наоборот. Это показывает, что Иран по-прежнему играет определенную роль в региональной газовой сети.
Но в то же время долгосрочная цель Багдада и Баку, а именно снижение роли Ирана на иракском газовом рынке, очевидно.
Соединенные Штаты также решительно поддерживают этот процесс и даже пообещали участвовать в развитии инфраструктуры газоснабжения Ирака, если проект будет успешным.
В этом контексте азербайджанские чиновники также начали переговоры с Ираном, чтобы в случае отсутствия азербайджанского газа в достаточных количествах для прямого экспорта в Ирак часть потребностей Ирака можно было бы удовлетворить за счет свопов из Ирана, не выплачивая Ирану никаких денег. Другими словами, роль Ирана в этом может свестись к «транзитному маршруту, не приносящему дохода».
Одним из главных препятствий является разница во взглядах на продолжительность контрактов. Азербайджан хочет долгосрочных контрактов для обеспечения инвестиций, но иракское правительство с его нестабильной политической структурой склонно заключать краткосрочные и гибкие контракты.
Кроме того, политическое и силовое влияние Ирана в Ираке остается очень высоким, и некоторые группы, связанные с Тегераном, могут выступать против этого.
В целом, то, что мы сейчас наблюдаем, является серьезными и структурными усилиями по сокращению влияния Ирана на иракском энергетическом рынке, сосредоточенными на Азербайджане как на новом и активном региональном игроке; это развитие имеет не только экономические последствия, но и может изменить геополитический баланс региона.
Если проекты по транспортировке газа из Азербайджана в Ирак будут успешно реализованы и Азербайджан займет место Ирана в энергетической корзине Ирака, Тегеран потеряет часть своего стратегического влияния.
Хотя Иран по-прежнему располагает многочисленными политическими и оборонными инструментами в Ираке, в энергетическом секторе возникает серьезная конкуренция, которая может изменить расстановку сил на Ближнем Востоке.
Добавить комментарий