Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

ТРАГЕДИЯ ЦЕРКВЕЙ ШУШИ

Она началась 116 лет назад и продолжается ныне

На протяжении последних ста лет турко-азеры трижды – в 1905, 1920 и 2020 гг. - полностью или частично подвергали разгрому столицу Арцаха Шуши

На протяжении последних 115 лет турко-азеры четырежды пытались уничтожить христианские церкви столицы Арцаха.

Первая попытка была предпринята в августе 1905 года, когда по Закавказью прокатилась волна армянских погромов, предпринятых кавказскими татарами при попустительстве и подстрекательстве царской власти. Арменофобию поддерживали и агенты турецкого правительства, активно действовавшие в Закавказье под видом дервишей. Они говорили, что армяне - враги ислама и султана, и что их следует поэтому уничтожить. Эти рассуждения падали на благодатную почву. Готовя погромы, власти разоружали армян и снабжали оружием «кавказских татар». После погромов в феврале 1905 года в Баку они распространились по всему Закавказью. В августе 1905 началось в Шуше.

Газета «Тифлисский листок» в августе 1905 года сообщала из Шуши:

«Татары, вооруженные насосами, обливали дома армян керосином и поджигали их. Благодаря сильному ветру, огонь быстро переходил от одного здания к другому... повсюду около пожаров стояли вооруженные татары и производили стрельбу. Делали они это, видимо, для того, чтобы не допустить армян к защите своего имущества».

Руины центрального квартала Шуши после погрома и пожара 1905 года.

Руины центрального квартала Шуши после погрома и пожара 1905 года.

«В особенности тяжелое впечатление производит на зрителя центральная часть города. Тут огонь произвел полное опустошение, и там, где несколько дней тому назад гордо красовались 2-х — 3-х этажные каменные здания, теперь одни лишь развалины, обгорелые стены и груды всякого хлама. Тут толпой, видимо, руководили фанатизм, злоба и месть,

Всего в городе убито 318 человек. Много раненых, исключительно 3-х линейными винтовками. Среди армян встречаются раненые разрывными пулями, видимо, «дум-дум».

Огонь уничтожил более 200 домов, большинство армянских лавок, аптеку Григорьева, театр Хандамирова и мировой отдел... установлен факт о намерении поджечь армянскую церковь...»

Руины центрального квартала Шуши после их расчистки. На заднем плане в центре – церковь Агулецоц, которую пытались поджечь погромщики. Эта церковь была снесена в начале 1960-х. Слева виден купол собора Святого Всеспасителя (он же храм Газанчецоц).

Руины центрального квартала Шуши после их расчистки. На заднем плане в центре – церковь Агулецоц, которую пытались поджечь погромщики. Эта церковь была снесена в начале 1960-х. Слева виден купол собора Святого Всеспасителя (он же храм Газанчецоц).

В марте 1920 года, в ходе Первой карабахской войны (1918-20 гг.) турками и их подручными азербайджанскими мусаватистами была практически полностью сожжена и разгромлена армянская часть Шуши, а её жители были частично истреблены, частично стали беженцами.

Именно о последствиях этой трагедии поведал поэт Осип Мандельштам в своём стихотворении «Фаэтонщик»:

Так в Нагорном Карабахе/ В хищном городе Шуше/

Я изведал эти страхи/ Соприродные душе/

Сорок тысяч мертвых окон/ Там видны со всех сторон/

И труда бездушный кокон/ На горах похоронен/

И бесстыдно розовеют/ Обнаженные дома/

А над ними неба мреет/Темно-синяя чума

Панорама руин центральной части Шуши, фото 1950-х гг. На заднем плане – полуразрушенный собор Св. Всеспасителя.

Панорама руин центральной части Шуши, фото 1950-х гг. На заднем плане – полуразрушенный собор Св. Всеспасителя.

Печальное зрелище представляли собой другие армянские храмы города, простоявшие полуразрушенными с 1920 по начало 1960-х годов.

Панорама руин верхней части города. На среднем плане руины церкви Девичьего монастыря; на заднем плане слева – собор Св. Всеспасителя ( Газанчецоц).

Панорама руин верхней части города. На среднем плане руины церкви Девичьего монастыря; на заднем плане слева – собор Св. Всеспасителя ( Газанчецоц).

Церковь Святого Иоанна Крестителя, или Канач жам (Зелёный час) в Баку сегодня голословно пытаются представить «русской православной», хотя во всех дореволюционных путеводителях и документах она фигурирует как армянская церковь, расположенная в верхней, армянской части Шуши.

Руины одного из кварталов Шуши, на заднем плане – армянская церковь Св. Иоанна Крестителя (Канач Жам).

Руины одного из кварталов Шуши, на заднем плане – армянская церковь Св. Иоанна Крестителя (Канач Жам).

Что же касается греко-православного (русского) храма, то он находился в мусульманской части города, близ татарского рынка и бывшего ханского дворца. Поэтому он уцелел в ходе резни и пожара марта 1920 года. В начале 1960-х, когда руководство АзССР приняло решение о снос е армянской части Шуши, русская церковь была разрушена, а на её фундаменте было построено здание Дома культуры.

Русский храм во имя святого Великомученика и победоносца Георгия до его разрушения азербайджанцами.

Русский храм во имя святого Великомученика и победоносца Георгия до его разрушения азербайджанцами.

Три из пяти армянских церквей Агулецоц, девичий монастырь и Мегрецоц (храм квартала Мегрецоц, то есть мегринцев, выходцев из городка Мегри на Араксе) были разрушены при сносе азербайджанцами в начале-середине 1960-х руин армянской части города.

От церкви Мегрецоц тогда осталась лишь часть восточной стены, ибо разобранная до фундамента, церковь была превращена в летний кинотеатр, сценой которого стала алтарная часть храма.

Церковь Канач Жам уцелела, так как была превращена в галерею для питья минеральной воды местного санатория.

В плачевном состоянии с 1920 по середину 1980-х находился самый большой храм Шуши – собор Святого Всеспасителя или церковь Газанчецоц (названная так по кварталу Газанчецоц – выходцев из армянского городка Газанчи в Нахичеване, в котором она находилась).

Храм Св. Всеспасителя (Газанчецоц), фото 1950-х гг.

Храм Св. Всеспасителя (Газанчецоц), фото 1950-х гг.

В 1970-1980-х годах на возвышенностях близ собора стали строить уродливые 4-5 этажные дома, чтобы скрыть его от взглядов приезжих, благо шатёр главного купола собора, всегда бывший высотной доминантой города, был разрушен ещё в послевоенные годы.

Жилищная застройка, призванная закрыть храм Газанчецоц от посторонних глаз.

Жилищная застройка, призванная закрыть храм Газанчецоц от посторонних глаз.

Нина Качоровская, экскурсовод из Волгограда вспоминала в письме в газетe «Советский Карабах» свою поездку в Шуши в начале 1980-х: «В Шуше нас почти час водили вокруг памятника Вагифу, а когда мы попросили показать армянскую церковь, экскурсовод-азербайджанец заявил, что это не входит в план экскурсии, и отказался показывать дорогу. Пришлось спрашивать у прохожих. Пришли, а церковь стоит почти разрушенная» (из письма в газету «Советский Карабах»; 12 октября.1988 г.).

Храм Св. Всеспасителя в 1972 году.

Храм Св. Всеспасителя в 1972 году.

После пожара и резни марта 1920 года власти Советского Азербайджана не пустили армянских беженцев в Шуши, который не стал столицей созданной в 1923 г. на части территории Арцаха Автономной области Нагорного Карабаха, а сам город так и не был восстановлен (и то, и другое было предусмотрено решением о создании АОНК). Тем не менее, в 1930-1940 г. некоторые прежние армянские жители всё же вернулись в город; в нём поселились и выходцы из соседних деревень. При этом армяне превратились из большинства в меньшинство населения Щуши.

В середине 1980-х под давлением многочисленных жалоб жителей НКАО и Армянской ССР в Москву, храм Газанчецоц (Св. Всеспаситедя) начали реставрировать армянские мастера. Они успели провести реставрацию наружных стен и установить на купол шатёр. Но в 1988 году, после мирного волеизъявления армян Арцаха о своём желании воссоединиться с Арменией, в Азербайджанской ССР начались армянские погромы.

В мае 1988 года более полутора тысяч армян были изгнаны из Шуши, в котором проживало тогда около 12 тысяч азербайджанцев. В декабре 1989-го толпа азербайджанцев разгромила и подожгла шатёр купола храма Св. Всеспасителя.

Начиная с сентября 1991 года, азербайджанские бандформирования методично начали из Шуши расстреливать Степанакерт - столицу провозглашённой населением Арцаха 2 сентября 1991 года Нагорно-Карабахской Республики. Обстрелы продолжались с конца сентября 1991-го по 8 мая 1992 года, - то есть на протяжении семи с половиной месяцев. Они велись сначала ракетами «Алазань», затем из орудий и танков, а начиная с 13 февраля 1992 года – реактивными системами залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град», - являвшимися на тот момент наиболее мощными и разрушительным реактивными системами на вооружении Советской армии.

В храме Св. Всеспасителя азербайджанские аскеры устроили тогда склад боеприпасов.

9 мая 1992 года Шуши был освобождён Армией обороны Нагорного Карабаха. Таким предстал перед ними оскверненный азербайджанцами храм.

Соборный храм Газанчецоц сразу после освобождения города в мае 1992 года. На среднем плане перед храмом видны снарядные ящики из-под боеприпасов РСЗО БМ-21 «Град». В непосредственной близи от церкви к тому времени были построены и заложены фундаменты новых домов.

Соборный храм Газанчецоц сразу после освобождения города в мае 1992 года. На среднем плане перед храмом видны снарядные ящики из-под боеприпасов РСЗО БМ-21 «Град». В непосредственной близи от церкви к тому времени были построены и заложены фундаменты новых домов.

После прекращения огня в мае 1994 года началась реставрация уцелевших за столетие разгрома и погромов шушинских храмов Св. Всеспасителя (Газанчецец) и Св. Иоанна Крестителя (Канач жам).

25 ноября 1996 года в жизни жителей Карабаха произошло важное событие. Над восстановленным куполом храма во имя Христа Спасителя в Шуши, - стоявшего на протяжении 76 лет без креста и со снесенным куполом, торжественно, в присутствии большого числа людей, руководителей Нагорно-Карабахской Республики был водружен 5-метровый крест. Крест словно вознесся над огромным зданием храма, купол которого как и в начале прошлого века стал являть собой наиболее высокую точку городской застройки.

Шушинский собор Св. Всеспасителя после реставрации 1996 года.

Шушинский собор Св. Всеспасителя после реставрации 1996 года.

27 сентября 2020 года началась тройственная агрессия Баку-Анкары-международного терроризма против Арцаха. Начиная с 27 сентября Степанакерт, Шуши, другие города и села Арцаха подвергались варварским обстрелам с применением наиболее разрушительных видов систем залпового огня и ракет, состоящих на вооружении современных армий, и запрещённых кассетных боеприпасов.

Враг пытался сделать непригодным для будущего проживания практически весь Арцах, и таким образом решить проблему изгнания арцахцев, добиваясь превращения всего народа Арцаха в беженцев без Родины, жилья и имущества.

С помощью турецких воинских частей и специалистов, сирийских и пакистанских джихадистов врагу удалось сделать это в Гадруте и Шуши, Талише и Мадагисе, горной части Аскерана и прилегающих сёлах Мартуни.

Весь мир обошли кадры разрушений, причинённых собору Св. Всеспасителя варварскими целенаправленными ракетными ударами. Причём второй удар был нанесён по храму, когда в нём находились российские журналисты, один из которых - Юрий Котенок получил тяжелые ранения. После этого теракта бакинская протеже Михаила Гусмана, бывшая заведующая отделом ТАСС, и просто базарная тётка Саадат Кадырова в передаче Владимира Соловьева сравнила христианский храм Газанчецоц с «сортиром».

Шушинский собор Св. Всеспасителя после нанесения по нему ракетного удара азербайджано-турецкими войсками.

Шушинский собор Св. Всеспасителя после нанесения по нему ракетного удара азербайджано-турецкими войсками.

Сегодня армяне в третий раз за столетие 1920-2020 года изгнаны из Шуши при молчании большинства стран, включая и некоторых «союзников» Армении. Армянские храмы Шуши вновь в плену и полным ходом идёт их осквернение: под видом «исторической реконструкции» с них снесены купола, сняты кресты, сбиты армянские надписи и осквернены иконы и хачкары. Погромщики, конечно же, не могут мириться с тем, чтобы купол собора Св. Всеспасителя оставался, - как это было сто лет назад, а также с 1995 по 2020 год, - доминантой городской застройки. Дикари не хотят, чтобы купола армянских соборов венчали армянские кресты.

Каким варварским диссонансом выглядит это на фоне того, как власти Арцаха два года назад, на собственные средства и с привлечением специалистов из Ирана реставрировали соборную мечеть Говхар-ага в нижней, «мусульманской» части города!

Почерк азеро-турецких погромщиков был и остаётся таким же, каким он и был сто лет назад, в марте 1920-го.

Шуши и его храмы вновь ждут избавления – на сей раз от варваров XXI века.

Уверен, что время это не за горами.

Александр АНДРЕАСЯН

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.