Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Ильхам Алиев и сорок Албанских мечетей

Президент Азербайджана Ильхам Алиев с завидной регулярностью (в частности, 2 мая 2019 г. в Баку на V Всемирном форуме межкультурного диалога) заявлял, что в отношении азербайджанского народа в Карабахе «были проведены этнические чистки, а историческое наследие и религиозные памятники были уничтожены, о чем и свидетельствуют отчёты ОБСЕ».

Как можно уместить столько вранья в одной фразе, только Аллаху известно. Особенно про мифические «отчеты ОБСЕ». Но посмотрим на вопрос несколько в ином ракурсе.

На территориях Нагорного Карабаха (в его полном, а не усеченном до куцых границ НКАО понимании) и Нахичевани находились практически лишь одни армянские исторические памятники. «Мусульманские» памятники прошлых веков можно было буквально пересчитать по пальцам. Поэтому в числе охраняемых памятников, которые хотя и с натяжкой, но все же можно было отнести к тюрко-мусульманскому («азербайджанскому») наследству, в основном были немногочисленные мечети, жилые дома и иные постройки XIX века.

Так, в списке азербайджанских памятников Шуши, опубликованном в бакинской газете «Зеркало» в 2001 году, перечислены 19 памятников: жилые дома, мечети и два караван-сарая. Из них практически все – второй половины XIX века. И лишь один из домов заявлен памятником XVIII века.

При этом, из 7 названных в списке мечетей реально в советское время существовали 3, остальные, вероятно, числились лишь на бумаге: скорее всего, это были деревянные строения XIX века, впоследствии, после строительства каменных мечетей, разобранные за ветхостью (такой же путь - из деревянных в каменные - прошли в XIX веке и 5 армянских храмов Шуши). Отметим также, что в списке «Зеркала» в качестве «азербайджанского памятника» числился и дом известных армянских купцов и меценатов Джамгаровых. То есть, за вычетом несуществующих 4-х мечетей и дома Джамгарова – 14 памятников.

Но и эти сооружения лишь с большой натяжкой можно отнести к тюрко-мусульманскому наследству. Потому, что, по мнению маститых исследователей, большинство «мусульманских» памятников, в том числе и культовых сооружений, было делом рук армянских зодчих и мастеров. Так, А. Якобсон, говоря о нахичеванских мавзолеях, «напоминающих как бы поставленные на землю барабаны куполов армянских храмов», писал, что «композиция такого рода мавзолеев была создана под несомненным армянским влиянием, а может быть, и в содружестве с зодчими Армении». Он также отмечал, что «аналогичные мавзолеи известны в сельджукской Малой Азии – в Ахлате, Эрзеруме, Востане», - то есть в Западной (Турецкой) Армении, в районах, где тогда преобладало армянское население и, соответственно, армянские архитектурные памятники.

Отметим, что в таких крупных районах Карабаха как Лачинский и Кельбаджарский, - находившихся вне НКАО и населенных исключительно мусульманами, - не было… ни одной мечети! Зато почти в каждом селе были заброшенные армянские храмы и кладбища.

За неимением памятников «азербайджанского зодчества» за оные принимались, например, «Мавзолей Вагифа» в Шуше – уродливое бетонное сооружение, торжественно открытое лично Гейдаром Алиевым в… 1982 году. Или «Замок Шахбулаг» близ Агдама, где на развалинах былой маленькой крепости построили новодел в духе дешёвых декораций к спектаклю «Тысяча и одна ночь», и открыли в нём… ресторан.

;Крепость Шахбулаг

;Крепость Шахбулаг

Да и откуда у кочевников, которые вплоть до начал 20 века жили в шатрах на летних, и в землянках на зимних пастбищах могли быть «памятники архитектуры»?

Советский академик Юлиан Бромлей писал: «В Азербайджане за последние десятилетия получала развитие особая теория о якобы издревле оседлом образе жизни тюрок, которые будто бы являются исконными жителями Восточного Закавказья. Все археологические ценности при этом рассматриваются как реликты древнетюркской национальной культуры. Между тем, о кочевниках Азербайджана существует значительная литература, в том числе и местных авторов».

Именно поэтому азербайджанскими стали объявляться многочисленные армянские памятники архитектуры.

Известно, что на территории бывшей АзССР именно памятники армянской культуры составляли абсолютное большинство среди памятников всех культур как исчезнувших, так и здравствующих народов этой бывшей советской республики. А именно около 11 тысяч.

Однако власти АзССР не хотели считать эти памятники армянскими.

Так, в списке охраняемых памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, который был утвержден Постановлением 140 от 2 апреля 1968 года Советом Министров АзССР, в число 591 памятника вошли всего лишь… 25 армянских. Только из НКАО и без указания этнической принадлежности!

В конце 1960-х - начале 1970-х гг. в азербайджанской Академии наук появилась и стала широко разрабатываться псевдонаучная теория, которая гласила, что памятники христианской культуры Нагорного Карабаха вовсе не принадлежат христианам-армянам. А будто бы это памятники материальной культуры «предков» мусульман-азербайджанцев, жителей исчезнувшего с карты мира ещё в IX веке государства Кавказская Албания (Алуанк, Агванк), чьё население исповедовало христианство.

А вот как просто в исполнении «албановеда» Давуда Ахундова объяснялось происхождение закавказских тюрок и карабахских армян: «Большая часть албан, исповедавшая ислам, впоследствии стала называться азербайджанцами, а исповедавшие христианство после присоединения их церквей в 1836 году к русской церкви, путем объединения с армянской (присоединенной к русской церкви в 1828 г.) постепенно стали называться армянами».

Действительно, если часть албанов стали «азербайджанцами», приняв ислам, то логично, что другая часть, сохранившая христианскую веру армянского толка, стали армянами. Пусть даже и «постепенно», и «после 1836 года».

Но на вопрос, откуда же взялись многочисленные и порой весьма древние (в том числе и датируемые V веком) надписи на армянском языке на практически всех христианских храмах и надгробиях Нагорного Карабаха, азербайджанская наука тоже нашла столь же простой ответ. Оказывается, после присоединения края к России «постепенно ставшие называться армянами» албаны и «пришлые» армяне по заданию Эчмиадзинского Католикосата с молоточками в руках стали сбивать и уничтожать все старые «албанские» надписи, заменив их новыми, армянскими.

Таким же образом, по распространенному в научных кругах Азербайджана поверью, армяне поступили и с албанской литературой: все рукописи и книги сожгли, предварительно переведя на армянский, чтобы впоследствии выдавать их за свои.

В наш век крайне легко установить возраст любой надписи с помощью различных анализов. Поэтому становится совершенно непонятно когда же, по мнению бакинских мудрецов, пришлые армяне стучали молоточками и жгли албанские книги: в Vвеке или после 1836 года?

…Практическое применение «албанская» теория получила с началом в 1988 году движения за присоединение НКАО к Армянской ССР. В известном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о социально-экономическом развитии НКАО, принятом 24 марта 1988 года, содержался пункт, касающийся культурного наследия Арцаха.

Сразу же после принятия постановления от 24 марта 1988 года в недрах Министерства культуры АзССР поспешно закипела работа по фальсификации принадлежности памятников Арцаха.

27 апреля 1988 года Совмин АзССР утвердил постановлением № 145 список памятников истории и культуры, находящихся в НКАО, подготовленный Минкультом АзССР, Академией наук республики и азербайджанским Добровольным обществом охраны памятников истории и культуры.

Естественно, в этом списке не было ни одного памятника армянского зодчества. Все они были объявлены «албанскими», а отсюда – азербайджанскими. Абсурдность ситуации подчеркивалась тем, что в уже упоминавшемся постановлении Совета Министров АзССР № 140 от 2 апреля 1968 года, утверждавшем список памятников, подлежащих государственной охране, ни о каком «албанском зодчестве» вообще ничего не говорилось.

Однако подобные «мелочи» никогда не смущали власти Азербайджанской ССР.

Не смущают и Ильхама Алиева сегодня.

Ведь о каких уничтоженных историческом наследии и религиозных памятниках можно говорить, если таковых вообще не было вовсе?

А персидские мечети в Шуше и мечеть в Агдаме никто и не равнял с землёй. Как это было сделано при Алиевых с армянским храмами повсеместно на оккупированных армянских землях: в Нахичеване, Северном Арцахе и далее везде.

Алиев поступает в полном соответствии с поговоркой о воре, который громче всех кричит: «Держи вора!» Однако его словоблудие в век интернета и снимков со спутников уже не убеждает никого. Кроме, вероятно, одурманенных рабов алиевского режима.

[i] Ф.Фатулла, «Наследство тюрков в услужении у армян», «Зеркало», 07.09.2001 г.

[ii] А.Л.Якобсон. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX-XV вв. Ленинград. Наука. 1987, стр. 208

[iii] Там же

[iv] Октябрь и развитие национальных отношений в СССР. Москва. Знание. 1987, стр. 56

[v] Л.Барсегян, А.Григорян, «Отношение к прошлому - залог будущего», «Коммунист», 07.10.1989 г.

[vi] «Армянский вестник», N 3 (17), февраль 1991 г.

[vii] Ахундов Д.А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Азербайджанское государственное издательство. Баку. 1986, стр. 225

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.