С момента, когда глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров вновь напомнил о «Зангезурском коридоре», прошел месяц, однако Иран продолжает обвинять Россию в заговоре против себя. Даже заявление секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу о том, что Москва привержена соблюдению прежних договоренностей с Тегераном об исключении подобного проекта на суверенной территории Армении, не оказало воздействия. Иранские политики почти в ежедневном режиме критикуют власти РФ и грозятся пересмотреть весь спектр двусторонних взаимоотношений, а также пустить под откос программы будущего тесного взаимодействия.
ЗАЯВЛЕНИЕ ШОЙГУ ПРАКТИЧЕСКИ ОЗНАЧАЛО, ЧТО МОСКВА сделала шаг назад и признала, что оступилась. Однако на Востоке такие «проступки» легко не прощаются и заслуживают самого жестокого порицания. На Востоке не уважают нарушения своего слова. А слово там дороже подписи на бумаге.
Россия не школьник, чтобы прощать ее за то, что взяла обязательство, но поленилась либо забыла выполнить домашнее задание. Россия - это держава, которая не имеет права просто так, безответственно отнестись к собственному обязательству, а затем в лице секретаря Совбеза ударить себя по лбу - дескать, ой, извиняемся, позабыли, мы, конечно же, будем придерживаться прежних договоренностей.
В Иране считают, что если Путин в разговоре с Хаменеи в июле 2022-го лично и четко подтвердил, что не намерен пересматривать статус Сюника, то сейчас либо его министры ни во что не ставят слово президента, либо он сам намерен его обесценить. В обоих случаях случившееся говорит не в пользу российского лидера, который сам неоднократно заявлял, что во взаимоотношениях с партнерами ему очень импонирует верность своему слову.
Ряд аналитиков придерживаются мнения о том, что заявления Лаврова о «коридоре» пришлось очень даже кстати иранской дипломатии, которая и без того искала удобные поводы для того, чтобы пересмотреть процесс подготовки договора о стратегическом партнерстве между Москвой и Тегераном и даже сорвать его. Якобы, в Иране осознали свой стратегический просчет в вопросе поддержки России по украинскому вопросу.
Этому во многом способствовала победа на президентских выборах «реформатора» М. Пезешкиана, ставшая сигналом для внутривластных элит Исламской Республики, которые в настоящее время стремятся гармонизировать внешнеполитический курс страны с запросами уставшего от санкций, войн и радикализации настроений общества. А запросы эти сводятся к необходимости прекратить процесс разорительного для Ирана участия в глобальном противостоянии Запад – Восток и начать конструктивный диалог с США и Европой. Зачатки восстановления нормальных отношений, мол, уже есть, о чем свидетельствует отказ Тегерана от идеи масштабного удара по союзному Западу Израилю.
В этот контекст также вписываются намерения Ирана резко охладить взаимоотношения с РФ, приправить их противоречиями и проблемными моментами, чтобы тем самым облегчить себе «соскок» с российского вектора и обеспечить заметное ослабление западных санкций.
ЭТА ВЕРСИЯ ДОСТОЙНА ПРИСТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, тем более, что в поведении Тегерана наблюдается слишком много демонстративности. Очевидно, что иранцы весьма заинтересованы в высоком резонансе на Запад своей критики и обвинений в адрес России. Тем самым Штатам и ЕС подается сигнал о том, что в ирано-российских отношениях есть большие бреши, которые могут быть использованы в западных интересах.
Однако даже если это так, и Тегеран просто использовал в своих скрытых интересах лавровский просчет с «коридором», это никак не снимает ответственности с российской дипломатии, умудрившейся невзначай ударить по крайне важному для РФ процессу сближения с ИРИ. Вновь подняв злосчастный вопрос «Зангезурского коридора», Москва, очевидно, стремилась подыграть турецко–азербайджанскому тандему, с которым она пытается вести отдельную игру. Но у Ирана тоже есть своя собственная игра с Западом, и не учитывать этот факт в Кремле и на Смоленской площади не имели права.
Теперь же, как представляется, Тегеран имеет все основания не спешить с подписанием масштабного договора с РФ и отложить его сроки как минимум до американских выборов в ноябре. До этого риторика обвинений и критики в адрес РФ ослабевать не будет в силу известных обстоятельств. А дальше все покажут итоги выборов в США и время, которое уже не играет в пользу Москвы.
P.S. Пока готовился этот материал, стало известно, что Шойгу вновь экстренно посетил Тегеран и встретился с Пезешкианом буквально за несколько часов до того, как последний сел в направляющийся в Нью-Йорк самолет. Понятно, почему так спешил секретарь Совбеза РФ. После этой встречи иранские выпады в адрес Москвы несколько поутихли, однако пока еще очень рано говорить, что вопрос исчерпан. Черная кошка недоверия уже пробежалась между партнерами.
Добавить комментарий