Город Астара, название которого на талышском языке звучит как Осторо, находится на крайнем юго-востоке Азербайджана, на левом берегу впадающей в Каспийское море реки Астара (Астарачай). Государственная граница между Азербайджаном и Ираном проходит по этой реке. На расстоянии 3 км от города находится железнодорожная станция Астара, а находящийся в Иране одноименный город Астара находится на правом берегу реки.
В 1813 году после Первой русско-персидской войны по Гюлистанскому договору регион был поделен между Каджарским Ираном и Российской империей. Часть границы прошла по поселению Астара, разделив его на две части. Та часть поселения, которая находилась к северу от реки Астара, перешла к России. После она входила в состав Советского Союза, а с 1991 года – в состав Республики Азербайджан.
Одно из ранних упоминаний топонима Астара в форме Astārāb (переводится как «водоем») встречается в персидском географическом труде Ḥodūd al-ʿālam («Границы мира»), написанного в X веке неизвестным автором. В XIV векe Астара стала центром Гиланских испахбедеров (военачальников), а резиденцией стала крепость Шиндан, руины которой и по сей день свидетельствуют о талышской истории города. В XVI-XVIII вв. талышские ханы Астары были автономны или подчинялись правителям Гилана или Ардебиля.
После раздела 1813 года Астара стала важной торговой зоной между Российской империей и северными провинциями Ирана. А после создания Советского Союза развитие двух частей города продолжилось разными путями.
Имеющие иранское происхождение талыши являются основным населением города, оказавшегося на территории Азербайджана, несмотря на то, что насаждаемое тюркоязычие отодвинуло на задний план талышский язык и талышскую этническую идентичность. После распада Советского Союза в условиях активизации контактов между азербайджанской и иранской частями города местные талышские традиции, которые на территории Азербайджана были искажены или забыты, под влиянием иранских талышей определенно получили новое дыхание. Однако политика Баку по тюркизации всех автохтонных народов существенно повлияла на талышский облик города. Живущие в Азербайджане талыши попытались создать свои адаптационные механизмы по сохранению талышского языка и национальных традиций, что удается им в некоторой степени в горных районах.
Одним из доказательств «политики ассимиляции» Азербайджана являются неудачные попытки лживой историографии по поиску огузских корней для талышей.
Дискриминационная политика по отношению к талышам Астары полностью укладывается в логику политики азербайджанских властей по ассимиляции национальных меньшинств и по уничтожению их национальной культуры.
Добавить комментарий