Блокада, агрессия, этнические чистки и роль миротворцев в Нагорном Карабахе
12 декабря 2022 года началась тотальная блокада Нагорного Карабаха (Арцаха) со стороны так называемых «азербайджанских экологов», основную массу которых на деле составляли представители бакинских спецслужб, армии и разного рода авантюристы, в том числе из-за рубежа. Они перекрыли дорогу Горис-Степанакерт близ оккупированной азеро-турками в ноябре 2020 года Шуши.
С самого начала блокады Нагорного Карабаха нацистским алиевским режимом МИД РФ занял иезуитскую позицию, возложив всю ответственность за «разруливание» ситуации с блокадой Лачинского коридора на миротворческой контингент РФ.
При этом всем было предельно ясно, что пустые «переговоры» миротворцев с агрессивными азербайджанскими псевдоэкологами ни к чему привести не могут. Ведь сами военные без приказа никаких действий предпринимать не стали бы. А приказ на применение силы могло отдать только Министерство обороны. Но оно никакого приказа не отдавало, так как не было никакого политического решения о деблокаде Лачинского коридора на уровне руководства РФ.
Формирование политического решения – прерогатива МИД РФ, а не Министерства обороны, и тем более не миротворцев в Карабахе! В задачу МИД входило определение нарушителя статуса Лачинского коридора, - а им, со всей очевидностью, был Азербайджан, - и требование к Баку это нарушение устранить, то есть вывести своих «экологов» из зоны коридора. Тогда уже руководство миротворческого контингента могло потребовать от «экологов» уйти, а если они этого бы не сделали, - применить к ним силу.
Но МИД РФ решение этого вопроса саботировал вчистую. А, как очевидно, указание МИД РФ получает непосредственно из Кремля.
Вот и приходилось чиновникам МИД, включая и министра Лаврова заниматься ничего не значившей пустой болтовнёй.
Так, 23 декабря 2022 года на совместной пресс-конференции министров иностранных дел России и Азербайджана (https://youtu.be/jy5ZNP_x9bg) азербайджанский министр Байрамов фактически обвинил российских миротворцев в блокировании дороги. Он недвусмысленно сказал, что это вовсе не азербайджанцы блокируют дорогу на 200-метровом участке дороги близ Шуши.
«Место, где стоят экологические активисты, оно – 100 метров, ну, максимум, 200 метров. И практически впритык к ним стоят российские миротворцы. И на самый крайний случай можно было просто обратиться к российским миротворцам даже для людей, у которых есть дискомфорт на эту тему, провести их эти 200 метров. Потому что ни до, ни после этого на всём маршруте там никого больше нет, только периодически есть посты российских миротворцев».
Лавров молча проглотил это, и лишь повторил мантру о том, что РМК выполняет все свои функции.
Типичным образчиком «забалтывания» проблемы варварской тотальной блокады Нагорного Карабаха алиевским нацистским режимом явилось и заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой в ходе брифинга в МИД РФ 9 марта 2023 года:
«Продолжается поиск путей разрешения ситуации вокруг Лачинского коридора и целом в Нагорном Карабахе. К тем словам, которые были произнесены Сергеем Лавровым добавить нечего. Могу лишь сказать, что ведутся соответствующие контакты со сторонами с участием командования РМК при взаимодействии с нашим ведомством. Вдаваться в детали, публично обсуждать, думаю, смысла нет из-за чувствительности этого вопроса» (http://russia-artsakh.ru/node/13618).
Доктор политических наук Михаил Александров, изгнанный в декабре 2022 года из МГИМО МИД СССР именно за критику нацистского алиевского режима в связи с блокадой Нагорного Карабаха, в своей статье «МИД России подыгрывает усилиям Баку по блокаде армян Арцаха» (05.01.22) справедливо отмечал.
«Речь не о том, что они должны разблокировать трассу, вопрос в том, что наше руководство должно определиться. МИД РФ должен правильно оценить ситуацию, сделать правильные выводы и дать верные оценки. Может тогда и не дойдет до необходимости разблокирования силовым способом трассы. Министерство иностранных дел, если бы оно действовало в рамках национальных интересов России, а не было бы под влиянием азербайджанских лоббистов, то оно должно было в первую очередь сделать заявление о том, что Азербайджан нарушил Трёхстороннее соглашение.
Нужно было зафиксировать это нарушение, если бы реакции не поступило, необходимо было потребовать вывода этих экологов из Лачинского коридора, потому что азербайджанская сторона должна выполнять свои обязательства в рамках трёхстороннего договора, а она нарушает свои союзнические обязательства перед Россией. Это зафиксировано в декларации о союзнических отношениях.
Что Азербайджан на это ответит? Опять проигнорирует? Значит российская сторона должна денонсировать договор о союзнических отношениях с Азербайджаном. И после этого, я думаю, Азербайджан задумается и начнёт этих экологов выводить, а если нет, то российская сторона должна передать эту декларацию о денонсации в Государственную думу, а если и это не подействует, то у нас будут руки развязаны для того, чтобы прибегнуть к силовой акции — применить силу. Не обязательно стрелять, но собрать 200-300 наших военнослужащих и очистить это место» (http://russia-artsakh.ru/node/12786).
8 февраля 2023 года в интервью информационному агентству «Россия сегодня» директор Департамента международных организаций МИД России П. В. Ильичев ответил на вопрос: «Считают ли в Москве необходимым поставить в ООН вопрос о том, чтобы российские миротворцы в зоне нагорно-карабахского конфликта были наделены мандатом ООН, и найдет ли это, по Вашему мнению, поддержку среди членов СБ?»
По словам Ильичева, «единственным гарантом поддержания стабильности в зоне нагорно-карабахского конфликта остаётся российский миротворческий контингент» и «необходимость наделять его мандатом ООН отсутствует», так как «модальности деятельности наших миротворцев уже чётко зафиксированы в первом трёхстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г.».
Сразу же встал вопрос: если «модальности зафиксированы», то почему азербайджанские «экологи» блокируют Лачинский коридор, а российские миротворцы не в состоянии эту блокаду снять? И зачем же Ильичев делает хорошую мину при плохой игре?
Отвечая на следующий вопрос о возможности направления в Карабах «многонациональной миссии миротворцев ООН», Ильичев заявляет: «Со всеми задачами по восстановлению мира и безопасности в Нагорном Карабахе эффективно справляется российский миротворческий контингент. В этой связи следует особо отметить, что деятельность российских миротворцев поддерживают и в Баку, и в Ереване, что имеет ключевое значение в условиях неопределённости окончательного статуса территории».
Доктор политических наук Михаил Александров в связи с этим задавался законными вопросами:
«То есть блокада Лачинского коридора есть, но миротворческая миссия «эффективна». Как это понимать, г-н Ильичев? Морить людей в НКР голодом это значит действовать эффективно? Возможно, конечно, что в Баку действительно считают такой ход миссии эффективной, но зачем же приписывать такое же отношение Еревану? После начала блокады Лачинского коридора в Армении никто не считает деятельность российской миротворческой миссии эффективной. И наделение её мандатом ООН было бы серьезным плюсом. Такой мандат не обязательно должен быть всеобъемлющим, то есть затрагивать всю зону миротворческой операции. Достаточно было бы ограниченного мандата, который допускал бы применение силовых мир для обеспечения беспрепятственного движения людей, грузов и транспортных средств по Лачинскому коридору, как это предусмотрено трехсторонним заявлением.
Но, главный обман со стороны Ильичева состоит в том, что он утверждает, что для наделения российских миротворцев таким мандатом требуется согласие конфликтующих сторон. А этого, мол, достигнуть невозможно. А потому и делать ничего не нужно. На самом деле это совершенно не так. Устав ООН предусматривает разные варианты, включая операции по принуждению к миру. И прецеденты таких операций были. Например, операция США в Ираке. Конечно, тогда США получили свой мандат путем обмана членов СБ ООН. Но в конкретном случае с Нагорным Карабахом никакого обмана нет. Лачинский коридор заблокирован и это все признают. Даже российская сторона признает, хотя и делает вид, что не знает, кто заблокировал коридор.
Более того, мидовским чиновникам невдомёк, что даже сам факт обсуждения в СБ ООН вопроса о наделении российских миротворцев международным мандатом уже заставит Азербайджан забеспокоиться и, возможно, приведёт к прекращению блокады Лачинского коридора ещё до принятия решения СБ ООН. При этом МИД, отстаивая интересы Азербайджана, демонстрирует чудеса виртуозности. Вот эту бы энергию направить на пользу России. Если бы МИД был столь же виртуозным в защите российских национальных интересов, наши международные позиции были бы намного сильнее».
6 марта 2023 года, в беседе с корреспондентом «Новости Армении – News.am» генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц, экс-начальник штаба 40-й «афганской» армии, экс-заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск Вооружённых сил СССР и первый начальник Генштаба ВС Армении заявил:
«Миротворцы размещены в Нагорном Карабахе с определённой задачей, они там выполняют функцию разделительной линии между оставшейся частью Нагорного Карабаха и Азербайджаном. Они отвечают головой, но они допустили… Несколько сёл захватили, высоты захватили (имеет в виду азербайджанцев – ред.), а они ничего не сделали и почти содействовали захвату азербайджанцами Лачинского коридора. Они ничего не сделали, а значит, задача не поставлена. Самый главный виновник – Российская Федерация, потому что это отдано на откуп миротворческим силам. Почему не выполняют? А если произошло, почему не привлекли к ответственности эту третью сторону? Но все молчат», - сказал Тер-Григорянц.
Мы писали в статье «Азербайджанский терроризм и русские миротворцы в Арцахе» от 8 марта2023 года года.
«Как бы и кто ни критиковал миротворцев в Нагорном Карабахе, надо понимать, что они стараются добросовестно выполнять свои функции. Но они подчиняются приказам сверху, из МО РФ, а оно, в свою очередь, подчиняется военно-политическому руководству, то есть условному Кремлю. Поэтому вопросы следует адресовать именно Кремлю». (http://russia-artsakh.ru/node/13551)
Всё вышесказанное заставило вспомнить события последних лет СССР, когда Нагорный Карабах также находился в блокаде. Точно так же советские партийно-государственные деятели, включая генсека ЦК КПСС, а затем президента СССР М. Горбачёва, выражали «глубокую озабоченность». А Нагорный Карабах продолжал находиться в блокаде со стороны АзССР, и всё это происходило в рамках единой на тот момент страны – Советского Союза. Размещённый в «Нагорном Карабахе и вокруг него» советский воинский контингент так же, как и РМК, «просто» не получал приказа разблокировать Лачинский коридор.
Правда, в отличие от блокады 2022-2023 гг., в поздний советский период ещё действовала воздушная связь, так что жители Арцаха всё же могли вылететь на «Большую землю» и вернуться домой, - по крайне мере до начала карательной операции «Кольцо» по депортации армянского населения НКАО в мае-августе 1991 года. Даже подобной связи по воздуху напрочь не было во время более чем 9-месячной тотальной блокады Нагорного Карабаха в декабре 2022– сентябре 2023 года.
События 2021-2023 гг. по своей сути стали повторением и блокады Нагорного Карабаха, и частичной депортации его населения в 1990-1991 годах, но с «перевыполнением обязательств». То есть с тотальной насильственной депортацией народа края при бездействии и попустительстве Кремля нацистскому алиевскому режиму в ходе его вооружённой агрессии в сентябре 2023 года и сопутствовавших ей преступлений против человечности.
Александр АНДРЕАСЯН
Продолжение следует
Добавить комментарий