Ни один важный для России вопрос в ходе визита решён не был
18-19 августа состоялся государственный визит президента Путина в Азербайджан. В предвкушении этого визита многие российские СМИ подняли большой ажиотаж. Большинство комментаторов расценивали его как важное событие в развитии российско-азербайджанских отношений, в ходе которого могут быть приняты судьбоносные решения по Закавказью. А некоторые даже намекали, что визит поможет оторвать Азербайджан от Турции и переориентировать его на Россию. Правда, в основном эту линию гнули азербайджанские журналисты и эксперты. Даже сейчас, когда визит завершился, основные документы подписаны, заявления сделаны, отдельные представители СМИ продолжают утверждать о важности состоявшегося мероприятия с точки зрения российских интересов, и намекают на некие секретные договоренности, которые, якобы, были достигнуты.
Протокольная сторона визита действительно произвела впечатление. Путина принимали с типичной восточной роскошью, хотя надо отметить, что президент Алиев не приехал в аэропорт, чтобы встретить российского лидера. Тем самым он давал всем понять, что рассматривает Путина как фигуру равную себе, а не как «старшего брата». Это был важный сигнал в сторону России, но ещё в большей степени в сторону Турции и НАТО. Алиев явно демонстрировал, что, несмотря на теплый прием президента России, он намерен держать от Москвы определенную дистанцию.
Также противоречиво выглядели и принятые в Баку совместные документы. С одной стороны, они содержали много пафосных формулировок о дружбе и даже союзе между Россией и Азербайджаном. Так, в Совместном заявлении двух президентов говорилось, что встреча прошла «в традиционной для прочного российско-азербайджанского сотрудничества атмосфере полного взаимопонимания и глубокого доверия», а лидеры двух стран «подтвердили высокий уровень межгосударственного диалога иположительную динамику развития всестороннего сотрудничества».
В заявлении неоднократно делались ссылки на Декларацию о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, подписанную в Москве 22 февраля 2022 года. Отмечалось, в частности, что эта декларация «в полной мере» отвечает интересам народов двух стран и способствует «обеспечению и укреплению региональной и международной безопасности». Обе стороны «выразили свою готовность всемерно содействовать усилиям по реализации иполному раскрытию потенциала» этой декларации.
Однако каких-то конкретных примеров того, как эта декларация содействовала российским интересам в тексте Совместного заявления, не приводилось. Да и не могло быть приведено, потому что на деле - никак.
В частности, в Совместном заявлении не было никаких упоминаний о поддержке Азербайджаном России в её нынешнем противостоянии с Западом. По той простой причине, что такой поддержки просто нет. Даже ссылки на стремление сторон к «многополярному мироустройству» в текст заявления не попали. А упоминание там «норм международного права» никак не ограничивает Баку в продолжении поддержки киевского режима, поскольку российская СВО рассматривается азербайджанским руководством как якобы нарушение международного права.
Также не ясно, каким образом декларация 2022 года поспособствовала укреплению региональной стабильности в Закавказье, особенно если учесть, что после её подписания произошли такие события как блокада Азербайджаном территории Нагорного Карабаха, проведение военной операции в Нагорном Карабахе и изгнание оттуда всего армянского населения?!
Вряд ли можно считать, что укреплению региональной стабильности способствовал и досрочный вывод российского миротворческого контингента из Нагорного Карабаха, а также постоянные угрозы Баку в адрес Армении с различными требованиями вроде открытия «Зангезурского коридора» или передачи Азербайджану некоторых армянских земель.
Также эта декларация никак не помешала Израилю использовать территорию Азербайджана для подрывной деятельности против дружественного России Ирана.
Впрочем, интересам Азербайджана такой поворот событий явно отвечал. Нагорный Карабах они от армян зачистили. Поэтому для Баку грех было бы жаловаться на Декларацию о союзническом взаимодействии. Алиев выжимает из неё все что можно, по максимуму. А вот насчёт того, соответствует ли этот документ (или его реализация со стороны Азербайджана) российским интересам, имеется много вопросов.
В ходе переговоров Алиев также уклонился от поддержки российской линии на укрепление системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве. В Совместном заявлении это видно достаточно четко. Там сказано, что «Российская Федерация отметила важность укрепления практического сотрудничества в целях формирования справедливой архитектуры евразийской безопасности». А вот азербайджанская сторона в данном вопросе предпочла не отягощать себя обязательствами. И понятно почему. Азербайджан, будучи государством-клиентом Турции, проводит линию по созданию тюркского военного союза с участием стран Средней Азии под патронажем Анкары. То есть речь идёт не только о конкурентном проекте, а о проекте, создающем угрозу безопасности России. И, как видим, отходить от этого курса Азербайджан не намерен, что бы ни говорили по этому некоторые журналисты и эксперты в России.
Зато Москва по непонятной причине с готовностью поддержала вступление Азербайджана в БРИКС, и не успел Путин улететь в Москву, как Баку сразу же подал заявку на присоединение к этой организации.
Хотелось бы напомнить в этой связи, что совсем недавно в БРИКС хотела вступить Турция. Но Москва дала ей от ворот поворот, сославшись на то, что участие Турции в БРИКС вступило бы в противоречие с её обязательствами в НАТО. Тогда в Анкаре, видимо, решили, что можно начать с малого и пропихнуть в БРИКС свое клиентское государство – Азербайджан. Причем, было придумано хитрое обоснование для московских чиновников (которых кто только за последние десятилетия не обманывал): что мол такое вступление сделает Баку более независимым от Анкары.
Но с какой стати это должно произойти? Скорее наоборот, Азербайджан станет троянским конём Турции в БРИКС и будет продвигать уже там доктрину «тюркского мира».
Другая важная для российского общества тема – это вмешательство азербайджанского государства через свою диаспору или напрямую во внутренние дела России. Ни для кого не секрет, что посольство Азербайджана в Москве постоянно воздействует на российские правоохранительные органы в случаях, когда надо повлиять на то или иное решение, связанное с правонарушениями азербайджанцев в России. Также посольство постоянно воздействует на принятие кадровых решений в российских министерствах, ведомствах, СМИ, университетах и других организациях с целью устранения неугодных Азербайджану сотрудников.
Баку также напрямую преследует российских экспертов, политологов, журналистов и общественных деятелей, выступающих с критикой политики Азербайджана. Это происходит как путём возбуждения в Азербайджане политически мотивированных уголовных дел, так и использования личных связей представителей азербайджанской диаспоры во властных коридорах в Москве и других городах России.
Иногда угодничество российских чиновников в деле выполнения требований азербайджанских властей приобретает столь уродливые формы, что может сложиться впечатление, что Россия находится в вассальной зависимости у Азербайджана.
В этой связи хочется обратить внимание на следующее положение в Совместном заявлении двух лидеров: «Стороны договорились продолжить укреплять межгосударственные связи на основе принципов взаимного уважения государственного суверенитета, независимости, территориальной целостности, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга». Но это же положение уже было зафиксировано в декларации 2022 года.
Однако после её подписания режим Алиева только усилил свою активность против российских экспертов, журналистов и политологов, критикующих политику Азербайджана. В Баку, видимо, полагают, что эти обязательства относятся только к России, а Азербайджан их соблюдать не обязан. И что нам теперь ожидать, что после подписания Совместного заявления запугивание азербайджанскими властями российских учёных, экспертов и журналистов ещё больше усилится?
Ещё одна тема, где затронуты важные российские интересы – это нагорно-карабахский конфликт. В этом контексте Путин и Алиев «подчеркнули важность трехстороннего заявления от 9/10 ноября 2020 года, а также последующих договоренностей, достигнутых на высшем уровне, в целях обеспечения безопасности и устойчивого развития на Южном Кавказе». Этот пассаж из Совместного заявления двух лидеров не может не вызывать недоумения, если учесть, что Азербайджан нарушил все относящиеся к нему пункты достигнутых в 2020 году договоренностей.
Как можно говорить о «важности» документа, который де-факто перестал существовать? Ведь никто всерьёз не думает, что Азербайджан согласится вернуться к статус-кво, который существовал до изгнания армянского населения из Нагорного Карабаха? Нет никаких признаков того, что в ходе переговоров Азербайджан взял на себя какие-либо обязательства по возвращению армян в Нагорный Карабах и предоставлению им международных гарантий безопасности, как это было предусмотрено трёхсторонним заявлением от 9/10 ноября 2020 года.
Единственное, что было сказано президентом Путиным по итогам переговоров это то, что «Россия будет и впредь всячески способствовать нормализации азербайджанско-армянского взаимодействия и заключению мирного договора на основе известных трёхсторонних договорённостей, достигнутых Президентами России, Азербайджана и Премьер-министром Армении в 2020–2022 годах». Но Алиев не сказал об этом ни слова.
Таким образом, непредвзятый анализ подписанных документов и публичных заявлений сторон показывает, что ни один важный для России вопрос в ходе визита решён не был. Алиев не подписался ни под чем, имеющим для России принципиальное значение. И мелкие торгово-экономические договоренности, достигнутые в ходе визита, никак не могут затмить этого факта. А вот Азербайджан, похоже, получил от российской стороны всё, что хотел на данном этапе, или почти все.
Одним словом, можно сказать, что визит прошел в духе, напоминающим времена брежневского СССР. Как сейчас помню эти кадры: приехал Леонид Ильич в Азербайджан, пообнимался с Алиевым (Гейдаром), сказал на торжественном приеме несколько теплых слов в отношении Азербайджана и его руководства и уехал. А всепроникающая азербайджанская коррупция, которая уже тогда разъедала СССР изнутри, расцвела после этого ещё более пышным цветом.
Впрочем, Алиева такой «традиционный» формат отношений вполне устраивает. Но что получает от этого Россия? Похоже, что кроме дополнительных проблем ничего. И вот встает вопрос, с какой стати у нас такое благолепие перед Азербайджаном? Вроде бы наше правительство должно защищать, прежде всего, российских граждан и отстаивать российские интересы. Но вот в отношениях с Азербайджаном по непонятной причине действует другая логика.
Это логика уже создала России массу проблем и внутри страны и на Южном Кавказе, и ситуация будет только ухудшаться.
Михаил Александров
эксперт по военно-политическим вопросам,
доктор политических наук
Добавить комментарий