Великолепный художник-портретист из Карабаха Степан Агаджанян. ФОТОРЕПОРТАЖ

Армяне дали миру немало выдающихся художников. Вот наиболее известные из них: Богдан Салтанов (1630 - 1703), Иван Айвазовский (1730 - 1900), Геворг Башинджагян (1857 - 1925), Теодор Аксентович (1859 - 1938), Вардгес Суренянц (1860 - 1921), Фанос Терлемезян (1865 - 1941), Егише Тадевосян (1870 - 1936), Мартирос Сарьян (1880 - 1972), Акоп Коджоян (1883 - 1959), Аршил Горки (Востаник Адоян) (1904 - 1948), Дмитрий Налбандян (1906 - 1993), Жан Гарзу (Гарник Зулумян) (1907 - 2000), Мариам Асламазян (1907 - 2006), Ерануи Асламазян (1909 - 1998), Жан Жансем (Ованес Семерджян) (1920 - 2013), Лавиния Бажбеук-Меликян) (1922 - 2005), Минас Аветисян (1928 - 1975), Рудольф Хачатрян (1937 - 2007), Гаянэ Хачатурян (1942 - 2009). И в одном ряду с этими звёздами живописи стоит карабахский художник-портретист Степан Агаджанян. 
Степан Меликсетович Агаджанян родился 16 (28) декабря 1863 года в городе Шуши - историческом центре армянского Арцаха (Нагорного Карабаха), который входил тогда в состав Елизаветпольской губернии Российской империи. Сама волшебная природа этого потрясающего края оказывает на его уроженцев особое влияние и закладывает в них талант и чувство прекрасного. 
В 1872 - 1881 годах Агаджанян учился в Шуши в армянском епархиальном училище. После его окончания для освоения русского языка он поступил в местное русское реальное училище, в котором проучился с 1881 до 1884 года. По окончании училища он в том же году уехал в Баку. 
Надо сказать, что Степан с детства был очень одарённым. Тяга к искусству у него была явно заметна. Однако у родственников это не встретило понимания. Они готовили его к коммерческой карьере. Но благодаря счастливому случаю в 1884 году он попал во французский город Марсель, где его родной дядя, пытаясь сделать из него инженера, поместил племянника в пансион, в котором изучалась такая дисциплина, как рисование. И преподаватель пансиона, почувствовав талант юноши в живописи, смог убедить дядю Степана, что его племянник, наверняка, сможет добиться больших успехов в изобразительном искусстве, если ему предоставят возможность заниматься любимым делом, к которому у него есть явная склонность. 
Итак, Степан Агаджанян приступил к обучения живописному искусству во Франции. В 1885 году он учился у известного в то время французского художника Луи Жанмо (1814 - 1892). А затем, к своей большой радости, Степан был принят в Марсельскую художественную студию, где проучился четыре года с 1886 до 1890 года. Таким образом, там он получил начальное профессиональное образование. 
В 1897 году при поддержке родителей он получает возможность продолжить свою учебу в престижной частной Академии Родольфо Жюлиана в Париже, где берёт уроки в мастерской профессора Жана-Поля Лорана (1838 - 1921), специалиста в области исторического жанра, а также у Жана-Жозефа Бенжамена-Констана (1845 - 1902), привившего Агаджаняну тонкости понимания особенностей образной и пластической характеристики личности в портретном жанре. Он начал писать картины и зарабатывать на жизнь. В Академии Жюлиана он успешно учился в 1897 - 1900 годах. В это время за свою картину «Обнажённая» он получил золотую медаль. Большое влияние на творчество Агаджаняна произвело реалистическое искусство французского художника Гюстава Курбе (1819 - 1877). 
В 1900 году Степан Агаджанян вернулся на Родину - в Карабах. Дома в Шуши он создал портреты своих родителей, отличавшиеся мастерской передачей характеров и сдержанностью колорита. Некоторое время он работал в Шуши, а потом в Баку. После этого Агаджанян принимает решение переехать в Москву, а затем во Францию. Но по дороге тяжело заболела его жена Анна, и он был вынужден остановиться в Нахичеване-на-Дону (Ростове-на-Дону). И получилось так, что там он задержался на длительное время. В Ростове он жил и работал с 1903 по 1922 год. 
Средств на жизнь и лечение жены не хватало. И Агаджаняну пришлось искать заработок. В первое время он преподавал рисование в армянских школах. Он устроился преподавателем чистописания в армянскую школу при церкви «Сурб Торос» («Святого Фёдора»). Затем он ведёт уроки чистописания в ремесленной школе персидских армян. Ему удалось устроиться учителем рисования в женской гимназии, основанной на средства, завещанные купцом 2-й гильдии Никитой Гогоевым (Гогояном). 
Но состояние здоровья жены Агаджаняна Анны продолжает ухудшается и весной 1908 года она умирает. Степан Меликсетович остался один. От тяжёлой депрессии его спасают преподавательская работа и творчество. Он устроился преподавателем живописи и рисунка в школе Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств (РНОИИ), организованного в 1907 году. На счету этого общества было много заслуг по развитию художественной культуры Дона. Но особое место занимает выставочная деятельность с 1911 по 1918 годы. Одним из наиболее активных участников ежегодных весенних выставок РНОИИ был Степан Агаджанян. 
В этих экспозициях он демонстрировал свои произведения самых разных жанров, но в историю изобразительного искусства России и Армении Агаджанян вошёл как один из талантливейших художников-портретистов на протяжении полувека - последнего десятилетия XIX века и четырёх десятилетий XX столетия. Он стал связующим звеном между армянскими художниками XIX и XX веков, поднимая на новую высоту национальную реалистическую живопись. 
Выставляя каждый раз новые произведения, Агаджанян привлекал к себе внимание ценителей искусства и прессы. О нём тепло писала выдающаяся писательница Мариэтта Шагинян. Высоко оценивал мастерство Агаджаняна выдающийся русский художник Константин Коровин. В 1919 году в Ростове усилиями сестёр Мариэтты и Магдалины Шагинян была открыта школа имени Михаила Врубеля, где вместе с известными столичными художниками Агаджанян стал преподавать живопись. 
Напомню, что это были тяжёлые годы Гражданской войны. Тем не менее постепенно личная жизнь Степана Меликсетовича наладилась. В 1918 году он женился на новонахичеванской армянке Варсеник Арутюновне Айвазян -  выпускнице Ростовского медицинского института. В ростовский период жизни художником было написано много работ: портреты Сармакешевой, С. Экчемян (1908), Мариэтты Шагинян, Якова Хачатряна, госпожи Хачатрян (матери Якова Хачатряна и свекрови Мариэтты Шагинян) (1916), ростовского столяра (1910), таганрогского рыбака, Маруси, «Думы» (портрет Е. С. Суховей) (1914) и другие. 
В 1922 году Агаджанян переехал на постоянное жительство в Ереван, где он прожил до самой своей смерти в 1940 году. В Армении были созданы все условия для возрождения национальной культуры, для спокойной и созидательной жизни людей искусства. После долгих скитаний художник получил возможность жить на Родине и творить для своего народа. В Армении он создал большинство лучших своих картин. 
Там Агаджанян продолжил заниматься и преподавательской деятельностью. С 1922 до конца жизни он преподавал в Ереванском художественном училище. Талантливый художник учил молодое поколение мастерству живописи, с радостью передавал им свои знания. Он был любимым преподавателем у своих учеников. 
Степан Меликсетович был не только хорошим, но и весьма передовым для своего времени педагогом. И если раньше до него в практике преподавания бытовали уроки копирования рисунков, то он заменяет их на работу с натуры с учётом разработки таких факторов, как пространство и свето-воздушная среда в природе. 
У Степана Агаджаняна есть прекрасные натюрморты и пейзажи. Но, безусловно, портреты у него получались лучше всего. И потому художник Агаджанян известен прежде всего своими реалистичными портретными работами, отличающимися глубокой содержательностью и искусной передачей характера. Самое главное впечатление от работ Агаджаняна - это стремление художника вникнуть во внутренний мир человека. А цветовое решение его картин часто выражено в сдержанных и спокойных тонах. 
Это можно отнести к портретам отца и матери, написанных в 1900 году. Некоторые из них превращаются в портреты-типы: «Дядюшка Седрак» (1926), «Василь» (1926), «Беспризорник» (1928). Глубоким психологизмом выделяются автопортреты Агаджаняна, написанные в 1925 и 1926 годах. 
Помимо этого среди созданных им портретов особенно известны следующие: «Сестра художника» (1926), «Жена художника Варсеник Айвазян с собачкой» (1926), «Писатель Эмин Тер-Григорян» (1927), «Композитор Анушаван Тер-Гевондян», «Карабахская женщина», «Артистка Елена Баронкина» (1935) и другие. 
Между прочим, как рассказывала моя бабушка Софья Сергеевна Авакян, художник Степан Агаджанян (1863 - 1940), писатель Александр Ширванзаде (Мовсесян) (1858 - 1935) и актёр Ованес Абелян (1865 - 1936) приходились друг другу троюродными братьями. И одновременно, все эти три выдающихся деятеля армянской культуры, были родственниками моей бабушки. Степан Меликсетович в 30-х годах в Ереване частенько захаживал в гости к моим бабушке и дедушке - знаменитому армянскому архитектору Тирану Мисаковичу Ерканяну.  
Помнится, бабушка рассказывала, что Агаджанян был крупным, импозантным мужчиной с пышными усами и громким басом. А мой папа, будучи тогда маленьким ребёнком побаивался его вида и при его появлении стрелой бежал и прятался от него под стол. Степан Меликсетович заметил это и как-то удивлённо по-карабахски спросил бабушку: «Софик, эт инча, хохан вахума индзниц? Лёвик, ми вахи, ек стех». (Софик, что это, ребёнок боится меня? Лёвик, не бойся, иди сюда». Но громкий  бас гостя лишь ещё больше пугал ребёнка и он предпочитал отсиживаться под столом. 
А был Агаджанян очень милым и добрым человеком. И очень родственным. Он любил рисовать близких ему людей. Так в середине 30-х годов он нарисовал и мою бабушку. Она вспоминала, что в начале картина называлась «Портрет комсомолки Софик». Но потом после смерти художника почему-то стала называться «Портрет девушки в красном платке». Эту отличную картину в прошлые годы я видел в Картинной галерее Эчмиадзина. 
Творческая деятельность Степана Меликсетовича Агаджаняна была высоко оценена. В 1931 году он стал Заслуженным художником Армянской ССР. А в 1938 году Президиум Верховного Совета Армянской ССР присвоил Агаджаняну почётное звание Народного художника Армянской ССР. 
В 1939 году в Армении широко отмечалось 40-летие художественной деятельности прославленного художника, которому исполнилось 76 лет. По этому случаю в Ереване была организована большая персональная выставка произведений Агаджаняна. В 1939 году в Москве блестяще прошла Декада армянского искусства. В связи с этим Агаджанян, принявший участие в этом незабываемом мероприятии, был награждён Президиумом Верховного Совета СССР орденом Трудового Красного Знамени. 
Выдающийся советский армянский живописец-портретист и педагог скончался в Ереване 13 декабря 1940 года прожив почти 77 лет. В память о нём на доме в Ереване, где он жил по улице Абовяна, 42, была установлена мемориальная доска. На ней по-армянски написано: «В этом доме в 1930 - 1940 годах жил Народный художник Армянской ССР Степан Агаджанян (1863 - 1940)». 
Степана Меликсетовича не забыли и после его смерти. В 1951 году в Москве в Доме культуры Армении была организована выставка работ художника Агаджаняна. Она прошла с большим успехом. В Книге отзывов было оставлено много восторженных впечатлений о его картинах и тёплых воспоминаний о замечательном художнике и прекрасном человеке. 
Вот, как спустя многие годы, на этой выставке вспоминал своего учителя его бывший ученик по школе имени Михаила Врубеля в Нахичеване-на-Дону в 1920 - 1921 годах художник Б. Миневрин. «Глубокий след в моей жизни оставил дорогой С. М. Агаджанян как педагог, человек и художник. Его имя известно далеко за пределами нашего Союза. Мастерство художника-живописца высоко ценили и ценят подлинные знатоки искусства во Франции, в Париже, где учился великий художник Армении». 
В 1961 году в Ереване в издательстве Армгосиздат вышла книга воспоминаний жены художника Варсеник Арутюновны Агаджанян (Айвазян) - «Мои воспоминания об Агаджаняне». В ней супруга рассказала о жизни и творчестве Степана Меликсетовича. 
В Армении и Карабахе выросло немало достойных продолжателей дела Агаджаняна. Многие из них продолжают столь же активно прославлять свою Родину и её людей по всему миру. Например, ныне великолепными певцами красот Карабаха являются известные российские художники отец и сын Юрии Григоряны. Юрий Григорян-старший - уроженец Карабаха (Арцаха). И потому не удивительно, что  этот край стал основным в его творчестве. А Юрий Григорян-младший, хоть и родился в Москве, но Карабах живёт в его сердце и часто отражается в картинах. 
В Армении в 2013 году был широко отмечен 150-летний юбилей Степана Меликсетовича. Прошли юбилейные мероприятия, появились публикации в прессе, была выпущена различная памятная продукция. 
В 2013 году Центральный банк Республики Армения выпустил памятную серебряную монету к 150-летию Степана Агаджаняна. На аверсе монеты изображён фрагмент его картины «Дочь сестры художника». В нижней части аверса выгравирована номинальная стоимость монеты «100 драмов», а по краям вверху и внизу на армянском языке надписи: «Айастани Анрапетутюн» и «Кентронакан Банк» («Республика Армения» и «Центральный Банк»). На реверсе монеты изображён портрет художника и палитра с кистями. Наверху и внизу надписи на армянском и английском языках: «Степан Агаджанян 1863 - 1940». 
Было выпущено 500 таких монет. Монета имеет прямоугольную форму, изготовлена из серебра 925 пробы, размером 28 х 40 мм. и весом в 28,28 грамма. При изготовлении монеты использовались цветные краски. Монета редкая и представляет большой интерес для нумизматов. Хоть её номинальная стоимость 100 драмов, стоимость по каталогу составляет 120 евро. Дизайнером является Вардан Варданян. Монета выпущена на Нидерландском Монетном дворе: Koninklijke Nederlandse Munt (the Netherlands). Вместе с монетой был выпущен буклет: Armenia 2013. The 150th anniversary of birth of Stepan Aghajanian. (Армения 2013. 150 лет со дня рождения Степана Агаджаняна).
Кроме этого в 2013 году по случаю 150-летия Степана Агаджаняна национальным почтовым оператором Республики Армения ЗАО «Айпост» была выпущена почтовая марка. На ней по-армянки и по-английски написано: «Национальная галерея Армении. Степан Агаджанян. «Портрет матери художника». 2013. 330 драмов». Дизайнером марки является Давид Довлатян. Размер марки 24 х 40 мм. Марка выпущена массовым тиражом в 40 тысяч экземпляров. Она напечатана во Франции в типографии Carton. Филателисты разных стран с удовольствием пополнили свои коллекции этой армянской маркой. 
Так что, как видим, Степана Меликсетовича Агаджаняна в Армении помнят и чтут. Творчество этого художника оставило яркий и самобытный след в армянской живописи. Большая часть произведений Степана Агаджаняна хранится в Национальной Картинной галерее Армении в Ереване. Там всегда много посетителей. Это и местные граждане, и приезжие армяне, и иностранные туристы. Все они с удовольствием любуются произведениями этого замечательного живописца из Карабаха.
Александр Ерканян

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.