Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Метастазы «Сумгаита»

Кровавому «Сумгаиту» – массовым армянским погромам в слывшем в советском Азербайджане интернациональным городе, исполняется 35 лет. Сумгаитская резня фактически стала реакцией властей Азербайджанской ССР на Карабахское освободительное движение. Баку ответил на цивилизованное и законное требование арцахцев о восстановлении исторической справедливости кровавыми этническими чистками.

Беженец из Сумгаита Карен Матевосян уверен, что эти погромы, жертвой которых стали сотни ни в чём не повинных людей, носили организованный характер и совершались с ведома и при участии местных властей.

«Ночью 25 февраля к нам во двор заехала белая «Волга», – рассказывает Матевосян. – Из неё вышли несколько незнакомых молодых мужчин. Из обрывков доносившегося до меня разговора и по жестам я понял, что они обсуждают план предстоящего дела и уточняют кое-какие моменты. Потом они разошлись по нескольким подъездам и, вернувшись спустя некоторое время, сели в машину и уехали. Днём 26 февраля в дверь к нам позвонили. Это был монтёр-азербайджанец, пришедший по вызову. Между делом он посоветовал матери не сразу открывать на звонок. На вопрос «почему?» ничего определённого не ответил. Уже после всего случившегося, в первой декаде марта, монтёр явился снова. Мать стала упрекать его в том, что он знал что-то, но не сказал. «Я что, враг себе? Я же предупредил вас», – ответил он».

Позже всплыли наружу многочисленные факты, подтверждающие, что сумгаитские погромы тщательно планировались: в паспортном столе городского отдела внутренних дел уточнялись адреса армян, крестом отмечались двери армянских квартир, отключались телефоны, чтобы невозможно было позвать на помощь…

К армянским кварталам подвозились на грузовиках булыжники, которые впоследствии использовались для погромов и убийств.

Ослеплённые ненавистью толпы азербайджанских молодчиков врывались в дома армян, убивали с садистской жестокостью – палками, камнями, железными прутьями, сжигая и топя, насилуя женщин, вспарывая беременным животы, уничтожая младенцев.

Милиция спокойно взирала на происходящее, врачи в больницах отказывали раненым в помощи…

В изданном в 2019 году в Степанакерте сборнике очерков и интервью «Унесённые судьбой» приводятся многочисленные свидетельства очевидцев о трагических событиях конца февраля 1988 года.

27 февраля Григорий Саакян, тогда школьник, находился в гостях у тёти.

«Мои родственники жили в 42-м квартале, – вспоминает он. – Было уже за полночь. Приближающаяся толпа из 60-70 человек кричала и орала, в руках у них были разные железки. События развивались по самому худшему сценарию. Дядя попросил нас отойти от окна, а сам спустился к соседу, чтобы узнать, что творится. Во время его отсутствия позвонили в дверь, это были мои родители с моим братом и сестрой. Они приехали к тёте и дяде, чтобы быть все вместе. Отец стал рассказывать, что в 5-м и 8-м микрорайонах происходят погромы и убийства армян, переворачивают машины. В это время мы услышали крики, видимо, кого-то избивали метрах в ста от дома моей тёти… У меня никак не укладывалось в голове, как возможно такое и куда смотрят правительство, горком партии, горком комсомола, МВД и другие органы на происходящее в Сумгаите, ведь мы живём в Советском Союзе…»

«Я никогда не забуду вечер 28 февраля 1988 года, когда, выйдя на балкон, увидела, как во двор въехал грузовик, где находилось много мужчин, одетых в чёрную одежду, – рассказывает Рузанна Авакян. – В руках у них были металлические прутья. Они начали выяснять у соседей, где проживают армяне. Соседи, чтобы отвести их от нашей квартиры, показали другое здание, неподалёку от нашего. Я сильно испугалась – до меня дошло, что находиться армянам в Сумгаите смертельно опасно... Я подошла к отцу и попросила его... убить меня. Отец сказал, что не сможет поднять руку на свою единственную дочь, затем добавил: «Дочка, ты знаешь, что ты должна сделать, если они ворвутся в нашу квартиру...» Мы жили на пятом этаже, я стояла на балконе и видела своими глазами, что творится во дворе. Папа стоял за дверью с топором в руках... Я знала, что если погромщики ворвутся к нам, выброшусь с балкона...»

Благодаря соседу по подъезду Гульмамеду, предложившему спуститься к нему в квартиру, Авакяны спаслись.

«Через несколько часов в квартиру, где мы спрятались, постучался другой наш сосед, с третьего подъезда, недавно переехавший в наше здание. Мы слышали его разговор с Гюльмамедом. Сосед предлагал сдать нашу семью погромщикам... Гюльмамаед категорически отказался и не советовал ему делать это: «Мы десятилетиями ели хлеб-соль с этой армянской семьёй, и они всегда нам всем помогали... После долгих мытарств, осенью 1988-го года мы переехали в Степанакерт, где я вышла замуж. Потом началась война, пришлось пережить страшные бомбардировки с воздуха, артобстрелы. Я с детьми жила в подвале. А потом 500 килограммовая бомба попала в общежитие, где жили сумгаитские беженцы. Было много погибших... Я чуть не потеряла своего сына, который был в то время во дворе. Он получил ранение и контузию. Однажды было и прямое попадание в наше здание артиллерийского снаряда из Шуши, мы чуть не погибли... Как я пережила это, один Бог знает...

«27 февраля я увидел толпу, которая несла плакат на азербайджанском языке: «Смерть армянам!», – рассказывает ныне проживающий в г. Мартуни беженец из Сумгаита Абкар Балаян. – Это показалось мне диким, ведь я армянин и строил в Сумгаите дома, чтобы здесь жили люди, жили сами азербайджанцы! И зачем они хотят моей смерти и смерти моей семьи?! Мне до конца не верилось, что в отношении армян в этом городе могут что-то плохое сделать... Наша соседка, родом из Нахичевани, жёсткая, властная женщина, позвала меня и сказала, чтобы я свет дома не выключал, так как погромщики шли на выключенный свет, а семью свою привёл к ней домой. Я не ослушался соседку-азербайджанку. Мы поступили так, как она посоветовала, и фактически эта женщина спасла нас…»

«В тот день, когда начались волнения в Сумгаите, я не знала об этом и пошла на работу, – вспоминает другая беженка из Сумгаита Галя Закарян, нашедшая пристанище в селе Норагюх Аскеранского района НКР. – И вдруг услышала за спиной шёпот работниц-азербайджанок: «Зачем она здесь?». Не могу сейчас объяснить, но у меня появилось ощущение, что кто-то меня душит, появилось предчувствие чего-то нехорошего. Я пошла домой… Вечером я, муж, дочка и сын пошли к соседям, которые к нам очень хорошо относились, и я попросила соседку Земфиру укрыть нас, так как во дворе, почти у нашего подъезда, был слышен шум толпы. Она завела нас в баню, закрыла дверь. Почти сразу пришёл её муж и сказал нам, чтобы мы не обижались, но он боится за свою семью, так как всем было сказано, что смерть настигнет и тех, кто будет укрывать у себя армян. Он сказал, что отведёт толпу от подъезда, но чтобы мы ушли из его дома. Он так и сделал. Мы быстро вышли из квартиры и спустились в подвал здания, где провели всю ночь. Канализация в здании была неисправна. Мы стояли по щиколотку в воде, вокруг бегали крысы, было страшно, но страх за жизнь детей был сильнее... Когда рассвело, мы рискнули подняться домой. В это время пришла соседка и сообщила, что армян собирают в училище № 49, это было не очень далеко от нас... Фактически нам соседи не помогли, боялись за свои семьи, но я благодарна им и за то, что они не выдали нас погромщикам...»

Но далеко не всем сумгаитским армянам повезло, многие ни в чём не повинные люди стали жертвой озверелых толп.

Опасаясь того, что о сумгаитской резне узнает мир, официальные органы Советского Союза поспешили наложить табу на эту тему, искусственно расчленив содеянное на отдельные преступления, квалифицировав их как «стихийно совершённые разбушевавшейся толпой хулиганов». Следствие и суд «установили», что погибли 32 человека различных национальностей (в том числе 26 армян), пострадали 197 и т.д. По различным категориям преступлений, как по ветру, пустили сотворённый геноцид, тем самым встав на сторону его организаторов и исполнителей. И не случайно уже спустя неполных два года, в условиях попустительства со стороны центральных властей, последовали массовые армянские погромы в Баку, Кировабаде и других городах советского Азербайджана, который после развала СССР и вовсе развязал против самоопределившегося народа Нагорного Карабаха широкомасштабную и кровопролитную войну с целью избавиться от армян и в историческом Арцахе, незаконно включённом большевиками в состав новообразования под названием «Азербайджан»…

Сегодня бакинские пропагандисты не гнушается никакими средствами, чтобы убедить международное сообщество в своей лживой трактовке сумгаитской трагедии: грубо искажается действительность, факты преподносятся с точностью до наоборот, фальсифицируются исторические источники. Цели всего этого очевидны: отвлечение внимания международной общественности от реальных массовых погромов и резни армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде и многих других населённых пунктах Азербайджана, и в целом зверств азербайджанских вооружённых формирований в ходе развязанной против Нагорно-Карабахской Республики широкомасштабной войны (1991–1994 гг.). При этом, пытаясь ввести в заблуждение общественность, бакинские пропагандисты изо всех сил стараются не замечать общеизвестные факты и свидетельства, в том числе оценки некоторых бывших высокопоставленных лиц Азербайджана, правозащитников, журналистов.

Жертвами погромов в Азербайджане в 1988-1990 годах стали тысячи людей, единственная вина которых заключалась в том, что они родились армянами по национальности. Почти полмиллиона армян были вынуждены оставить в одночасье свои дома и имущество, нажитое годами честным многолетним трудом. Они рассеялись по всему миру и, преодолев многочисленные нечеловеческие трудности, обосновались на новых берегах. Но раненая память осталась, она не заживает…

Не проходит, а со временем только нарастает и обида за равнодушие международного сообщества, так и не давшего должную оценку этим преступлениям против человечности и фактически поощряющего кровожадных бакинских хищников на дальнейшие чудовищные преступления.

Власти Азербайджана вновь проявили свою звериную сущность в ходе террористической войны против Арцаха в 2020 году. И сегодня, изолировав 120-тысячное население Арцаха от внешнего мира и игнорируя призывы международного сообщества разблокировать «дорогу жизни», Азербайджан, открыто поддерживаемый Турцией, не скрывает своих геноцидальных планов в отношении арцахцев и стремится изгнать целый народ с его родины.

Неужели зло вновь не будет наказано? Неужели «Сумгаит» и дальше будет пускать свои метастазы, сея вокруг смерть и разрушения?..

Ашот Бегларян, Степанакерт

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.