Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

ПИСАТЕЛЬ ЛЕВОН АДЯН: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КАРЕНЕ ШАХНАЗАРОВЕ

Как бы не хотелось Карену Шахназарову понравиться Ильхаму Алиеву, чтобы, видимо, отработать энную сумму, перечисленную Азербайджаном на счета его концерна «Мосфильм», факты – упрямая вещь и говорят совсем о другом. Его выступления на  разных телевизионных каналах России, особенно его циничные высказывания о том, что Арцах — азербайджанская земля, вынуждают напомнить ему, что ещё византийский император Константин VII свое знаменитое письмо армянам в первой половине Х века адресовал армянам Арцаха и звучало оно так: «Армения, Хаченским меликам». 

Добавим, что начиная с конца XVI века армянские князья (мелики) Карабаха установили дипломатические связи с рядом европейских государств, и в том числе с Россией. Документы, относящиеся к их взаимоотношениям, опубликованы. Они свидетельствуют, что европейские страны признавали меликов Арцаха-Карабаха самостоятельными, независимыми правителями. Сохранились послания католикоса Есаи и армянских меликов как Папе Римскому, так и Петру Первому, написанные в Гандзасаре в 1701 году. В них армяне просят помощи у Папы и у русского царя. Сохранились также два письма, написанные в 1726 и 1729 годах в крепости Шуши, о том, что в Карабах вторглось 40-тысячное турецкое войско. Имеются и грамота Петра Первого, и письмо императора Павла, адресованные карабахским меликам. В последнем конкретно указано количество армянского населения Карабаха — 11 тысяч семейств.  Екатерина Вторая даже обещала восстановить в Арцахе армянское государство. 

Наконец, доныне в Арцахе стоит, построенный в IV веке монастырь Амарас, где в начале V столетия Месроп Маштоц открыл школу, в которой обучали армянской грамоте. Также стоят монастыри: Гтич, построенный в IX веке, Гандзасар и Дадиванк, построенные в XII веке, которые Якобсон считал энциклопедией армянского зодчества. Кроме этого, в конце XIX века в Шуши, по словам Шахназарова — «древнем азербайджанском городе» печатались армянские книги и периодические издания, выходили газеты, из которых: 22 на армянском языке, 2 на русском. До резни 23 марта 1920 года, организованной турками и мусаватистами, армянское население в городе Шуши составляло 70 %, остальное население составляли русские, персы, дагестанцы, кавказские татары, курды. Согласно всесоюзной переписи 1926 года в Шуши насчитывалось уже всего 19 армян. Шахназаров, по всей вероятности, прекрасно зная об этом, искажает историю нашего народа. Комментарии тут излишни… 

В книге Евгения Пахомова «Краткий курс  истории Азербайджана», изданной в 1923 году в Баку, обстоятельно расписано, что внутренние междоусобицы армянских меликов использовал предводитель среднеазиатского кочевого племени сараджаллу Панах-Али. Этот разбойник Панах бежал из Персии, где Надир-шах приговорил его к смертной казни. Он нашёл прибежище у джрабердского мелика Арутюна Мелик-Исраеляна с титулом от шаха  Аллахули-султан. Кончилось тем, что он потом повелел отсечь голову своему спасителю, который не единожды скрывал его, отвечая на послания Надир-шаха: «в моём краю такого человека нет». Позже Панах-Али установил дружеские отношения с меликом Варанды Шахназаром Вторым, убившим родного брата и завладевшим титулом мелика, что и породило враждебное к нему отношение других меликов. За оказанные ему Панахом услуги, Шахназар (прапрадед Карена Шахназарова) подарил тому крепость Шуши, построенную юзбаши Аваном в 1720-х годах. Между прочим, прежде Шуши был не крепостью, а торговым городком и назывался Каркар. В ереванском Матенадаране хранится Евангелие, переписанное в этом Каркаре. Словом, укрепившись и почувствовав силу, Панах-Али провозгласил себя ханом, хотя все карабахские мелики — Варанды, Хачена, Дизака, Джраберда и Гюлистана — так и не подчинились до конца ни ему, ни его наследникам Ибрагиму и Мехти, который в 1822 году бежал в Персию. На этом просуществовавшее семь десятков лет ханство рухнуло. На территории пяти армянских меликств Панах очутился случайно. Для ликбеза добавлю, что во всём Нагорном Карабахе до Панаха не было ни одного мусульманского поселения.  Этого не отрицали даже летописцы самозванца-хана. У него здесь даже не было родового кладбища. Хаченские князья Гасан-Джалаляны выделили ему земельный участок близ Агдама, что в старину назывался Акна… 

В отличии от Шахназарова, они не считали эти земли своими, так как исторические корни этого племени находились на других землях, их предки были кочевым народом, жившим в основном за счёт скотоводства и мигрирующим по обширным территориям в поисках сочных пастбищ. 

То же самое говорил и Чичерин, народный комиссар по иностранным делам Советской России. В письме Ленину он отмечал, что Карабах — исконно армянская земля, однако, в низинной его части после истребления армян поселились татары. Они вели свои стада за солнцем, в то время как армяне занимались земледелием, осваивали ремёсла, строили города и церкви. Поэтому у современных азербайджанцев на всей этой территории с древним названием Арцах нет ни одного историко-архитектурного памятника. В рапорте Суворова, направленном из Астрахани князю Потёмкину, сообщалось, что варандинский мелик Шахназар предатель своего отечества, который уступил в прошлом незнатному, кочующему магометанину свой крепкий замок… 

В мемуарах А.М. Смолина, коллеги отца Карена Шахназарова, с которым они вместе работали в Кремле, а потом в фонде Горбачёва, есть очень интересные сведения о деяниях отца Карена – Георгия Хосроевича Шахназарова: «Шахназаровы дважды продали Арцах – первый раз в XVIII веке, а второй – в конце XX века». От себя добавим,  что Карен Шахназаров предал и предаёт Арцах в третий раз, уже в начале XXI  века, с телеэкранов распространяя циничную ложь, как и его  отец, который, будучи помощником Горбачёва, по словам Смолина «настраивал Горбачёва против своих соотечественников в армяно-азербайджанском конфликте, «что находит подтверждение  и в воспоминаниях Аркадия Вольского, который в 1988-1990 годах в НКАО возглавлял Комитет особого управления, являясь одной из ключевых фигур того времени. Аркадий Иванович неоднократно рассказывал, пишет далее Смолин, что во время деятельности   Вольского в Нагорном Карабахе, при попытке решения какого-либо практического вопроса через Георгия Шахназарова в аппарате ЦК КПСС, дело всегда было обречено на провал. Так, с 13-го января 1990 года в Баку целую неделю шла резня армян, а Горбачёв, не без подсказки Шахназарова, своим указом от 15-го числа вводит паспортный режим в Нагорном Карабахе и вокруг него. То есть начинается беспрецедентная войсковая операция по разоружению армян, не только в самом Карабахе, но и во всех армянских сёлах вокруг Нагорного Карабаха. Именно помощник Горбачёва – Георгий Шахназаров поддержал азербайджанскую инициативу о прекращении деятельности проармянского Комитета по управлению НКАО, возглавляемого А.И. Вольским, и переход к «проекту» небезызвестного Виктора Поляничко, стремящегося военно-полицейскими методами подавить движение армян за самоопределение и зверскую депортацию армянского  населения десятков  деревень как в самом Нагорном Карабахе, так и в Шаумянском районе, Геташене и  других местах, где армяне жили веками. 

В заключении хотел бы добавить, что Армения никогда не забывает своих героев, но и предателей тоже. В нашей истории не зафиксировано такого, чтобы завоеватели – будь то персы, арабы или сельджуки, поднимали руку на верховного армянского патриарха. Католикос Хорен Мурадбекян отказался отдать большевикам сокровища первопрестольного Эчмиадзина. В 1938 году его святейшество умер от удушья, задохнувшись угарным газом. И кто стоял за этим злодеянием? Армянин Анастас Микоян. Кто, присоединившись к Серго Орджоникидзе, предложил пересмотреть решение Закавказского бюро партии от 3-го июня 1921 года, которое оставляло Нагорный Карабах в составе Армении? Да, секретарь Закбюро армянин Амаяк Назаретян.  И 5-го июля, после нового голосования, Карабах отдали Азербайджану.  Армения с презрением вспоминает Мелик Шахназара Второго, прапрадеда Шахназарова. Также будет вспоминать и отца Карена – Георгия Хосроевича Шахназарова. И его самого не забудет за то, что в трудные для нашего народа дни, когда наш крохотный, но гордый край один на один противостоял 120-тысячной армии Азербайджана, 90-миллионной геноцидиальной Турции, тысячам наёмников-головорезов из Ливии, Сирии, Пакистана и Афганистана, он из-за своих меркантильных интересов и при безразличии мирового сообщества, постоянно поливает грязью родину своих предков. 

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.