Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Варвары XXI века, или Как уничтожали Средневековые армянские памятники культуры в Нахичевани

Видео

Азербайджанские историки, благодаря щедрой государственной поддержке, продолжают развивать историческую науку и писать своеобразную историю Южного Кавказа. Бакинская историография уже давно перестала быть наукой и, фактически, является инструментом государственной политики. Агрессивная информационная политика Азербайджана с каждым днем развивает способы и возможности информационной борьбы против Армении и придуманным агитэмиссарами Баку новым понятием – против «международного армянства».

Представитель администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов неоднократно заявлял: «Для нас информационная война – это национальная идея». Но если такая «национальная идея» в ходе своей трансформации меняет формы и использует варварские методы, как уничтожение исторических армянских памятников, то это говорит о глубоком кризисе национального самосознания или об его отсутствии.

Можно ли считать серьезным исследователя, который обвиняет своих оппонентов в неверном представлении точек зрения предшественников и, по-своему учитывая современные реалии, превращает историческую науку в арену информационной борьбы? Фальсификация самого понятия историзма, будучи уже результатом нездоровых тенденций, не может быть охарактеризована иначе, нежели попытка обмануть собственный народ, внушить ему недостойные идеи, настроить на неверные решения.

В Азербайджане подобная политика возведена в государственный ранг. Глава этого государства Ильхам Алиев при каждой возможности подчёркивает, что азербайджанские историки от него получили задание написать новую историю страны. Всем известно, что саму историю невозможно спустить в качестве некоей директивы сверху, так как она во много «пишется» сама, являясь связующей нитью многих поколений.

О роли и гигантских масштабах фальсификации истории в Азербайджане, знают уже многие международные организации, сообщества и историки. Не случайно в международной научной среде и СМИ появился новый научный термин – «фальсификация истории в Азербайджане». Все идет к тому, что в скором будущем сами слова «фальсификация истории» будет подразумевать собой прежде всего – Азербайджан.

Одна из важнейших задач инициированной властями этой страны информационной войны – издание исторических научных трудов, в которых полностью отрицалось бы присутствие армянского элемента в Азербайджане, особенно в аспекте культурно-исторического наследия. Фальсификация истории – оценочное определение, которым, по мнению ряда авторов, следует характеризовать исторические исследования, проводящиеся в Азербайджане при государственной поддержке в течение последних десятилетий. Целью националистически мотивированных фальсификаций, по их мнению, является как возвеличивание албан в качестве предполагаемых предков азербайджанцев, так и историческое обоснование в территориальных спорах с Арменией; при этом ставится задача, во-первых, укоренить тюркское присутствие на территории современной Азербайджанской Республики, а во-вторых, очистить последнюю от армянского наследия.

Но с некоторого времени на пути «национальной идеи» и азербайджанской исторической науки встали средневековые армянские хачкары около города Джульфа на территории Нахичеванской автономной Республики Азербайджана. Хачкары являлись самыми яркими фактами и свидетелями исторического присутствия армян в Нахичеване. Но «варвары XXI века» приняли решение их уничтожить.

Напомним, хачкары (дословно «крест-камень») – каменные стелы с изображением креста и резьбой, использовавшиеся как надгробия и предметы поклонения – являются одним из наиболее типичных и распространенных средневековых армянских памятников культуры являются. Хачкары в большом количестве остались на всех землях, где жили армяне.

…Я, несколько раз смотрел видеокадры, как с большим энтузиазмом азербайджанские военные с кувалдами в руках разрушают эти памятники. Историческая наука Азербайджана для реализации основных направлений «Национальной идеи Азербайджана» требовала решительных мер в форме доказательства отсутствия армян и их исторического наследия в Нахичеванском регионе. Государство в лице президента Ильхама Алиева – выпускника МГИМО, и доктора всевозможных академий и университетов мира – санкционировало уничтожение одного из важнейших компонентов древнего культурного наследия Южного Кавказа.

В целях реализации данной гениальной стратегической задачи верховный главнокомандующий вооружённых сил Азербайджана направил в Старую Джульфу целое армейское подразделение. А сколько таких подразделений скрыто ходило и уничтожало армянские памятники в соседнем Ордубаде, в других районах – никто не знает. Как ожидалось, славные армейские части Азербайджана вступили войну против армянских памятников. Памятники не могли дать отпор, и их вина была в том, что они являлись армянскими, олицетворяя армянское прошлое этого края. Солдаты и офицеры раз за разом с помощью тяжелых кувалд и строительной техники варварски уничтожали хачкары. Когда-нибудь «славные воины» Азербайджана будут рассказывать своим детям о своих «героических подвигах». Новая мораль, которая родилась в Азербайджане, полностью меняет парадигму нравственного воспитания граждан. И это в очередной раз доказал факт героизации убийцы – Рамиля Сафарова, который убил спящего армянского офицера Гургена Маргаряна.

Разрушение древнего армянского кладбища в Джульфе произошло на рубеже 2005-2006 годов. Находившиеся там надгробия-хачкары были разбиты людьми в военной форме с помощью тяжелой строительной техники, а саму территорию кладбища превратили в стрельбище.

По преданию, город Джульфа, был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном. До 1500 года об этой армянской деревне сохранено мало данных. Расцвет города приходится на XVI век, когда он стал центром международной торговли, прежде всего, – шелком. В это время в городе было 3 тысячи домов и 7 церквей, а в 1603 году его жители поразили персидского шаха Аббаса I, отвоевавшего город у турок, своей роскошью. В 1604 году шах Аббас, боявшийся, что не сможет удержать недавно завоеванную им Восточную Армению, отдал приказ переселить всех ее жителей вглубь Персии. Все население Джуги было выселено, город сожжен, после чего и пришёл в упадок.

Французский церковник Родоси Александр, который посетил регион в 1648 году, зарегистрировал 10 тысяч хачкаров. Через 250 лет их количество сократилось в 2 раза. В современном Азербайджане эти камни, имеющие огромное культурно-историческое значение, были использованы в качестве… стройматериалов и методически уничтожались.

К началу XX века армяне составляли более 42 процентов населения Нахичеванского уезда; после включения региона в состав Азербайджана их число начало стремительно снижаться. Однако в коллективной памяти армян Нахичеванский край оставался исконно армянским регионом, с которым связаны важнейшие события национальной истории и культуры, и в котором сохранилось множество древних армянских памятников.

Многие российские специалисты, занимающиеся проблемами Южного Кавказа, в беседах со мной однозначно заявили, что Нахичевань – самый закрытый регион Азербайджана, и доступ туда специалистов всегда «был заказан». Кроме того, они заявили, что азербайджанцы фактически полностью уничтожили все памятники армянской культуры на территории Нахичевани и факт уничтожения армянских памятников в приграничной с Ираном Джульфе «проскочил» случайно.

Расчет был прост: возможно, в Азербайджане подумали, что варварам во все времена из-за их дикости все прощается и сходит с рук и, для подражания, решили использовать средневековые методы афганских талибов, которые в 2001 году уничтожили две красивые статуи Будды в Бамиане.

Информация об уничтожении азербайджанскими военнослужащими армянских памятников в Старой Джульфе была предоставлена посольству Армении в Тегеране. Это означает, что иранская сторона больше не могла спокойно наблюдать акты вандализма и фактически оказала содействие в донесении этой информации до Армении и мирового сообщества.

Уничтожение хачкаров на армянском кладбище в Старой Джульфе (Нахичевань) было осуждено специальной резолюцией Европарламента. Сторонники принятия документа указали на недопустимость уничтожения Азербайджаном культурных памятников общечеловеческого значения. Тем не менее, в этой истории поражает один факт: несмотря на то, что прошло 6 лет со дня уничтожения одного из чудес кавказского наследия и, несмотря, что прозвучало множество осуждающих призывов, ничего не изменилось. Более того, вместо исторического кладбища в Джульфе сегодня находится… тир.

Многие международные организации, правительства государств и средства массовой информации громогласно возмущаются по поводу недавнего разрушения величественных суфийских мусульманских святынь исламскими экстремистами летом 2012 года в малийском Тимбукту, повторяя реакцию на снос талибами в 2001 году двух красивых статуй Будды в Бамиане (Афганистан).

Если можно восстановить памятники Будде в Афганистане, вопреки воле талибов, то, тем более, можно исследовать и восстановить все, что осталось от памятников в Джульфе и подлежит восстановлению. Совершено преступление, преступники известны, имена обвиняемых тоже, а хачкары, которые могут украсить все музеи мира, должны быть в центре внимания.

Уничтожение в Джульфе, как и уничтожение статуй Будды в Бамиане и святынь в Тимбукту заслуживает широкого освещения, непоколебимого осуждения и международной ответственности независимо от того, кто является преступником.

…Я долго искал ответы на акты варварского уничтожения хачкаров со стороны Азербайджана. В средние века и на протяжении всего исторического времени существования памятников в Джульфе, они были безмолвными свидетелями многих завоевателей, в том числе арабских, татаро-монгольских, персидских и других. Чужеземцы понимали смысл хачкаров, видимо, отдавая себе отчет, что в каждом подобном памятнике есть частица души народа. Они боялись Божьей кары. Но азербайджанские варвары XXI века превзошли своих предшественников по степени цинизма.

Многие бакинские государственные чиновники, историки и ученные постоянно выступают с отдельными научными докладами о «разрушениях памятников культуры оккупационными силами Армении», составляют их список, кроме того – как сельские бухгалтера, с потолка оценивают ценность утраченных памятников астрономическими цифрами. Уничтожение памятников в Джульфе произошло почти через 12 лет после подписания перемирия. Возникает вопрос: чем было связано их уничтожение? Могли бы азербайджанцы также скрупулезно изучить и оценить их общую историческую и материальную ценность? Но Ильхам Алиев уже вписал себе славную страницу в мировую историю вандализма с именем: Полководец выигравший битву против памятников – Хачкаров в Старой Джульфе. Он подобен Дон Кихоту, который воевал с мельницами.

Очень грустно, что мы потеряли этот уникальный мир хачкаров, каждый из которых был уникален и представлял труд поколения талантливых армянских мастеров средневековой Нахичевани. Сейчас многим приходит осмысление Великой утраты, и душераздирающее чувство сожаления придет, возможно, через некоторое время. Это станет проклятием человеческой подлости и вандализма Азербайджана в отношении уничтоженных армянских исторических памятников – хачкаров в Старой Джульфе.

Роман Севанский

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.