Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 14

Свидетельства карабахцев об этнической чистке, блокаде и депортации

После войны 19 сентября у нас было два варианта: либо стать жертвой геноцида на собственной земле, либо покинуть Арцах и поселиться в Армении 

Алена родом из города Степанакерт. Она поселилась в Ереване с тремя детьми и матерью мужа. Ее муж Давид погиб в результате взрыва 25 сентября 2023 года. Он много лет служил в рядах Армии обороны Армении. C 2023 года занимал должность начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных сил Арцаха.

— Находясь в блокаде в течение 9 месяцев, смертельно истощенный народ Арцаха смог дать последний бой за достоинство. Но после войны 19 сентября у нас было два варианта: либо стать жертвой геноцида на собственной земле, либо покинуть Арцах и поселиться в Армении. Арцахцы решили избежать геноцида. Как бы тяжело ни было покидать свой дом, свою родную землю, у нас не было другого выбора. Мы отправлялись в путь миграции, в глубине души надеясь, что однажды мы обязательно вернемся.

Как и у значительной части населения Арцаха, у нас также была проблема с топливом. Мой муж был в поисках. 25 сентября появилась информация о том, что на автобазе на трассе Степанакерт-Аскеран выдают бензин. Давид поспешил туда, чтобы заправить машину, как и тысячи людей. К сожалению, день стал роковым для сотен жителей Арцаха.

Узнав о взрыве, я сразу побежала в Степанакертскую республиканскую больницу, потому что, как мне сказали, туда везут раненых. В больнице царил хаос. Я и подумать не могла, что стану свидетелем сцен, которые можно увидеть только в фильмах ужасов. То, что я увидела, невозможно описать словами. Люди, которым удалось спастись от огня, умоляли о спасении. Боль и шок были настолько сильными, что они не чувствовали, как части их тел плавятся. Я никогда не забуду эту картину.

Мужа я не нашла и побежала в детскую больницу, куда принимали пациентов с относительно легкими травмами. Моего мужа не было и там. В глубине души я лелеяла надежду. Думала, может, он где-то без сознания или в другой больнице. Я постоянно просматривала обновленные списки. Идти было некуда. Но я не теряла надежды, что он жив.

Мы прибыли в Ереван 30 сентября. Собрались в золовки и продолжили поиски. К сожалению, чуда не произошло. Нам позвонили из центра судебной экспертизы и сказали, что нам необходимо пройти ДНК-тест. 4 октября мой сын и свекровь пошли сдавать тест. Мы ждали ответа с тяжелыми переживаниями, в то же время продолжали надеяться. 6 ноября нам позвонили и сообщили, что ответ положительный, рассказывает Алена.

Я по-прежнему не могу воспользоваться жилищной программой, предоставляемой государством, поскольку моя семья относится к 3-й группе.

Арцахцы увидели свое спасение в Матери-Армении и нашли здесь приют. Арцахцы верили, что правительство Армении окажет им поддержку до тех пор, пока не решится жилищный вопрос.

Семья Алены Григорян — одна из семей, пострадавших от взрыва 25 сентября 2023 года, которая сегодня не имеет статуса. Они неоднократно направляли письма в соответствующие органы по данному вопросу, однако до сих пор вопрос остается нерешенным. Как будут жить эти семьи?

Карине БАХШИЯН

(https://step1.am/ru/2025/04/23/27597/)

 

 Марк родился всего через несколько дней после депортации. Воистину женщины Арцаха — герои, особенно беременные женщины, носившие своих детей под грудью. В трудные месяцы блокады они были готовы стать матерями, вопреки лишениям и трудностям.

После депортации из Арцаха семья Овакимян поселилась в селе Тароник Армавирской области. Мхитар был офицером связи в Армии обороны Республики Армения, а его жена Марта преподавала русский язык в начальной школе Даграва.

-У нас был двухэтажный дом в Степанакерте. Мы жили большой семьей: родители мужа, брат, сестра и наша семья. Помимо основной работы мы занимались сельским хозяйством. Кроме приусадебного участка у нас был еще участок земли за пределами Степанакерта, который мы обрабатывали и выращивали овощи и бахчевые.

19 сентября 2023 года я находилась в детской больнице в Степанакерте в связи с осложнениями во время беременности. Когда начался первый обстрел, я поняла, что снова война. Не могу описать эмоции, которые я испытала в тот момент. Моя дочь Мария была дома, и мне хотелось поскорее ее обнять.

В больнице царил переполох. Беременные женщины плакали, потому что их дети были либо в школе, либо в детском саду. Это была душераздирающая сцена, которая никогда не изгладится из моей памяти. Я кое-как добралась из больницы домой и немного расслабилась, обняв свою дочь. Мой муж был на службе.

На следующий день уже было прекращение огня, но я и представить себе не могла, что через несколько дней армяне Арцаха будут вынуждены покинуть Арцах и возвращение домой станет мечтой.

25 сентября мы большой семьей отправились в Армению. По дороге стало известно, что на складе горючего произошел крупный взрыв. Жертв было немерено. Мы приехали в Армению разбитыми и подавленными. Прожив несколько дней у друзей, мы переехали в деревню Тароник, где и живем по сей день», — говорит Марта.

Наши дети дают нам силы не терять веру, надеяться, что в один прекрасный день мы вернемся домой, и все это окажется кошмарным сном», — говорит Марта.

Карине БАХШИЯН

(https://step1.am/ru/2025/03/19/26124/)

 

Эрмине жила в селе Бердашен Мартунинского района Арцаха. Была счастлива со своей небольшой семьей, на родине. Муж Гегам занимался земледелием. Параллельно водил общинную машину скорой помощи. Молодая семья видела свою достойную жизнь только в родном Бердашене. Но сентябрь 2023 года изменил судьбу как семьи Товмасянов, так и всего армянства Арцаха.

— 19 сентября Гегам находился на боевых позициях. Как и многие арцахцы, он вступил в ополчение и считал своим долгом защищать свое село. В тот день артиллерия противника не замолкала ни на минуту, и мы понимали, что это совсем другая война. Она продолжалась всего один день, но имела катастрофические последствия. Мы, арцахцы, преодолевшие 9-месячную блокаду, пережили и однодневную войну, но не знали, что страшное еще впереди, рассказывает Эрмине.

— После войны все понимали, что жить в Арцахе уже опасно. Меч геноцида навис над головами всех. Арцах начал пустеть. Мы покинули Бердашен 25 сентября, взяв с собой кое-какую одежду и документы. Добирались до Степанакерта 9 часов, так как вся дорога контролировалась вооруженными до зубов азербайджанскими солдатами. Они проверяли в машине все и только потом отпускали. Дети в страхе жались друг к другу, они до сих пор помнят эти моменты, и я думаю, что никогда уже не забудут.

Добрались до Степанакерта, и муж сказал, что бензина доехать до Армении не хватит. «Кто знает, что нас ждет в пути», — сказал он. Тогда говорили, что на топливном складе на трассе Степанакерт-Аскеран можно получить бензин. Муж поехал со своим братом за бензином, предупредив, что утром отправляемся в Армению. Я и предположить не могла, что вижу самого близкого человека в своей жизни в последний раз.

Внезапно в небе раздался гром, и хлынул как из ведра дождь, что еще больше накалило и без того тревожную обстановку. Мы с детьми постоянно смотрели в окно, ожидая Гегама. К сожалению, он не пришел. Четыре дня я искала мужа по всем больницам, но тщетно. В Арцахе почти не осталось людей. Я не могла подвергать риску жизни моих малышей. 29 сентября мы отправились в Армению. Прибыв в Ереван, я возобновила поиски. И снова безрезультатно. Через 42 дня мне позвонили и сообщили, что смерть моего мужа подтверждена. Это было 4 ноября.

- Моему сыну 8 лет, а дочери 7. Они пока маленькие, но всё понимают. Мы живем воспоминаниями, скучая по каждому прожитому дню. Взрыв 25 сентября — один из самых трагических и мучительных дней в истории Арцаха, унесший множество жизней и увеличивший число детей-сирот. Сотни женщин, таких как я, сталкиваются с большими трудностями. Как нам поднимать на ноги наших детей? А впереди новые трудности, и наше будущее неопределенно.

В результате этого ужасного инцидента погибло 219 человек, а семьи и родственники этих людей не имеют никакого статуса. Мой муж спустился с позиций за несколько дней до взрыва, причины которого до сих пор неясны. Многие, как и Гегам, пережили войну, но судьба была к ним оказалась жестока.

«К сожалению, мы оказались в сложной финансовой, социальной и психологической ситуации», — говорит Эрмине, добавляя, что она все еще не теряет надежды вернуться в Арцах. Только родная земля сможет развеять великую боль.

Карине БАХШИЯН

(https://step1.am/ru/2025/04/26/27723/)

 

Материал подготовил Александр АНДРЕАСЯН

Продолжение следует

 

Предыдущие материалы по теме:

 

Свидетельства карабахцев об этнической чистке в Арцахе и бездействии российских миротворцев

http://russia-artsakh.ru/node/18456

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть1

http://russia-artsakh.ru/index.php/node/19569

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 2

http://russia-artsakh.ru/node/19579

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 3

http://russia-artsakh.ru/node/19596

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 4

http://russia-artsakh.ru/node/19643

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 5

http://russia-artsakh.ru/node/19666

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 6

http://russia-artsakh.ru/node/19703

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 7

http://russia-artsakh.ru/node/19734

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 8

http://russia-artsakh.ru/node/19778

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе. Часть 9

http://russia-artsakh.ru/index.php/node/19853

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе.  Часть 10

http://russia-artsakh.ru/node/20172

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе.  Часть 11

http://russia-artsakh.ru/node/20392

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе.  Часть 12

http://russia-artsakh.ru/node/21180

 

Почему МИД РФ упорно отрицает этнические чистки в Нагорном Карабахе?

Вынужденный исход армян Арцаха сам по себе стал доказательством этнической чистки и геноцида

http://russia-artsakh.ru/node/21104

 

Этнические чистки и геноцид в Нагорном Карабахе.  Часть 13

http://russia-artsakh.ru/node/21637

 

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.