Тигран Айрапетян: «Армению должен возглавить человек не несущий на себе греха»

Светлой памяти первого армянского политолога

В гуще хаоса и потрясений прислушиваться к чьему-либо мнению кажется совсем бессмысленным. Но в этот день хотелось бы вспомнить того политолога, которого никто сегодня не вспоминает, а в те далекие тяжелые времена к его мнению никто не прислушивался.

Тигран Артюшаевич Айрапетян родился 18 марта 1964 года в Ереване. Окончил арабское отделение факультета востоковедения Ереванского государственного университета и Тунисский институт живых языков имени Хабиба Бургиба. Руководил работой первого в Армении центра международных исследований в Армении, основанного им же. Автор множества политических статей и книги «1000 лет пустыни», он также был известен под псевдонимом «Артур Ови».

Тигран погиб 9 марта 1999 году при весьма странных обстоятельствах: на него совершил наезд автомобиль, водитель которого отделался минимальным сроком, а впоследствии и вовсе был выпущен из колонии и покинул Армению. Родные и близкие Тиграна до сих пор не верят, что его гибель была случайной. Многое, о чём писал и говорил Тигран тогда, ныне кажется пророчеством.

Потеря 75 процентов территорий, освобожденных в период боевых действий 1991-1994 годов, угроза территориальной целостности Армении (Мегринский коридор, часть Севана). В реальности никто не верил, что Арцах может быть потерян, что враг будет открыто посягать на армянские территории. При этом в политическом плане Тигран не был сторонником теории, что «Арцах - это Армения». По мнению Тиграна, Арцах должен был жить и развиваться отдельно от Армении, развиваться до такой степени, что население края было настолько плотным и боеспособным, чтобы не зависнть от мобилизационных возможностей Армении. Что нужно было создать условия для репатриации выходцев из Арцаха, проживавших в Средней Азии и в некоторых других странах (значительная часть армян Средней Азии – это выходцы из Арцаха и Сюника).

Но кто должен возглавить Армению? Тигран дальновидно принял отставку Тер-Петросяна, и, тем не менее, считал, что такие люди, как Роберт Кочарян не должны возглавлять Армению. При этом сам Тигран не стремился к власти, а верно служил своему делу ученого-политолога, предупреждая о вызовах и угрозах. Что ж, будем честны перед его памятью. Правда, как всегда, оказалась страшнее. О чем думал Тигран Айрапетян, не таясь и не лукавя.

Отставка

Еще в 92-ом году, по мнению Тиграна, Арцахское противостояние представляло опасность не только для Арцаха, но и для всей армянской государственности. Исследование в области общемировых гражданских прав показало, что народное волеизъявление, прошедшее через множество испытаний, не помогло не одной «новой демократической» стране решить ни один внутренний и ни один конфессиональный вопрос в свою пользу. Тигран дальновидно воспринял отставку Левона Тер-Петросяна, но

Также спрогнозировал дальнейшее выдвижение кандидатуры Роберта Кочаряна на пост президента. Будучи настоящим профессионалом, Тигран видел болевую точку в общественной безопасности Армении, где не было никакой консолидации народа.

То же стремление было направлено на избирательное движение, которое пыталось внести либеральное общение, для создания и противостояния на гражданском поле национального единства и распространения этого уровня. Цитата Тиграна: «Ни коммунисты, ни АОД, ни Кочарян больше не могут нас возглавлять. Они могут и нужны будут для развития гражданских связей, но страна в 21 веке не может возглавляться такими людьми. «Возглавлять страну должна та сила, которая не несет на себе тяжесть греха…» Лидером Армении может стать тот человек, который подходит в первую очередь к проблеме с общечеловеческой или моральной точки зрения. «Весна принесла столько цветов, весна снова такая прекрасная…», в дни своей последней весны он продолжал любить, служить, побеждать, стремиться...

1992. Картина будущей Арцахской войны

В связи с освобождением города Шуши и открытием Лачинского коридора в Арцахе можно сказать, что армянское население Арцаха и освободительной бригады, находящейся там в состоянии защитить новосозданную республику от азербайджанских посягательств. Но в конце всех боевых и военных действий должно было взять верх гражданское урегулирование этого вопроса. Если после победы и удачи на поле боя вовремя не начинается строительство «гражданского дома», тогда в дальнейшем это приводит к осложнениям. Военный путь решения вопроса Арцаха ослабил возможности Азербайджана. Но при увеличении этих возможностей, победа может быть достигнута Арменией только, если эти территории будут заселены армянским населением.

Отправляющиеся в Арцах из Армении добровольцы не являются жителями Арцаха, и не будут являться ими. И пока там не начнется расширенное заселение этих территорий постоянными жителями Азербайджан не потеряет надежду захватить Арцах. Только в тот день, когда оборона республики будет состоять исключительно из воинов и членов их семей, составляющих армянское гражданское население Арцаха, когда будет построена мощная экономика, только тогда армянская сторона сможет серьезно заявить о создании армянского государства. Только в этом случае Азербайджан вынужден будет перейти от силовых решений к гражданско-правовым. Возвращение армянского населения в Армению и Арцах очень сложный вопрос, он может быть решен только при единстве народа и единению всех его сил. Обязательное условие этого- повышение уровня национальное возрождения, финансово-хозяйственное развитие, финансово-промышленное, а также внутренняя реформа в Армении эхом отзовется в Арцахе. Возвращение на родину - необходимая мера для поднятия национального уровня, призванного для решения двух важнейших вопросов: сделать армяно-населенными территории и погасить вопрос, негативного отношения в бывшем СССР к армянской проблеме и потери интереса к ней.

В этом случае надо учитывать, что в среднеазиатских республиках и России из армянского населения значительную часть составляют выходцы из Арцаха, которые тоже должны переселиться на Родину. Ясно одно, что новую волну возвращения на Родину невозможно организовать на одном энтузиазме. Наша общественность должна понять, что существует языковые, культурные, религиозные и другие трудности в этом вопросе. В противном случае наши многотысячные соотечественники, как и беженцы из Сумгаита, Кировабада, Баку и других мест, окажутся где угодно, но не на своей исторической Родине. Во-вторых, Родина для всего мирового армянства должна стать Армения и Арцах. Для этого должны быть созданы правительственные и правовые аспекты, соответствующие народной воле, свободам и нормам, что даст возможность принятию и оформление общественностью различных ценностей, несущих армянство. И наконец, должно быть созданы для будущего населения необходимые хозяйственные образования, без которых невозможно возвращение на территорию Армении и Арцаха.

За последние десятилетия в истории территориальных столкновений, погашение конфликтов становится более возможным при создании международных советов. Если обратим внимание на длительный конфликт в нашем регионе, арабо-израильский и на вопросы Кипра, то можно представить работу международных организаций и результаты их «труда». Только один факт того, что самые значимые организации такие как ООН, Организация Безопасности в Европе, Движение за неприсоединение и другие организации не смогли погасить эти конфликты, свидетельствует о том, что в территориальных противостояниях всегда последнее слово стоит за противоборствующими сторонами. В общем, принятые международными организациями решения, их исполнение и принятие возможных санкций, направленных против противоборствующих и заинтересованных стран. Другими словами, можно сказать, что международные организации свои желания всегда сопоставляют с гражданскими правами.

Так, в течение десятилетий все решения ООН и Европейских национальных организаций и заявления всех стран остаются вне внимания Израиля, который продолжает поддерживать тесные гражданские, финансовые и другие отношения с этими же странами, которые в свою очередь время от времени рассматривают этот вопрос в пользу создания арабского государства и осуждают захват арабских территорий, но никому не приходит мысль применить против Израиля санкции. Турция с 1974 года захватила Северную часть Кипра, и не только не обращает внимание на решения ООН и Европейских организаций, по выводу турецких вооруженных сил, но и признала независимость республики Северный Кипр и ведет работы по признанию этого незаконного решения на международном уровне. Не надо забывать, что Турция является членом НАТО, и, отвергая все принятые решения по Кипрскому вопросу, в том же радиусе защищает неприкосновенность Азербайджанской территории, опираясь на основы НАТО.

Что об этом «забыл» Европейский Союз можно понять, но почему забыли армянские правоведы, политологи и не освежают память европейцев - не понятно. На этих ярких примерах, можно представить всю чистую правду, что основой международных организаций, как и Западные «нерушимые» ценности, обретают силу только в то время, когда совпадают с их выгодой. Территориальные противостояния, военные действия и вооруженные конфликты до сих пор имеют место быть в мире и играют ключевую роль для международных организаций, особенно для вооруженных подразделений ООН, в вопросе размещения этих сил в районе вооруженных противостояний. Но такие действия результативны только в том случае, когда противоборствующие стороны, действительно заинтересованы в прекращении военных действий. В противном случае присутствие миротворческих сил и их действие практически бесполезны. Наилучший примером этого снова может послужить поведение Израиля, который, не взирая на присутствие голубых касок, многократно вторгался на территорию Ливана.

В случае необходимости, когда вопрос касается стран, которые не чтят гражданские свободы народа, международные организации могут применить жесткие решения от экономических и политических санкций до военных вмешательств. НАТО в области урегулирования Арцахского вопроса Минской группы хочет открыть новую страницу в истории урегулирования противостояния. Здесь будет решаться, насколько правдивы на территориях от Атлантики до Тихого океана надежды, основанные на Европейских гарантиях. Результативен ли будет «западный колпак» для азиатских противостояний, и какая основа для этого будет поставлена.

Запад в отношениях с «новыми европейцами», восточными странами бывшего СССР нарушил свои основы для установления государственных связей с такими авторитарными режимами как Узбекистан, Таджикистан и нарушителем всех человеческих, правовых, экономических норм Азербайджаном.

1998 год: предрешение судьбы Армении и Арцаха

Соображения Тиграна Айрапетяна о будущем Армении после отставки Тер-Петросяна не вошли в книгу. По его прогнозам, не будет каких – либо империй и союзов под предводительством Китая. Успех исламской революции лишь дал Ирану возможность обороны. При этом игнорировать Иран для Армении - это значит поставить нацию под удар. «Возродится» ли Россия под иконами православной церкви и агрессивными андреевскими флагами – не знаем. Но очевидно, что Запад последовательно уничтожает опорные пункты её будущей великодержавной политики. Нужно осознать, что сегодняшняя российская администрация не то, что не осознает сущность этих сдвигов, но и активно участвует в них. Если она сохранит власть столько времени, пока Запад осуществит свои замыслы на всех фронтах, то возможность победы имперско-патриотических сил в России дойдет до минимума. Окруженная и изолированная двойной линией Россия либо наконец уступит, либо её ограничат в границах, которые предпочитает госпожа Новодворская.

Окончательная победа демократии в России, либо ее превращение в страну третьестепенного значения, может и в наибольшей мере стабилизирует мир, однако, весьма сомнительно, в нем будут иметь место те народы, и особенно сербы и армяне, посредством уничтожения которых вразумляют великий русский народ. Хотя русская пословица гласит: «Лес рубят – щепки летят», однако, в преддверии 21-го века никто не хочет быть в роли «щепки».

И, наконец, о вынужденном друге России Армении. Почти тот же вариант действует и против Армении. Помимо того, что Армения и «Армянский вопрос» препятствуют планам Запада на Востоке, она обречена быть в качестве возможной опоры для будущей «возрождающейся России» в регионе. Уничтожается и без того бедная экономика республики, деарменизируется НКР, наличествует угроза «принесения в дар» тюркскому буферу юга Армении. Поставлена под вопрос не только судьба армянства в НКР, но и будущее армянской государственности. Под угрозой центры армянской диаспоры в СНГ, в том числе в России. Смена власти в Армении в 1998 году, во главе которой стал Роберт Кочарян, показала, то, что судьбу региона не будет решать конкретное государство или личность. Тяжелейшее экономическое положение требует ежеминутного контроля над экономическим механизмом. Большую нагрузку на страну оказывает тот факт, что она многое закупает из-за рубежа, но не производит сама. И это есть тот слабый момент, когда международный валютный фонд и мировой банк в комбинации с международными правовыми структурами решат выделить новому правительству (ничем не хуже и не лучше предыдущего) огромные транши на развитие страны, но с условием сохранения 7-и районов юридически за Азербайджаном. Это начало плана превращения Армении в тюркскую транзитную зону.

При этом формирование виртуальной геополитической мощи и возрождения России лишь будут нести личные коммерческие интересы межличностного характера. Армения потеряет не только Арцах, но и Мегри и часть Севана. Миллион человек это лишь Ереван с окрестностями, чего будет достаточной для полной ликвидации армянской государственности и создания транзитной зоны.

Так считал Тигран Артюшаевич Айрапетян. Выпускник Университета живых языков имени Хабиба Бургиба, основатель первого политического центра в Армении, журналист, уважаемый в дипломатических кругах Франции, который до самого последнего конца не принимал предложения покинуть Армению.

Армению должен возглавить человек не несущий на себе греха, а Арцах должен был развиваться отдельно от Армении. Так считал Тигран Айрапетян

Эпилог

После смерти Тиграна Айрапетяна были похищены большинство его трудов и статей. Книга «1000 лет Пустыни» является лишь небольшой частью того, что им было написано. Переведены были только те места, где, по нашему мнению, прослеживалась связь с Р. Кочаряном. Книга была издана в 2001 году в Лондоне, в Издательстве «Triade Exploration», и из неё были изъяты почти все упоминания вышеназванного президента.

Арсен ГЕВОРГЯН

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.