Точки зрения иранских СМИ
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Иранские СМИ подходят к освещению будущего отношений между Ираном и Арменией с разных сторон. По мнению большинства иранских средств массовой информации, продолжение развития отношений между двумя странами неизбежно в силу их общего исторического прошлого. И консерваторы, и реформаторы – две основные политические фракции в Иране, – подчеркивают важность расширения отношений с Арменией, однако взгляды реформистов и консерваторов несколько различаются.
Ниже мы приведем классификацию иранской прессы по типу взглядов на отношения между Ираном и Арменией:
Консервативные СМИ. Консервативным СМИ присущ более глубокий взгляд на отношения Ирана с его соседями. Опираясь на интересы Ирана, консерваторы считают, что отношения с соседними странами, которые могут принести Ирану экономическую выгоду, должны выйти на самый высокий уровень.
В целом взгляды и действия консервативных политиков по отношению к Армении очень похожи на взгляды консервативных СМИ. В то же время консерваторы отмечают ряд фактических препятствий для развития отношений Ирана с приграничными
странами – это, например, тесные отношения стран-соседей с США, НАТО и Израилем.
Одной из наиболее важных причин негативного отношения консервативных СМИ к правительству Азербайджана являются прочные отношения Азербайджана с Израилем.
Укрепление отношений между Азербайджаном и израильским режимом усиливает критику руководства этого государства в консервативной прессе и подчеркивает важность расширения отношений между Ираном и Арменией.
Реформаторские СМИ. Реформаторы в целом разделяют точку зрения консервативных СМИ в области отношений с Арменией и также подчеркивают, что отношения между Ираном и Арменией носят исторический характер и нуждаются в укреплении. Разница во взглядах реформаторов и консерваторов заключается в деталях и
использовании дипломатических инструментов в вопросах взаимодействия с южнокавказскими государствами.
В отличие от консерваторов, которые считают, что отношения между
Азербайджаном и Израилем или же тесные отношения Армении с НАТО могут воспрепятствовать сближению этих стран с Ираном, реформаторы и реформаторские СМИ в меньшей степени реагируют на степень угрозы, исходящую от НАТО или же Израиля на Кавказе.
Точка зрения реформаторских СМИ на некоторые геополитические угрозы, например, Зангезурский коридор, о котором неоднократно высказывались руководители Ирана, также отличается: некоторые из них, как и иранское правительство,
рассматривают коридор Зангезур как угрозу, а другие видят в запуске этого коридора некую политическую возможность.
Следует отметить, что реформаторские и консервативные СМИ
объединяет общий подход к территориальной целостности Азербайджана и Армении. Оба крыла СМИ учитывают территориальный суверенитет, закрепленный уставом ООН, и
обычно избегают обсуждения темы Нагорного Карабаха (Арцаха).
Следует отметить, что иранские СМИ, как правило, отражают
мнения консервативных политиков и реформаторов, другими словами, в вопросе отношений Ирана с Арменией разногласий между политиками-реформаторами и реформаторскими СМИ и политиками-консерваторами и консервативными СМИ нет.
По мнению иранских СМИ (как консервативных, так и реформаторских), существует ряд факторов, которые повышают значимость Армении для Ирана. Некоторые из наиболее важных факторов, упомянутых в иранских СМИ, сводятся к следующим:
1. Геополитическая значимость Армении ввиду связи Ирана с
Черным морем, Европой и Северным Кавказом;
2. Стратегическая важность Армении для противодействия
экспансионизму Турции и Азербайджана в Кавказском регионе;
3. Экономическое значение Армении для Ирана, особенно в сфере
экспорта энергоносителей (обмен электроэнергией и ее транзит);
4. Культурное значение Армении для иранских армян, которые
являются крупнейшим религиозным меньшинством в Иране;
5. Политическая деятельность в сфере безопасности в контексте
предотвращения изменения общей исторической границы между
Ираном и Арменией.
Однако опыт показал, что смена правительства в Иране может
повлиять на увеличение или уменьшение важности расширения отношений с Арменией. Например, в интервью информационному агентству Mehr бывший депутат парламента Ирана Али Реза Аббаси сказал, что после войны между Арменией и Азербайджаном
Армения планировала запретить ввоз 2250 товаров из Турции и просила иранское правительство заменить турецкие товары иранскими, однако правительство Хасана Рухани не обратило особого внимания на эту просьбу. По словам Аббаси, в 2018 году
Иран экспортировал в Армению товаров на сумму около 400 миллионов долларов, что свидетельствует о том, что только 5,5% армянского рынка находилось в руках иранских бизнесменов[i].
В 2022 году при консервативном правительстве Сейеда Ибрагима
Раиси торговые отношения между Ираном и Арменией достигли 800 миллионов долларов, в Армении было открыто около 300 иранских компаний, и, по словам председателя Совместной экономической комиссии Ирана и Армении Мгера Григоряна, после встречи президенты двух стран решили, что на первом этапе объем обмена достигнет одного миллиона долларов, а на втором этапе – трех миллиардов долларов[ii].
Мы также помним, что война между Арменией и Азербайджаном
произошла во время правления консервативного правительства в Иране. Несмотря на то, что после захвата Азербайджаном Арцаха правительство Ибрагима Раиси признало новые регионы частью Азербайджана, однако при значительном давлении, оказанным им
на правительства Азербайджана и Турции, а также при консультациях со своим союзником Россией, правительство Ибрагима Раиси предотвратило формирование Зангезурского коридора и изменение исторических границы между двумя
странами.
Эти несколько случаев показывают, что, хотя все иранские правительства подчеркивают важность отношений Ирана с Арменией, на практике существует расхождение между словами и действиями в области отношений с Арменией.
Конечно, следует отметить, увеличение или уменьшение важности
расширения отношений между двумя странами находится не только в руках правительства Ирана, но и, безусловно, в руках правительства Армении. Иран считает, что некоторые разногласия между двумя странами в течение десятилетий привели к тому, что
развитие отношений между двумя государствами столкнулось с препятствиями, и, если эти разногласия не будут устранены в будущем, то они значительно снизят темпы развития отношений.
Кратко отметим некоторые препятствия на пути расширения отношений между Ираном и Арменией:
– Расширение сотрудничества Армении в области безопасности с
НАТО;
– Укрепление отношений Армении с израильским режимом;
– Игнорирование роли и позиции Ирана на Кавказе;
– Игнорирование интересов Ирана в общей приграничной зоне
между Ираном и Арменией;
– Согласие правительства Армении на изменение сухопутной
границы между Ираном и Арменией и помощь в создании
Зангезурского коридора.
Указанные позиции играют большую роль в нынешних и будущих
отношениях двух стран. Следует подчеркнуть, что Иран беспокоит
расширение отношений Армении с Израилем, НАТО и Соединенными Штатами. Хотя Иран не был против захвата Арцаха Азербайджаном, но вмешательство израильского режима в войну между Азербайджаном и Арменией и создание шпионских центров
Моссада вблизи границы Ирана и Азербайджана вызвали сильный спор между этими двумя странами. Это наглядно показывает, насколько тесные отношения с Израилем, который является давним врагом Ирана, могут повредить отношениям стран с Исламской
Республикой.
Иран неоднократно заявлял, что он выступает категорически против изменения исторических границ между двумя странами и никогда не допустит изменения единственной сухопутной границы между Ираном и Арменией, которая является для Ирана окном в Европу. Если правительство Армении согласится на создание
Зангезурского коридора, и в будущем произойдут какие-либо изменения на границе между двумя странами, это сильно повлияет не только на экономические отношения, но и на политические отношения между Ираном и Арменией. Изменение границы
противоречит геополитическим интересам Ирана в регионе, и Иран ни в коем случае не согласится с этим.
Вывод: будущее отношений между Ираном и Арменией благодаря общему историческому прошлому и геополитическим интересам становится важным для обеих политических фракций в Иране.
Однако, как упоминалось выше, разные иранские правительства сталкиваются с различными возможностями для развития отношений между двумя странами. Учитывая, что новое правительство Ирана хотя политически и отличается от правительства Ибрагима Раиси, является реформаторским, правительство Армении должно осознавать, что характер действий и взгляды нового правительства Ирана на изменение исторической границы между Ираном и Арменией и создание Зангезурского коридора не будут отличаться от взглядов предыдущих правительств Исламской Республики.
В этой связи следует отметить неоспоримую роль верховного лидера Ирана в определении геостратегической политики. Аятолла Хаменеи на встречах с лидерами Турции и Армении, а также в своих выступлениях четко заявил, что он против любого изменения исторической границы между Ираном и Арменией. Не следует забывать, что дипломатическое и военное давление Ирана при поддержке аятоллы Хаменеи заставило Турцию и Азербайджан отказаться от создания Зангезурского коридора.
Но следует подчеркнуть, что, несмотря на неоспоримую роль лидера Ирана в
определении курса внешней политики этой страны, правительство играет главную роль в реализации стратегической политики государства. Иран и Армения должны попытаться укрепить отношения на элитарном уровне, и помимо смены правительств
отдать приоритет развитию отношений между двумя странами.
Тем не менее, смена правительств, будь то в Иране или Армении, не сможет оказать негативное влияние на будущее отношений между двумя странами.
Ардашер Эранпур
Независимый иранский политический аналитик
Добавить комментарий